Лента новостей
Статья25 марта 2015, 15:11

Любовь сквозь время…

В жизни бывают моменты столь тяжёлые, что сама она, казалось бы, теряет всякий смысл. Слова утешения не помогают. Да и как унять боль, когда уходит близкий человек, и остаётся только глубокое понимание потери. На полный трагизма вопрос: «Как жить дальше?» приходится отвечать, зажав волю в кулак. И насколько сильной должна оказаться женщина, чтобы искать в каждом дне крупицы радости и всякий раз находить их, чтобы просто-напросто жить... Ведь остаётся то, ради чего всегда стоит жить. Это, безусловно, дети…


…Конец солнечного лета, тёплого и согревающего. Разговоры на работе об отпусках, дачных сезонах и впечатлениях, покупках. Неожиданный телефонный звонок прервал беседу и почему-то встревожил. По экрану бежали одна за другой цифры, но номер был незнакомый. Его владелица решила всё же ответить на звонок. Посыпавшиеся один за другим вопросы ввели в растерянность. Но даже в этой непрекращающейся череде непонятных и казавшихся подчас несвязных слов, Елена уловила два самых важных предложения: «Как Андрей себя чувствует? И в какую больницу его направили?»

Не понимая до конца, с кем она ведёт разговор, решает позвонить родной сестре мужа. Время будто остановилось. Вновь и вновь, пока идут невыносимо долгие гудки, тяжёлые и гнетущие, она просит Бога, чтобы это была всего лишь ошибка, глупое стечение обстоятельств, недоразумение. Привычный родной голос вдруг показался глухим и холодным: «Твой супруг в крайне тяжёлом состоянии отправлен во 2-ю городскую больницу…» Так одна лишь фраза в секунду перевернула весь привычный ход вещей.

В согласии и верности

Казалось, они знали друг друга всю жизнь. Андрей и Елена познакомились ещё подростками. В село Новосельцево девушка приезжала на лето к своим родным, где и встретила Андрея. Несмотря на то, что она была активная, энергичная, отпор могла дать всем, даже парням, а Андрей отличался спокойным характером, подружились они сразу. Он воспитывался в семье педагогов Алексея и Веры Роговых. Отец трудился всю жизнь учителем географии и труда, мама - учителем начальных классов, позже воспитателем в детском саду там же, в Новосельцево. Сёстры Елена и Любовь тоже получили педагогическую профессию.

Спустя пару лет Андрей устраивается в патрульно-постовую службу, его назначают на дежурство в село Покрово-Пригородное, где и жила Елена. Так их дружба переросла в серьёзные отношения. А спустя некоторое время, снежным февралём, Андрей и Елена стали супругами Роговыми.

Андрей ещё задолго до свадьбы служил в Чеченской Республике. Когда дочери Алине исполнилось шесть месяцев, его направили в город Моздок в Северную Осетию.

- Я очень хорошо помню тот день, - вспоминает Елена Валентиновна. - Было официальное построение, батюшка всех благословил, а генерал говорил напутственные слова. Потом в рупор объявляли: «У вас есть пять минут, чтобы попрощаться с родными!» В эти минуты говорил лишь он. Я его внимательно слушала и со всеми словами соглашалась: «Я тебе сам всегда буду звонить, не беспокойся. Постоянно будем держать связь. Самое главное - береги нашу дочку Алину. Я вас очень люблю!» Потом он сел в автобус и долго-долго махал нам на прощание рукой…

Разлука их длилась полгода. Пока Андрей служил, Елена занималась дочерью. Папа не видел, как растёт его девочка, как начинает улыбаться маме и родным, произносить звуки, но обо всём этом читал в письмах супруги.

- Я рассказывала подробно в телефонных звонках и письмах о нашей дочери, ведь она взрослела без него, - делится Елена Рогова. - Андрей хотел знать все подробности: какой вес, насколько подросла, что ей нравится, подолгу расспрашивал о событиях в родных сёлах… А ещё я каждый день просматривала новости, узнавала, какая ситуация сейчас на Северном Кавказе. Думать о его гибели всегда себе запрещала. Знаю, что мысли материальны. И когда его мама Вера Михайловна рассказала о том, что в Осетии произошёл взрыв, я старалась успокоить её. Объясняла, что он в другом районе и специфика его службы не связана с происходящим. Его родители очень переживали. Но мы все прекрасно понимали - это его профессия.

