Лента новостей
Статья23 марта 2015, 14:50

Мишина фуражка

Этот рассказ хранится в школьном музее наряду с другими документальными свидетельствами сельчан о годах военного лихолетья. Тогда особенно ярко проявлялись человеческие качества. У одних - трудолюбие, доброта и самоотверженность, у других - тёмные стороны характера. А если такие люди были наделены ещё и властью, то многим сельчанам в ту пору пришлось испить горькую чашу несправедливости, а искать правду было негде. Рассказ Евдокии Кондратьевой один из таких случаев, которые помнятся всю жизнь, оставляя зарубку в душе.

- Отслужил мой муж Миша действительную службу и вернулся домой. Было это ещё до войны, - рассказывала она. - Они вместе с моим братом Александром служили артиллеристами в одной воинской части, только в разных отделениях. Из армии в один день в село вернулись. Тогда служилые приходили домой в старой, видавшей виды форме. Брат даже ноги свои прятал, так плохи и худы были ботинки и обмотки. Но и это всё нужно было по прибытии домой отослать в часть.

А Миша сумел новую фуражку припрятать в двойное дно чемодана. Привёз, отдал мне и сказал: “Вот на память тебе обо мне”.

Положила я её в сундук на самый верх, когда Миша уже ушёл на войну в 1941 году. Скучая по нему, доставала эту фуражку и нюхала её - Мишей пахла.

Не знаю уж, когда и при каких обстоятельствах про эту Мишину фуражку узнал председатель Пётр Дорченко. Как-то прихожу домой с работы, а свекровь моя Анна Фёдоровна говорит:

- Знаешь, Дунь, что я старая сделала? Отдала Мишину фуражку Дорченко. Ему в район надо было ехать, а у него фуражка совсем старая. Вот и дала ему Мишину.

- Что ж ты наделала! - воскликнула я. - Она Мишей пахнет, а теперь он будет её надевать.

Свекровь просила прощения, плакала. Вскоре от Дорченко пришёл посыльный и принёс его старую фуражку взамен Мишиной. У меня всё в душе так и перевернулось. Да чтоб Мишину фуражку кому-то отдать? Я тут же потребовала:

- Чтоб Мишина фуражка была у меня! Так ему и передай, а свою пусть сам носит.

И что же вы думаете? Принёс посыльный вскоре Мишину фуражку и передал слова председателя о том, что горько пожалею об этом, поплачусь своей головой.

Однажды и наступила эта расплата. В сельсовет пришла разнарядка по мобилизации людей на лесоразработку: лес валить, пилить и рубить сучья. За Красивкой в Чернавском лесу стояла сборная воинская часть, в которой были бойцы легкораненые, нестроевые. В расположение этой части и посылали людей. Из всего колхоза под эту мобилизацию попала только Евдокия Кондратьева, хотя у неё был грудной ребёнок. Дорченко представил справку, что ребёнок уже большой, а свекрови 45 лет - справится с ним.

Делать нечего, поехала Евдокия Кондратьева на лесоразработку. Четверо женщин стояли на квартире в Скопинке. Одна молодайка, двое уже пожилые и она. Получивший на фронте ранение молодой солдатик Максим отмерял им делянки для разработки. С собой у них была картошка, крупа и соль. Варили себе еду на месте, а остальные ходили обедать в Скопинку, кормили же плохо.

- Что ж ты не ходишь обедать, Максим? - спросили у солдата, заметив его поблизости в этот час.

- Да что туда ходить? Оттуда пока придёшь - ещё больше есть хочется, - ответил он. И тогда женщины предложили ему столоваться вместе с ними. А он за это отмерял им половинную часть положенной делянки.

Осень и зима в 1941 году были суровые. Знали женщины по сводкам этого горестного времени, какие тяжёлые бои шли под Москвой, что солдаты стояли там насмерть. Когда немцев от столицы погнали, сюда пришёл приказ отвести эту воинскую часть в Уварово. Военные занимались маскировкой дорог и других объектов спиленными и срубленными сучьями во время лесозаготовок. Теперь надобность в этом отпала. Женщины радовались, что скоро поедут домой.

Однако рано Евдокия вспомнила свой дом, родных и близких. Дорченко решил вымещать свою обиду к ней и дальше, порекомендовал её в отбывающую часть поварихой.

- Я твержу, что у меня дома грудной ребёнок, не могу его оставить надолго. А мне в ответ: неси свидетельство о рождении.

- И вот пошла я ночью по полю одна, по зарослям полыни, батыря, - рассказывала она. - Когда поднималась на горку, то видела впереди огоньки, мелькавшие время от времени. Шла я на эти огоньки, хотя и страшно было, но у меня была цель - поскорее домой добраться. И добралась, несмотря ни на что, миновала меня в пути беда. Вошла в избу, а свекровь моя, Анна Фёдоровна - она мне как мать была - сидит на печи и баюкает мою Раечку. Увидала меня и ужаснулась:

- Куда ж ты в ночь, в такой мороз пустилась идти? Что тебя заставило?

Рассказала ей всё Евдокия, отдохнула остаток ночи, а утром снова в путь. Пришла она на место, а там уже всех отпустили по домам. Поварихой в часть добровольно согласилась поехать молодая собригадница Евдокии.

Так закончилась Дусина “эпопея” с Мишиной фуражкой. Она была ей очень дорогой памятью на всю жизнь, так как с войны её мужу Михаилу Семёновичу вернуться не пришлось. Он погиб в бою, когда наши войска уже сражались на территории Польши.

Наш земляк, старший сержант Михаил Семёнович Кондратьев, 1915 года рождения, член ВКП (б) с 1942 года прошёл славный боевой путь. В школьном музее хранятся документы, свидетельствующие об этом. Из наградного листа узнаём о представлении его 14 марта 1943 года к награде медалью “За отвагу” за то, что “...он в бою в районе д. Избичи под сильной бомбардировочной авиацией противника не покидал орудия, смело и точно продолжал вести огонь совместно с наводчиком тов. Романовым М.А., увлекая за собой расчёт.
Благодаря огню его орудия, контратакующему противнику нанесены потери, контратака общими силами артогня и пехоты была отбита. Не менее отважно он работал у орудия при отражении трёх последующих атак 10 марта 1943 года”.

Следующая запись гласит: “...В боях за д. Тельное 19.09.43 г. старший сержант Кондратьев со своим расчётом первым ворвался в деревню, занятую немцами. Быстро развернул орудие и открыл стрельбу прямой наводкой по противнику. Немцы пытались задержаться за деревней на высоте, установили три орудия 47 мм. Старший сержант Кондратьев, смело маневрируя, выдвинулся вперёд и прямой наводкой расстрелял вражескую батарею. При этом уничтожил два орудия вместе с расчётом. Захватил одно исправное орудие и один мотоцикл.

В боях при форсировании реки Десна старший сержант Кондратьев, стреляя прямой наводкой, уничтожил немецкий склад с боеприпасами в деревне Разлеты. Достоин правительственной награды - ордена “Красная Звезда”.


Фото из школьного музея

Автор:Любовь Зарецкая