Лента новостей
Статья10 декабря 2014, 08:00

Как вести себя верующему

Мы уже не раз публиковали статьи, в которых шла речь о поведении в храме. Но в них в основном шла речь об отношении человека к иконам, свечам и всему, что связано с домом Божиим. Однако недавно в редакцию поступило письмо нашей читательницы, где она просит разъяснить вопрос о взаимоотношениях прихожан в храме.
«Здравствуйте, уважаемая редакция! Я живу в с.Пичаево недавно, с мая этого года. И уже успела полюбить это село. Всю жизнь я прожила в Мурманской области, поэтому не могу налюбоваться красотами пичаевской природы.
Как только я переехала сюда, сразу выписала вашу газету, чтобы побольше узнать о районе, людях, быть в курсе всего происходящего здесь. И нахожу в ней всё, о чём хочу знать. Мне всё нравится в «Пичаевском вестнике»: и информация о людях, и краеведческие материалы, репортажи с места событий, информация о сёлах, сельском хозяйстве – любой найдёт здесь для себя что-то интересное и полезное. Много внимания вы уделяете и православной тематике, и как раз об этом я хочу поговорить.
Всю свою сознательную жизнь (57 лет) я была атеистом, но в прошлом году, приехав в Пичаево, покрестилась – видимо, пришло время. Я сама очень рада этому событию, стала ходить в храм, читать религиозную литературу, смотрю телеканал «Союз», стараюсь соблюдать божьи заповеди. Но не всегда мне всё понятно – иногда вопросов возникает больше, чем ответов.
Хочу рассказать об одной ситуации, которая никак не даёт мне покоя и оставила неприятный (и это мягко сказано!) осадок в душе.
У меня появилась проблема, было очень тяжело на душе, и я решила сходить в храм, попросить помощи у святых. Я купила свечу, но даже не знала, к какой иконе мне подойти, ноги сами привели меня к иконе святителя Пантелеиймона. Я стала мысленно разговаривать с ним, просить о помощи, слёзы сами хлынули из глаз. И вдруг я почувствовала, как от иконы ко мне протянулся луч света. Это было такое состояние, которое не передать словами. Словно не было никого вокруг, я одна в храме, и только лик святого смотрит на меня и как бы проникает в каждую клеточку.
И тут вдруг – толчок в бок: «Отходите, за вами уже очередь!», словно ушат помоев на голову вылили. Я, наклонив голову, отошла от иконы, оправдывая этих людей тем, что я пришла к Богу, ему принесла свою молитву, и он меня услышал, несмотря на чужое вмешательство. Но так хотелось сказать: «Неужели вы не видите, что человек не просто стоит у иконы и разглядывает её – он плачет, значит, что-то у него случилось, он о чём-то просит святого? Зачем же гнать его? Где же ваше сострадание?»
А ведь иеромонах Аристарх в своей книге «Что нужно знать о православном церковном этикете» писал: «Если мы любим друг друга, Бог в нас пребывает». И ещё: «Вежливость, как состояние этикета, у человека духовного может стать средством, привлекающим благодать Божью».
В связи с этим хочется пожелать, чтобы на вашей православной страничке было больше разъяснений и статей о правилах поведения в церкви, церковном этикете.
С уважением, Валентина Александровна».


Церковь – это особое место молитвенного предстояния пред Богом. К сожалению, мало кто задумывается о том, что такое храм Божий и как вести себя в нём. У тех, кто уже несколько лет ходит в храм, появляется иногда вредная и опасная привычка относиться к Дому Божию как к чему-то обыденному, где, приложившись к иконам и поставив свечи, можно решать свои проблемы. Вместо того, чтобы смиренно ощущать себя рабами Божиими, берут на себя право всех и вся поучать, наставлять, имеют даже «свои» места в храме, забывая, что сюда входят не «по билетам», у человека здесь не может быть «личных» мест – пред Богом все равны.
Протоиерей Андрей Устюжанин в книге «Как вести себя верующему» пишет: «Если Вы видите человека, который не знает, как вести себя в храме, можно подойти и деликатно, тихонечко сказать: «Простите, пожалуйста, но в храме не принято держать руки за спиной (или в карманах), вести шумные разговоры или стоять во время богослужения спиной к алтарю...»
В основе обличения, вразумления, наставления человека должна лежать не озлобленность и ненависть, а христианская любовь. Людям надо просто, деликатно пояснить, что можно делать во время богослужения, а что — нет. Но надо знать, в какие моменты службы это можно сказать.
Например, во время чтения Евангелия, или Херувимской, евхаристического канона, или когда выносят Чашу (то есть выходит Христос), этого делать не нужно. В эти моменты службы даже свечи не продаются — но бывает, что пришедшие в храм люди, не зная этого, начинают стучать в окно свечного ящика или громко спрашивать, где им взять свечи. В таком случае, если служителя храма не оказалось на месте, кто-то из близстоящих верующих людей должен очень деликатно сказать: «Пожалуйста, подождите несколько минут, сейчас читают Евангелие». Конечно, даже совсем незнающий человек поймет такую ситуацию чисто по-человечески.
Если у человека, пришедшего впервые в храм, возникли определённые вопросы: куда поставить свечку, перед какой иконой помолиться, к какому святому обратиться в различных семейных трудностях или куда и когда прийти на исповедь, то с этими вопросами лучше посоветовать обращаться к священнослужителю. Если у батюшки нет в данный момент возможности побеседовать, то надо направить новоначального к работникам храма, которые в пределах своей компетенции постараются на эти вопросы ответить, посоветуют, какую литературу почитать.
Особенно важно уважать чувства других прихожан. Каждый приходит в храм к Богу со своими чувствами, переживаниями, бедами. И не стоит никого торопить, подталкивать, уговаривать или убеждать в своей правоте. Подобное поведение в храме просто недопустимо.
Если вас всё же кто-то огорчил или обидел, пусть и несправедливо, по-вашему, не спешите выяснять отношения, не возмущайтесь и не раздражайтесь, а лучше помолитесь об этом человеке – ведь ему ещё тяжелее, чем вам: на его душе грех обиды.
Долг же обиженного от всей души прощать обиду, как бы сложно это ни было.

Автор:Елена Еремеева