"Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет"

« Жердевские новости »
21
от
Среда, 20 мая, 2015 (Весь день)
788
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/05/20/top68.ru-kto-k-nam-s-mechom-pridet-tot-ot-mecha-i-pogibnet-55988.gif?itok=8nYlnngu
«Сталинград был началом  заката немецко-фашистской  армии».
 И. Сталин
 
Во время недавней поездки в Волгоград вместе с делегацией нашего района мне удалось ощутить атмосферу страшного военного времени, прикоснуться к истории  величайшего сражения на Волге и отдать дань памяти    славным героям России – все это стало возможным  в музее-панораме «Сталинградская битва».   
 
Восторгу не было предела, я просто не знала, в какую сторону  смотреть и к какому экспонату бежать. А среди них –   оружие, техника, предметы обихода тех лет, большое количество одежды,  личных вещей, наград. К сожалению, не могу оценить качество экспозиций как профессионал, но,    признаюсь,  слов не подберу,  чтобы выразить  восхищение  и вместе с тем гордость за своих предков и трепетное волнение. Грандиозное зрелище, даже  мурашки по коже.
 
Центральным памятником музея является художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», но  прежде, чем подняться на смотровую площадку панорамы, посетители музея проходят через череду его залов. С помощью подлинных документальных свидетельств  событий войны и предметов рассказывается вся история Сталинградской битвы. Всего восемь залов. Все помещения сделаны из бетона и  железа –  ощущения былых времен передаются максимально достоверно. Впервые оказавшись здесь, нельзя не поддаться эмоциям, хочется  одновременно бродить по залам, слушать экскурсовода и  смотреть, смотреть…  Полумрак, кстати, присутствующий везде, добавляет торжественности, создает в душе ощущение  щемящей боли (одно но, фотографии получаются нередко смазанными).  Сложно сосредоточиться, поэтому запечатлеваются в памяти наиболее яркие, главные, отличительные  моменты. А позже, словно из пазлов-отпечатков, в  объемную рамочку выстраивается картинка. 
 
Хочется указать на интереснейший экспонат музея – литографский камень для печатания листовок, заранее изготовленный гитлеровцами. Найден был в Харькове. На камне надпись-анаграмма: "Сталинград пал. Москва – голова Советского Союза, Сталинград – его сердце". Ни одна листовка такого содержания так и не была напечатана. Но как было все подготовлено, с каким усердием и целеустремленностью  фашисты показали изображение меча, вонзающегося в сердце! Жутковато. Гитлеровцы поторопились, собственно, как всегда. Город продолжал сражаться.
 
Атмосферу боевых действий на улицах города передают экспонаты зала с большим, в 30 метров длиной,  макетом разрушенного города-героя Сталинграда.   На нём, как на ладони, можно увидеть места наиболее кровавых боёв: у железнодорожного вокзала, у Дома Павлова, на Мамаевом кургане и в других местах. На макете разрушенного Сталинграда то здесь, то там вспыхивают красные огоньки. А наверху стрелой летит бегущая строка, извещающая о том   или ином трагическом событии или дате, количестве погибших,  передает мысли простых мирных жителей, не ожидавших в тот светлый день услышать об угрозе, нависшей над городом. Стоишь в полумраке и смотришь, словно завороженный, что называется, «почувствуй себя в гуще событий», и вот уже начинаешь определять, где находишься. Где этот знаменитый  Дом Павлова, где железнодорожный вокзал,  вот, кажется, Волга горит, а вот  –  полуразрушенное здание мельницы. Кстати, издалека строение действительно похоже на руины, но если присмотреться, видно, что проводятся работы по сохранению здания. Всё, что может упасть, подпёрто и подвязано.   
 
Одним из главных экспонатов одного из залов является шинель нашего земляка – командующего 35-й  гвардейской стрелковой дивизии  гвардии генерал-майора В. А. Глазкова. Во время боя он был смертельно ранен, но, истекая кровью, продолжал руководить боевыми действиями. Во время попытки эвакуции рядом с машиной  генерал-майора  разорвалось несколько мин. Посмертно он удостоен ордена Ленина… Кому принадлежала эта шинель, долго оставалось тайной. Шинель, найденная спустя какое-то время, имеет более 160 осколочных и пулевых ранений и хранится  в климатической витрине, специально, как ни странно, заказанной и привезенной из Германии. При таком хранении шинель не нуждается в чистке в течение четырех лет, она  защищена от пыли и влажности.
 
Среди развернутых экспозиций особую гордость вызывает удивительный меч, выкованный по специальному заказу  короля  Великобритании  Георга VI  народу Сталинграда, украшенный драгоценными металлами и камнями. На лезвии меча выгравирована надпись: «Подарок короля Георга VI людям со стальными сердцами – гражданам Сталинграда в знак уважения к ним английского народа». На обратной стороне лезвия – такая же надпись на английском. «Гарда – из чистого серебра, её позолоченные дужки, загнутые в сторону клинка, выполнены в виде голов леопардов. Двуручная рукоятка обвита 18-каратной золотой проволокой. В рукоять вмонтирован огромный кристалл чистейшего горного хрусталя, в торце головки которого – золотая роза Тюдоров. Ножны – темно-красного цвета, из кожи персидского ягненка, украшены посеребренным королевским гербом, короной и вензелем, а также пятью серебряными накладками и тремя пятиконечными рубиновыми звездами в золотой оправе». Конечно, это выдержка из описания по изготовлению меча. Каждая деталь заключает в себе умело разработанную идею. Это шедевр оружейного искусства, несомненно, драгоценная дань английского народа, благодарность и восхищение мужеством советских героев.
 
