Лента новостей
Статья11 сентября 2014, 16:45

Хотите угнаться за двумя зайцами? Легко!

Кардинальное обновление технического и технологического оборудования нашего градообразующего предприятия ООО "Кристалл" и агрохолдинга ООО "ЮВАГ" в соответствии с инновационным курсом развития экономики требует совершенствования системы подготовки технических и профессиональных кадров. В этом отношении важное место в настоящее время уделяется системе дуального образования. С сентября текущего года эта новая система обучения будет внедряться в нашем аграрно-промышленном колледже, где также готовятся кадры для ООО "Кристалл" и агрохолдинга ООО "ЮВАГ". Дуальная система обучения — это когда работодатель вовлечён в процесс подготовки квалифицированных кадров. Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. Достигается это путём увеличения практической составляющей учебного процесса и проведения занятий непосредственно на рабочем месте. Сегодня мы беседуем на эту тему с первым заместителем директора аграрно-промышленного колледжа Николаем Николаевичем Михайлюком.

— Николай Николаевич, дуальная система образования, конечно, очень интересная, но практически незнакомая для нас, а вы уже ведёте набор по данной системе. Вы что, решили бросить вызов федеральным образовательным стандартам?!
— Ничего не стоит на месте. И даже стандарты меняются. Кстати, сейчас в минобрнауки будут разрабатываться новые нормативы, которые помогут более широкой реализации дуальной системы образования в нашей стране. Мы же решили присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении для нас представляла система профессионального образования Германии. Эта страна является одним из лидеров по уровню квалификации кадров. Система дуального образования Германии проверена жизнью и является образцом для всей Европы.

— Николай Николаевич, немецкие компании активно участвуют в подготовке кадров под свои нужды. Почему же мы не следуем передовому опыту?
— У нас система образования централизована, и чтобы внедрить дуальную систему обучения, нужно сначала получить разрешение "сверху". И это может быть пока только эксперимент, так как для каждой специальности есть утверждённая программа, отступать от неё учебные заведения не имеют права.

— Так значит, пока не полностью ваше учебное заведение переходит на дуальную систему обучения?
— Мы проводим набор по такой системе обучения только двух учебных групп по специальностям: механизация сельского хозяйства; электрификация и автоматизация сельского хозяйства. Основной производственной базой для дуального обучения будут предприятия ООО "Кристалл" и ООО "Юго-восточная агрогруппа", а именно агрофирмы на территории Кирсановского, Умётского, Гавриловского районов и Белинского района Пензенской области. Но, кстати, в нашей стране преимущества этого обучения оценили, и в Пермском крае стали проводить эксперимент по подготовке кадров для промышленности региона на основе дуальной системы образования. Руководители нескольких крупных предприятий региона заключили договор с учебными заведениями о подготовке для них специалистов конкретного профиля с обязательным прохождением практики на этом предприятии. Новая система предусматривает значительное увеличение времени, отведённого на практику, — ровно столько, сколько отводится для теоретической части. Первые шаги в этом направлении оказались успешными. Президент одобрил пермский опыт.

— Николай Николаевич, преподавательский состав готов работать по новой системе?
— В рамках подготовки к переходу на дуальное обучение в Германию для изучения опыта ездило одиннадцать человек, в том числе такие преподаватели как Светлана Владимировна Прохорова, Анна Владимировна Пижук, Виктор Васильевич Кожарин, Валерий Николаевич Лёвин, Владимир Вячеславович Серяпин, Олег Файзулаевич Махмудов, Дмитрий Николаевич Бодров.
Для молодых людей Германии дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены

— Николай Николаевич, а наши студенты будут получать какое-то денежное вознаграждение от предприятия?
— Они будут получать стипендию от колледжа, как и все студенты, плюс им будет выплачиваться ежемесячно 4420 рублей на производстве, где они будут проходить практическое обучение. Конечно, всё чётко будет обговорено договором. На производстве у них ежемесячно должно быть не менее 60 стажировочных часов.

— Николай Николаевич, это получается, что фактически Ю. М. Хохлов будет инвестировать в образование ваших студентов?
— Да, он сам заинтересован в этом. Ему, как работодателю, в конечном счёте экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку "на выходе" они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия. При таком подходе к обучению его постоянно развивающиеся и растущие предприятия будут обеспечены постоянным притоком квалифицированного персонала. Кстати, я вам сказал, что наши преподаватели изучали опыт дуального обучения в Германии. Так вот Юрий Михайлович Хохлов ездил в Германию дважды по изучению этого опыта. Для него это возможность подготовить для своих предприятий кадры точно "под заказ", обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя расходы на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же, есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы учёбы все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует наших студентов учиться не для галочки.

— В какой-то мере ответственность при дуальном обучении за процесс обучения распределяется между предприятием и образовательной организацией?
— Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании обучаемых. На мой взгляд, к этому нужно стремиться. Это действительно полезное и нужное дело — проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решается несколько проблем. Во-первых, стажёр получает необходимый опыт. Кстати, уже с первого года обучения в нашем колледже по дуальной системе у студента будет идти трудовой стаж. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Во-вторых, предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.
— Эту систему образования диктует сама практика нашей жизни?
— Подъём производства вызвал и повышение спроса на квалифицированные кадры. Причём спрос изменился не только количественно, но и качественно. На ООО "Кристалл" в связи с применением новых технологий, современного оборудования, наукоёмких автоматизированных процессов, в связи с оснащением агрофирм ООО "ЮВАГ" современной сельскохозяйственной техникой требования к работникам значительно возросли. Теоретическая подготовка должна была сочетаться с практическими умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции.

— Николай Николаевич, надеюсь, что эта новая система обучения приживётся у нас и проявит свою жизнестойкость, и мы сможем преодолеть отставание в структуре, объёмах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований современных предприятий.
— В нашем аграрно-промышленном колледже имеются все условия для успешного развития дуального образования. По окончании обучения у нашего студента будет диплом, а также определённый практический опыт в наличии, трудовой стаж. Ни одно вузовское инженерное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение. Это важная ступенька на пути к успешной карьере.

Тамара ПОПОВА.

Фото автора.

Автор:Тамара ПОПОВА