Запредельно далеко, невероятно близко…

В руках Елены Валентиновны - десятки писем, больших, обстоятельных. Сразу видно, что в одном таком письме очередная история любящей семьи. Она вспоминает, как вместе с посылками отправляла и свои дневники, где для супруга описывала в подробностях каждый прожитый день. «Вечерами писала о делах на работе, об Алине. Знала, что многое забывается, поэтому делала заметки. Даже сообщала о том, куда и когда ходила. А в конце: «Целую. Мы ждём тебя дома. С любовью к тебе, жена и дочь - твоя семья», - рассказывает героиня.

Его родители, Алексей Сергеевич и Вера Михайловна, тоже писали. «Привет из деревни…» - так обычно начинались их весточки сыну.

Возвращения Андрея Рогова все ждали с нетерпением. По этому случаю накрывали стол, приглашали родных. Елена Валентиновна рассказывает, что в их семье повелось каждый раз встречать долгожданного гостя хлебом-солью. Почему-то супруга это всегда немного смущало, но ему было приятно, что к его приезду так готовились.

- Муж очень гордился своей службой и профессией, - продолжает Елена Рогова. - Очень любил форму. И по любому случаю её надевал. Это был его предмет чести, гордости, мужества. Но в семье мы никогда не обсуждали военные события, боевую службу, Чечню. Всё это оставалось там, на границе Северного Кавказа. Дома он был такой же, как и все. Любил рыбалку, занимался делами по дому, играл с дочкой, навещал дорогих родителей. Когда я иной раз спрашивала: «Как же там?» Он лишь коротко отвечал: «Там трудно!» И я больше не задавала вопросов, не расспрашивала о том, что он там видел, чувствовал, чем жил. Он оберегал нас от всего этого…

А потом снова были служебные командировки, слёзы расставаний и самые счастливые минуты встреч. Андрей Алексеевич семь раз ездил в города Моздок и Шатой. И каждый раз Елена Валентиновна верила, что он вернётся целым и невредимым. И, оберегаемый на расстоянии любовью супруги и уже подросшей дочери, родителей и сестёр, он всегда возвращался. А на его форме прибавлялись медали «Участнику контртеррористической операции на Кавказе», «За отличие в службе» МВД России. За время служебных поездок их накопилось около пятнадцати, и все они, переливаясь, напоминали о том, что есть такие неподдельные истины, которыми мужчина должен дорожить. Что есть не только военная обязанность, где каждый должен выстоять, выжить, доказать, что мужскую стойкость невозможно сломить, но есть и простая, человеческая - любить свою семью, тех, кто тебя всегда ждёт.

«Моя вера…»

…В больницу Андрея Рогова привезли в крайне тяжёлом состоянии: черепно-мозговая травма, перелом рёбер, а также трёх шейных позвонков, как впоследствии оказалось, несовместимых с жизнью.

Лишь в 12 часов ночи того же дня супруга Елена, после многочасовых операций, смогла попасть в его палату. На секунду он приоткрыл глаза, обратился к ней по имени-отчеству. Она сразу же решила позвонить дочери и попросила мужа сказать что-нибудь Алине. Андрей Алексеевич только прошептал: «Дочка, знай, я тебя очень сильно люблю!» Больше он в сознание не приходил. И проведя пять дней в коме, он ушёл из жизни, оставив вечную память о себе.

Смерть его застала не на Северном Кавказе и не по пути домой из Чечни. Нет, трагедия случилась почти сразу после его очередного дня рождения, в селе Новосельцево, где Андрей Алексеевич попал в аварию - не смог справиться с управлением.

- Наверное, я до конца не поняла, что его нет. Кажется, что он вновь на службе, и когда пройдёт время, он обязательно вернётся ко мне, к дочери, к родителям, - говорит Елена Рогова. - Его не забрала война, его забрал случай - трагический и страшный. Но моя вера в то, что он сейчас в лучшем мире, сильна. Очень благодарна тем, кто помогал мне всё это время справиться с трудностями. Я чувствую, он рядом с нами, оберегает нас с той же заботой и теплотой, как и тогда, когда уезжал на службу.

…В доме Елены Роговой больше не слышны разговоры о рыбалке, о том, что завтра у близких день рождения и их нужно обязательно съездить поздравить. Темы бесед поменялись. Всё чаще звучит: «Как жить дальше?» Несмотря на все усилия и волю, подчас и у Елены Валентиновны опускаются руки, и непонятно, как продолжать свой жизненный путь. Она потеряла тот стержень, который придавал ей сил и был центром её вселенной. Но услышав из соседней комнаты голос дочери, понимает, ради кого ей надо жить…

Фото из архива Елены Роговой

Автор:Елена Гридчина