Лента новостей
Статья18 октября 2011, 17:18

Крылья Родины

Не окажутся ли они подрезанными в Тамбове и не только?..

Маленький сине-красно-белый самолетик кружился в сером небе. Он делал петли, закручивал невероятные «бочки», взбирался на крутые «горки», чтобы затем, падая вниз в головокружительном штопоре, снова взмыть, оглушая аэродром ревом форсажа. Под конец он заложил крутой вираж и умчался, словно накинув петлю на шумный беспечный город…

Так, несмотря на не совсем летную погоду, начался десятый юбилейный международный авиасалон МАКС— 2011. Есть довольно странное ощущение, когда салон еще не открыт для широкой публики, самолеты еще не окружила шумная толпа, а летчики только тренируются для показательного шоу. Как, например, истребитель Миг-29 из пилотажной группы «Стрижи», что удивлял деловых гостей и журналистов, оккупировавших аэродром в Жуковском. А потом уже всей боевой эскадрильей «Стрижи» и «Русские витязи» показывали чудеса высшего пилотажа, негласно соревнуясь с летчиками Липецкого центра боевого применения, не раз демонстрировавших свое мастерство на традиционных авиапраздниках в Тамбове.


Вообще, если отбросить официальные благозвучные отчеты о результатах главного отечественного авиафорума года, то внешне он выглядел вполне обыденно и предсказуемо. К нашей самой разрекламированной надежде гражданской авиации среднемагистральному лайнеру «Сухой Суперджет» западные гости большого интереса не проявили, зато партнеры по СНГ заключили контракты на его будущие поставки. Увы, для отечественных авиакомпаний такой самолет пока слишком дорог, и они, скорее всего, предпочтут если и покупать, то проверенные «Боинги-737», пускай подержанные, но зато более дешевые. Ну а главный фурор вызвал, конечно, «Аirbus -380» — самый большой лайнер в мире. Несмотря на свои внушительные размеры, он порхал как бабочка, закладывая виражи, для которых такая машина даже не предназначена. Увы, этот товар нам пока точно не по деньгам, да и не по возможностям российских аэропортов.


Что же касается двигателя авиационного прогресса — военной авиации, то кроме традиционных Су-27 и МиГ- 29 нам предложить было особо нечего. Это, конечно, хорошие истребители, но, как ни печально, устаревающие и морально, и, как признавались после пресс-конференции пилоты «Русских витязей», физически тоже. Логичным развитием СУ-27 стал не просто истребитель, а красовавшийся на салоне полноценный ударный самолет Су-34, которым мы пока больше оснащаем не свои ВВС, а крепим оборонную мощь дружественной и платежеспособной Индии.


Ну а наши заклятые друзья американцы прислали на МАКС заслуженного красавца-ветерана, который уже полсотни лет в строю — стратегический бомбардировщик B-52. Бывший символ холодной войны стал теперь посланцем взаимопонимания. Правда, в полетах гигант не участвовал, отдав лавры высшего пилотажа «Орлам» и «Соколам» — истребителям F-15 и F-16. Последний поразил всех уникально коротким разбегом, после чего свечой ушел вверх под восторженные взгляды журналистов и грустные взоры наших летчиков: как видно, с авиакеросином у американцев проблем нет.
К сожалению, полет первого российского опытного истребителя пятого поколения Т-50 не состоялся по техническим причинам. По официальной версии — это всего лишь случайность. К слову сказать, американский многоцелевой самолет пятого поколения F-22 «Raptor» уже давно летает, как и англо-франко-немецкий «Eurofihgter». Но дальше всех здесь продвинулась внеблоковая Швеция. Их SAAB — 39 «Grippen» уже стоит на вооружении в боевых авиачастях. Такие дела.


Глядя в серое небо над Жуковским, где, несмотря на тучи, тысячи зрителей могли насладиться летной программой грандиозного авиасалона, вспоминались не менее традиционные авиапраздники на аэродроме тамбовской «Летки», что ежегодно проходили в конце весны. На них собирались тысячи тамбовчан, а погода традиционно радовала синим небом, где показывали свою выучку летчики Липецкого центра боевого применения во главе с командиром-асом Александром Харчевским. Правда, уже три года эти праздники не проводятся. Хотя летали пилоты над Тамбовом даже не ради шоу, а в рамках программы учебно-боевой подготовки. Так что, несмотря на благостные заверения правительства, керосина, похоже, все же не хватает.


Правда, это далеко не единственная беда нашей авиации. Даже в «лихие» 90-е вряд ли кто мог представить, что в период «успешной стабилизации» в Тамбове будут закрыты оба авиационных военных училища. Насколько это решение федеральных властей оказалось «мудрым», можно судить по хронической нехватке летных кадров, которая теперь ударила по нашей не только военной, но и гражданской авиации. Ведь не случайно причиной большинства последних авиакатастроф становится человеческий фактор, а точнее недостаток опыта и летной подготовки пилотов. А ведь готовила наша «Летка» специалистов самой высокой квалификации, и любому самому высокому руководителю должно быть хорошо известно, что военные летчики дальней авиации особо ценятся в авиации гражданской.


Возродятся ли когда-нибудь тамбовские «Летка» и «Связь»? Наверно, это вопрос риторический, и конкретный ответ на него можно будет получить лишь когда станет ясно, возродиться ли вообще отечественная авиация на уровне, соответствующем мировому. Ведь не зря надеются на это тамбовские летчики, что с верой в будущее не давали оставшимся на аэродроме бывшей «Летки» учебно-боевым крылатым машинам превратиться в груду ржавого металла. Ведь небо — это не просто профессия, и даже не просто образ жизни. Потому что авиация — это показатель развития страны, ее возможностей и ее будущего прогресса. А будущее должно состояться, не взирая на любую нелетную погоду.

Принципиальный вопрос

Считаете ли вы ошибкой закрытие тамбовских военных училищ, и нужно ли их возродить?

Анатолий Сафонов, организатор авиашоу в Тамбове:


— У нас решения, принимаемые наверху, часто диктуются интересами и нуждами какого-то одного момента времени, и лишь потом мы начинаем думать о будущем. А все должно быть наоборот. Оба наших закрытых училища — это не просто первоклассные учебные заведения, но десятилетиями создававшаяся летная материальная база. Низкий поклон энтузиастам летного дела, которые эту базу смогли в нелегких условиях сохранить. Хочется верить, что их усилия были не напрасны, и оба училища в Тамбове возродятся. Так должно быть.
Игорь Николаев, руководитель музея боевой славы, почетный гражданин Тамбова:
— Надо помнить, что оба наших авиационных военных училища — это не только учебные центры, это многолетние традиции, благодаря которым стали на крыло по жизни множество знаменитых летчиков России. Эти традиции дорогого стоят. Их нельзя потерять Вот об этом надо бы крепко подумать. И я очень надеюсь, что над этим задумаются руководители, ответственные за настоящее и будущее нашей авиации, в развитии которой Тамбов играл и должен играть свою важнейшую роль. Тучи должны рассеяться.

Автор:Виталий Полозов