МФЦ. Красивая вывеска или шаг в будущее?

« Трудовая слава »
17
от
Среда, 22 апреля, 2015 (Весь день)
924
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/04/22/top68.ru-mfts-krasivaya-vyveska-ili-shag-v-budushchee-54196.jpg?itok=nFobx8fI

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, как более полно расшифровывается аббревиатура МФЦ, создавались с целью благой – до предела сократить мытарства граждан при выправлении тех или иных бумаг, поход за которыми нередко уподоблялся военной кампании со всеми вытекающими из этого потерями времени, нервов, здоровья, денег и пр.

Заложенный в основу деятельности МФЦ принцип «одного окна» в нашем районе начал реализовываться в конце декабря 2013 года. Во что же вылилась эта, безусловно, хорошая идея, которыми, как известно, можно и осчастливить человечество, и выстелить дорогу совсем не в рай?

Глазам приятно

Если отталкиваться в оценке МФЦ от принципа Антона Чехова, утверждавшего устами одного из своих литературных героев, что «…в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», то районное «окно» в принципиально иную для бумажных ходоков жизнь снаружи смотрится вполне себе органично. 

Неординарно яркая, апельсиновая расцветка отделочных плит Центра, прильнувшего к основному корпусу административного здания, выделяется на монотонном фоне райцентровской недвижимости и уже этим привлекает к себе внимание прохожих. 

Внутренний колер не уступает внешнему: в свежем зале или, если хотите, холле глаза, не обнаружив примелькавшихся за годы потрескавшихся стен, грязноватого оттенка обоев и прочих неуютных атрибутов казенных заведений, сначала удивляются, а потом отдыхают на пастельной расцветке помещения, на ветвящейся зелени декоративных растений…

Приятно не только глазу, но и, простите, телу, которому - если, конечно, не большой наплыв народа, - повезет погрузиться (иначе и не скажешь) в негу мягких диванов, выставленных - что наверняка для многих особенно удивительно - не для скрашивания тяжкого труда руководства и персонала, а на потребу всему хожалому люду, то есть клиентам МФЦ.

Что ещё более важно, учтены там и совершенно разные физические и физиологические возможности граждан - порог оборудован дорожкой для инвалидных колясок, а внутри предусмотрены удобные туалетные комнаты. 

Из прочих примет времени стоит отметить атрибут, присущий современным клиентским залам - монитор устройства «Электронная очередь». Причём работающий! 

Откуда-то из недр Центра, услаждая слух, доносилась негромкая, убаюкивающая музыка, вкупе с кадочной пальмой невольно рождающая мысль: «Вот сейчас в этом райском уголке заведёт свою трель невидимая сладкоголосая птаха и зажурчит спешащий по своим водяным делам ручей!» 

…Послепасхальный вторник. Стрелки часов начали свой «забег» к полдню. В клиентском зале ажиотажа не наблюдается. Скромно поместившись на краешке кожаного кресло-диванного великолепия, между собой тихо беседовали две пожилых женщины. Еще одна, видимо, дождавшись заветного приглашения электронной «хозяйки», разложила всю свою документобумажную наличность у одного из приёмных окон. 

- А вы по какому вопросу? - оборвал наш романтический бег мысли строгий вопрос администратора, моментально вернувший из райских кущ МФЦ на его же бренную землю. 

Действительно, подумали мы, хватит лирики - не отдыхать сюда приходят люди, а проблемы свои решать. И задали первый из множества запасённых вопрос…

Хорошо и…  плохо

Из текста, выложенного на официальном сайте Сампурского районного муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», следует, что его главная задача - комплексное, оперативное и качественное предоставление услуг клиентам с помощью квалифицированного персонала, исключая их обращение в разные ведомства и организации для оформления одной услуги.

То есть, опять же цитируем, вся работа Центра нацелена «… на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению, экономию времени при получении ряда необходимых услуг».

В идеале вырисовывается этакий канцелярский гипермаркет, посещение которого избавляет от необходимости стойко ненавидимой большинством сограждан процедуры «хождения по мукам» - кабинетам и коридорам многочисленных государственных и муниципальных контор, отделов и пр. И это здорово! Вот только стал ли он таковым не только по «одежке», но и по внутреннему содержанию?

Признаться, прежде чем открыть дверь Центра, мы немного подготовились, изучив с помощью Интернета доступную информацию.

Увы, отзывов посетителей на качество работы специалистов Сампурского МФЦ нам обнаружить не удалось, что не очень-то и удивило. Селяне традиционно проявляют осторожность при выходе в эфир, оставляя всю «соль земли» для неформальных диалогов. 

А вот раскрепощенные горожане рубить правду-матку не стесняются. Вот какие отклики мы узрели на, подчёркиваем, официальном сайте учреждения после посещения гражданами аналогичного Центра в городе Тамбове.

