Лучшие традиции – на благо детей

« Инжавинский вестник »
47
от
Среда, 19 ноября, 2014 (Весь день)
1318
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/11/19/top68.ru-luchshie-traditsii-na-blago-detei-46017.jpg?itok=0ua1NM-8

      Учреждение дополнительного образования детей - это особое образовательное пространство, где осуществляется специальная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована.

    ПОЯВЛЕНИЕ первых организованных форм внеурочной работы с детьми историки относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок. В конце 19-го века при народных домах появились первые клубы для детей.
    В начале 20-го века начали появляться первые внешкольные учреждения, деятельность которых была связана в первую очередь с культурно-просветительной работой. К этому периоду относится и организация временных детских коллективов в летний период.
     Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Оно наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения.
      Деятельность внешкольных учреждений начиналась в центральных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, станциях юных техников, детских спортивных школах, детских парках, Домах культуры.
     Она была направлена на удовлетворение интереса детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.
     Картина развития внешкольного образования в 20-30-е годы XX века была очень яркой.
Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание».
     В конце 30-х - начале 40-х годов значительное внимание уделялось оборонным вопросам. В городских и всесоюзных соревнованиях по стрельбе, прыжкам с парашютом участвовали сотни учащихся.
     Первая половина 40-х годов была наполнена активной деятельностью детей, педагогов и общественных организаций.
     Деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом. Годы войны продемонстрировали значение внешкольных учреждений в подготовке и развитии специалистов-профессионалов.
     1950 - 60-е годы сеть внешкольных учреждений продолжала расти. В 1953 году Министерство просвещения РСФСР утвердило единые положения о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения.
     Во всех школах под руководством пионервожатых и завучей по воспитательной работе действовали октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские организации. Школьные общественные организации играли важную культурно-образовательную роль, учили правилам общежития, труду и поведению в коллективе. Практически во всех школах были открыты многочисленные кружки: литературные, музыкальные, театральные, юных техников, юных натуралистов, созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы.
     В 70-80 -е годы росла сеть клубов, станций и домов юных техников. Широкое распространение получили технические клубы и кружки, развивались кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появлялись и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли.
     С 1992 года внешкольные учреждения в нашей стране стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования.
     Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность.

     ЭТОТ год в системе образования Тамбовщины является уникальным - Тамбовскому областному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» исполнилось 90 лет. Оно является одним из старейших учреждений дополнительного образования не только в Тамбовской области, но и в стране, входит в число 100 лучших школ России.

     ИНЖАВИНСКИЙ Дом пионеров был открыт в январе 1977 года. На его базе функционировало 19 кружков, большой популярностью пользовались кружки технического моделирования и художественно-эстетического направления.
     В 1991 году Дом пионеров прекратил свое существование в связи с ликвидацией пионерской организации, свою деятельность начали Дом технического творчества и Дом творчества.
     На базе Дома технического творчества функционировало 6 кружков: «Техническое моделирование», «Радиотехнический», «Судомоделизм», «Шахматный», «Фотокружок», «Кукольный театр». Позднее учреждение переименовано в Станцию юных техников.
В Доме творчества, а в дальнейшем - в районном центре детского творчества, велось обучение рукоделию, рисованию, художественной росписи и лепке.
     В 1993 году в Инжавинском районе открылось еще одно учреждение дополнительного образования - станция детского и юношеского туризма и экскурсий, где дети занимались пешим, водным, лыжным туризмом и краеведением.
     В июле 2009 года путем слияния этих трех учреждений было образовано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга», который имеет условия для проявления и развития способностей детей нашего района.

     СИСТЕМА дополнительного образования в разные годы развивалась по-разному: через систему кружков, секций, клубов и т.д. При этом в школах оно существовало практически всегда и осуществлялось, прежде всего, через работу факультативов и предметных кружков.
     Несмотря на многие сложности, в настоящее время система дополнительного образования детей находятся в стадии развития. В обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа.
     Современное дополнительное образование детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Фото Инны ГУЩИНОЙ.

Автор: 
Татьяна ТРУХИНА
Читайте также:
Наверх