Лёд тронулся, господа...

« Кирсановская газета »
33
от
Среда, 13 августа, 2014 (Весь день)
2192
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/08/13/top68.ru-led-tronulsya-gospoda-42933.jpg?itok=iGEzXxZv

Мы на страницах нашей газеты рассказали о системе дуального  образования, которое сочетает в себе классическое теоретическое образование с практической профессиональной деятельностью на предприятии. Подобный проект стартовал и в Тамбовской области, а именно в нашем районе, занятия по такой схеме начнутся с 1 сентября в нашем аграрно-промышленном колледже. Сейчас активно ведётся подготовка к  реализации этого экспериментального проекта, от успешного проведения которого зависит очень многое. Но параллельно с этим проектом на  ООО "Кристалл",  ООО "ЮВАГ" и других  предприятиях группы компаний "АСБ" ищут  и иные пути  участия в процессе подготовки квалифицированных кадров.

Опыт ничем не заменишь

Насколько серьёзно на нашем градообразующем предприятии ООО "Кристалл" относятся к вопросу подготовки кадров для производства, я убедилась, когда встретилась с руководителем группы компаний "АСБ" Юрием Михайловичем Хохловым. Он  говорил и о создании на предприятии специального отдела, который будет заниматься этими вопросами и о том, что с будущими специалистами работать начнут ещё со школьной скамьи, и о создании  ученических мест, чтобы студенты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях группы компаний "АСБ". Ясно, что здесь делаются ставки на образованных практиков.
Заботятся и о широком наборе механизмов сотрудничества с учебными заведениями. В этом году      Ю. М. Хохлов заключил договор с Мичуринским аграрным университетом на прохождение практики на маслозаводе ООО "Кристалл" тремя студентками  третьего курса отделения технологии  хранения и переработки продукции растениеводства.  Специалисты как раз по профилю предприятия, и чего там говорить — здесь заинтересованы в принятии их на постоянную ставку сразу же после учёбы. А учиться им остаётся всего один год. Существующая  система обучения в аграрном университете: бакалавриат и магистратура, позволяют студенту после четвёртого курса получить диплом о высшем образовании, степень бакалавра и идти работать на производство. Кстати, времени до окончания университета остаётся совсем немного, а это их первая производственная практика.
Волновалась в первую очередь директор маслозавода Ольга Ивановна Аржаева. Ведь  процесс производственного обучения, согласно договору, должен  продлиться два с половиной месяца,   и цель — за это время научить студенток,  не имеющих представления о рабочих процессах на производстве,  действительно что-то делать, помочь им набраться реального опыта. До сих пор они изучали только теорию — это классические занятия непосредственно в университете: лекции, семинары, экзамены в конце семестра. Всё это им знакомо. Кстати, все три практикантки  отличницы. А теперь предстояло помочь им применить непосредственно  на практике полученные в университете теоретические знания.
Как сказал кто-то из великих — чтобы добиться возможного, надо делать невозможное.  На маслозаводе сделали невозможное — они за два с половиной месяца производственной практики сделали из  студенток, можно сказать, достойных практиков, которым не страшно доверить самостоятельную работу.
—  Мы их приняли по третьему ученическому разряду, закрепили за каждой наставника и руководителя практики, — рассказывает Ольга Ивановна, —  сейчас они у нас  на должности ученик-лаборант. Работают посменно, но только вместе с лаборантом предприятия. Конечно, у нас нет такой производственной необходимости, но если бы она была, то этих девочек я смело могла бы поставить на самостоятельную работу,  потому что уровень их практической подготовки на сегодняшний день позволяет это сделать.
Кстати, практика полностью оплачивается. Работают студентки по третьему ученическому разряду. И тем не менее оплата их труда высока. И не только по студенческим меркам. Ежемесячная  зарплата практиканток за время практики составляла  15000 рублей.   Некоторые из читателей, я думаю, завистливо сглотнули слюну, потому что не на каждом предприятии в нашем городе у специалистов со стажем есть такая зарплата.

Как вариант для неудачников?