09.02.2015 г. в 10:47 неизвестный поставил оценку 1: 

Отвратительная работа окон кадастровой палаты!!! Постоянно гуляют, обедают, держат вызов по 10 минут, хотя человека нет, окно просто висит без номера, талон якобы обслуживается, а на самом деле там никого нет!!! Люди сидят на это всё и смотрят. Ни стыда, ни совести у работников!!!

11.02.2015 г. в 19:38 Е. Пономаренко поставила оценку 5: 

Сегодня оформляла пособие в окне 8, сотрудник Кузнецова, умница просто. Я была с маленьким ребёнком, он капризничал, она помогла в оформлении и поддержала морально! Объявите благодарность! Спасибо! Хотелось бы узнать, дошло ли до неё мое огромное спасибо!!!

20.02.2015 г. в 12:57 Н. Прокофьева поставила оценку 1: 

Второй день пытаюсь сдать документы! Нужные мне окна с 6 по 11. Из них работает меньшая половина. У меня дома грудной ребенок. Я собираю пособие. И без толку второй день сижу в МФЦ. Если его руководство читает отзывы простых граждан, то наладьте работу своих сотрудников. Зачем вы издеваетесь над простым народом?

Как видим, нейтральных оценок практически нет: либо всё хорошо, либо всё отвратительно. Причём «пляшет» сумма баллов не от технических проблем или недоработок, а от пресловутого человеческого фактора.

На удивление противоположным оказалось и мнение посетительниц Сампурского МФЦ, которых мы застали в клиентском зале. Представляться они, правда, наотрез отказались, а вот впечатления свои всё же высказали: 

- Да всё хорошо здесь. Девушка меня приняла, всё объяснила. Никаких претензий к ней нет. Все удобно и комфортно.

Вторая женщина, пенсионерка из Пановых Кустов, неожиданно собеседницу не поддержала: 

- А мне не нравится: загоняли совсем. Туда сходи, то купи, то возьми!.. Ехала в такую даль и вот сижу жду – что получится, не знаю.

Справедливости ради отметим, что без определённого пакета документов оформить ту или иную услугу просто невозможно. Если здесь и прослеживается какая-то недоработка МФЦ, так лишь в том, что население, похоже, не очень-то осведомлено о наличии так называемых удалённых рабочих мест специалистов Центра в ряде сёл района, которые, как минимум должны консультировать обращающихся селян. 

А меж тем удалённые рабочие места организованы на базе трёх сельсоветов – Бахаревского, Ивановского и Сампурского. Функции специалистов там выполняет один из работников сельсовета, который три раза в неделю (в понедельник, среду и пятницу с 9:00 до 16:30) обязан не только консультировать, но и полностью обслуживать посетителей – принимать от них на оформление пакеты документов и пр. 

Насколько удаётся это совмещать с основными обязанностями – вопрос, требующий отдельного изучения. 

В ответе за всё

Как же прошёл Сампурский МФЦ более чем годовой отрезок времени? Перестал ли быть декоративной диковинкой для населения? 

По словам директора Центра Михаила Шишова, люди постепенно привыкают к принципу «одного окна». Сам же центр от месяца к месяцу, если так можно выразиться, наращивает своё присутствие на сампурской земле. 

Недавно его штат пополнился двумя универсальными специалистами (сейчас их всего три), автоматически увеличив число работающих окон и скорость обслуживания посетителей. 

Заметно увеличился и список оказываемых государственных и муниципальных услуг – с 60 до 130. Самым востребованным из них в настоящее время является социальный блок – получение документов на звание «Ветеран труда», различных пособий и льготных выплат.

Оформить же, по заверениям директора, здесь можно практически всё, начиная с паспорта, охотничьего билета и заканчивая лицензией на определённый вид деятельности. 

Увы, но до сего дня имеет место в работе МФЦ и серьёзный пробел: в областях чрезвычайно востребованных и значимых для граждан – налоговой, пенсионной и земельной. Однако он, по словам руководства, должен быть в ближайшее время ликвидирован: большинство вопросов, с которыми сегодня идут в Пенсионный фонд, представительства Росреестра, Кадастровой палаты и Налоговой службы, можно будет решить в одном из «окон» Центра. 

При этом персонал МФЦ на удивление скромен по численности и по «тяжести» финансирования. Часть людей там работает по принципу совмещения – на 0,5 или даже 0,25 (в сельсоветах) ставки. 

По словам Михаила Шишова, районный МФЦ за год обошелся бюджету в 1,5 миллиона рублей. И эта плата отнюдь не выглядит чрезмерной за сохранённые нервы и время сампурцев. Главное, чтобы Центр не на словах, а на деле был не красивой модной «куклой», а реальным шагом в будущее.
 

Автор: 
Владимир Поветкин
Читайте также:
Наверх