Даже по расстановке экспонатов можно понять, кто победил. Наше оружие (например, снайперская винтовка Героя Советского Союза В. Г. Зайцева), техника  представлены в предельно полной сохранности и чистоте, что нельзя сказать о немецких трофеях, оружии, мотоциклах. Вот наш М-72 начищен и покрашен, стоит на колёсах в полном вооружении и «излучает счастье».
 
А теперь переместимся в события страшной войны,  расказывающие о героическом прошлом  Волгограда. Итак, панорама. Слово это греческого происхождения,  и его буквальный перевод означает «то, что наблюдатель видит вокруг себя». На последнем этаже комплекса попадаешь под купол полотна, где можно увидеть все фрагменты «Разгрома фашистской армии под Сталинградом». Вопреки натянуто обоснованному мнению экскурсовода о невозможности  объять увиденное, находясь на нижней ступени зала, ноги посетителей невольно соскальзывали с верхней ступеньки, двигаясь по часовой стрелке в такт событиям, изображенным на полотне, подгоняя таким образом  под воображаемый финал.
 
На полотне изображено более 2500 фигур, но некоторые имеют имя, фамилию, звание. Это бойцы, которые отличились в дни Сталинградской битвы. Как вид искусства панорама состоит из трех составных частей.  Во-первых, это живописное полотно, длина которого  по  окружности 120 метров, высота – 16. Это крупнейшая панорама в России и, как ни странно, единственная, посвященная Великой Отечественной войне, причем достоинство этого холста в том, что он цельнотканый и имеет единственный шов. Его взвешивали перед установкой – ткань весила более тонны, сейчас вся эта конструкция, напоминающая китайский фонарик, висящий в пространстве, весит   от восьми до  девяти  тонн. Вторая составляющая панорамы – огромный металлический обруч, сваренный наверху, на него натянут холст, собственно, кольцо придает правильную форму панораме, а внизу, в карманах, находятся гири, то есть через каждые полтора метра металлические противовесы оттягивают полотно, чтобы не образовывались морщины. И третья часть – краска, грунтовка из осетрового клея и, конечно, пыль. Только в ходе последней чистки было снято 60 кг пыли.
 
Сюжетом панорамы является заключительный этап Сталинградского сражения, когда советские войска завершали операцию «Кольцо», основной задачей которой  было расчленение окруженной немецкой группировки. Решая поставленную задачу, две армии (21-я и 62-я) Донского фронта встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 года. Именно этот день и момент, когда бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация войск была особенно велика, изображен на панораме, а встреча двух армий является ее главным композиционным  стержнем.
 
Находясь в центре зала, ты как бы оказываешься на вершине Мамаева кургана (на одном из городских бетонных водоотстойников) и можешь посмотреть в любую сторону. Видны знакомые силуэты города – мельница, Дом Павлова, площадь 9-го Января, водонапорная башня вокзала Сталинград-1, элеватор, заводы. Вот бежит матрос-пехотинец, охваченный пламенем от разбитой пулей бутылки с горючей жидкостью,  а второй   поджёгший немецкий танк.  Чуть далее, находясь внутри охваченного огнем самолета, летчик продолжает  штурмовать цель. Спастись ему не удается. И тогда он направляет  объятую пламенем машину на скопление танков противника. Тут же видно, как бойцы сцепились с гитлеровцами в рукопашной схватке.  А на небе запечатлен кроваво-красный закат. Прямых несовпадений очень много, но это изначально так и задумывалось. В полотне специально изобразили самые (хотя я не представляю, какие под Сталинградом могли быть не самые) известные подвиги солдат, которые на самом деле очень разнесены во времени и пространстве... А вот в гуще событий сидит военный художник и делает зарисовки. Здесь же, неподалеку,  медсестра оказывает помощь раненому. Каждая из диорам – маленькая история большой войны.
 
Комплекс  также включает здание фондохранилища, руины мельницы, эстакаду с боевой техникой (танки, гаубицы, артиллерию периода Великой Отечественной войны). А совсем недавно в музейном комплексе появился новый экспонат – боевой танк, найденный в донских водах зимой 2010-2011 годов. Видимо, снаряд попал прямо в центр машины, так как  внутри образовалась огромная воронка. Покрытый ржавчиной останок танка покрасили, ведь «невянущая воинская честь есть в этих шрамах, в обгорелых ранах…» (К.Симонов). 
 
Мы покидали музей, потрясенные увиденным и услышанным. Именно благодаря героизму, мужеству, стойкости советских людей мы еще раз доказали всему миру, что «кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
 
Автор: 
Е. Черниогло
Читайте также:
Наверх