"Не будешь хорошо учиться — дорога тебе в ПТУ" — вот так пугали, да и продолжают некоторые пугать детей.  Мы как будто не замечаем, что жизнь давно уже перешла на новый формат. Где наше Кирсановское СПТУ? Его нет, оно слилось с техникумом, сейчас это уже среднее специальное образование.  Сегодня уже  на нашем градообразующем предприятии  ООО "Кристалл" все производственные процессы автоматизированы, а с вводом нового завода в пять раз превышающего мощность сегодняшнего появится суперсовременное оборудование лучших европейских образцов, которое уже потребует от работающих на нём инженерных знаний.
Уже в прошлом и чумазые механизаторы в засаленной до черноты одежде, отмывающие каждый день лицо и руки соляркой. Современная сельскохозяйственная техника — это комбайны и тракторы, нашпигованные электроникой, где в кабинах климат-контроль, не требующая физических затрат система управления. А чтобы отремонтировать, настроить такую технику, нужны не гаечные ключи, а думающие мозги.
Мы беседуем с руководителем   центра занятости Анатолием Васильевичем Шипиловым. На рынке труда дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы: с одной стороны не хватает рабочих рук, а с другой стороны есть невостребованные специалисты. Ищут работу люди с дипломом юриста, экономиста. Тогда как  процентов восемьдесят   вакансий на рынке труда составляют квалифицированные рабочие кадры.  
Те, кто побывал в Германии по изучению опыта дуального образования, отмечают, что если наша молодёжь после школы стремится поступить в вуз, то в Германии дети  предпочитают научиться что-то делать своими  руками. Это престижно! В настоящее время здесь уже насчитывается несколько сотен профессий, изучить которые можно по дуальной системе, и список этот постоянно пополняется.  
 

Вернутся на завод

Двух практиканток из МичГАУ я застала в кабинете  директора маслозавода О. И. Аржаевой. Практика, собственно, подошла к концу.  Одна из девушек  Елена Князева продолжит работу на заводе — она переходит на индивидуальный план обучения — будет совмещать  на четвёртом курсе работу с учёбой.  Кстати, есть и ещё на заводе специалисты, которые учатся по индивидуальному плану в учебных заведениях, и работают. Молодой начальник цеха фасовки Елена Викторовна Выставкина, которая пришла на завод и  сделала карьеру, тоже учится  по такой же системе. И не только она.
— Мы просто в восторге от практики, — говорит Юля Сибирских, — ведь раньше мы понятия не имели, как выглядит то или иное оборудование, просто записывали название, заучивали. А когда мы пришли на практику, то здесь проводился  технологический ремонт, всё оборудование было в разобранном состоянии. И мы воочию увидели его, узнали, как оно работает, потрогали всё своими руками. Мы поняли главное, что теория без практики ничто.
Поработали не только в одном отделе, но прошли все участки.  На практике очень много познаёшь. Для меня колебаний нет — после окончания учёбы я хочу вернуться на этот завод, в этот коллектив, который нас так хорошо принял и многому научил. Мы вернёмся в студенческие аудитории уже совершенно другими  людьми — обогащённые ценными для будущих специалистов практическими знаниями и навыками.
Раиса Бакшевникова из Липецкой области, занимается научно-исследовательской работой в  МичГАУ. Хотела поступать в магистратуру, но после практики на маслозаводе в раздумье: что ценнее —  продолжить теоретическое образование или поработать на заводе, занимаясь  исследовательской работой непосредственно на производстве. Больше склоняется к последнему варианту.
Отдел  обучения и развития персонала на предприятии создан. При приёме  студентов  в группы дуального обучения сотрудники отдела работали вместе с приёмной комиссией аграрно-промышленного колледжа, беседовали с абитуриентами, их родителями.  
Будущих специалистов нужно готовить уже начиная со школьной скамьи. Посетили 26 школ  Кирсановского  и двух соседних районов, школы города Кирсанова, провели анкетирование, присутствовали на родительских собраниях, выступали, разъясняя родителям, какое обучение важнее для будущей карьеры их детей, рассказали о немецкой модели дуальной образовательной системы.
Серьёзные шаги по подготовке кадров на ООО "Кристалл"   уже налицо: они берут на себя ответственность по обеспечению студентов рабочими местами для прохождения производственной и технологической практики, обеспечивают их наставниками-инструкторами из числа специалистов высокой квалификации, выплачивают зарплаты. Благодаря увеличению роли практической подготовки, будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения. В общем, лёд тронулся…

Тамара ПОПОВА.
Фото автора.

Автор: 
Тамара ПОПОВА
Читайте также:
Наверх