Модернизация через ФГОС

« Голос хлебороба »
37
от
Среда, 10 сентября, 2014 (Весь день)
6161
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/09/10/top68.ru-modernizatsiya-cherez-fgos-42841.jpg?itok=A2nZK0RX

На сегодняшний день наиболее актуальными вопросами системы образования являются: организация и содержание работы каждого учителя, руководителя, отдельного образовательного учреждения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Введение новых образовательных стандартов дошкольного и общего образования остаётся стратегическим направлением модернизации муниципальной системы образования.

На прошедшей недавно августовской конференции большая часть доклада, который сделала начальник отдела образования района Н.Ю. Землякова, как раз и была посвящена этим государственным образовательным стандартам. Сегодняшний разговор мы решили посвятить той его части, что касается дошкольного образования.

- Наталья Юрьевна, никогда раньше, как мне кажется, не уделялось столько внимания дошкольному образованию. Об этом говорит, в частности, и то, что в вашем докладе ему было уделено достаточно много внимания. Почему?

- Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
   
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Оно продолжает оставаться в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом изменилось отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
   Новый Закон об образовании закрепил преимущественное право родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и определил ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом. При этом по Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.44) дошкольные «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития».
   Таким образом, в системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной  деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
   Кроме того, современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учётом их возможностей и социальной ситуации развития.

- Каким образом всё это вписывается в ФГОС?
- Эта система и была разработана для решения названных задач. Она поставила перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учётом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех  участников педагогического взаимодействия, и, в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования.
   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и её объему, условиям реализации и результатам освоения программы).
С введением ФГОС впервые  предъявляются требования к результату дошкольного образования. Но это не оценивание того, чего достиг ребёнок, это социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования (у ребёнка развито воображение, он обладает установкой положительного отношения к миру, он инициативен, проявляет эмоции, любознательность, достаточно хорошо владеет речью и т.д.). В дошкольном образовании результат не отделим от процесса образования. Мы не можем вернуть плохо сделанный продукт. Поэтому в образовательном процессе и важно взаимодействие ребёнка и взрослого (педагогов и родителей).
   По новому стандарту детские сады продолжат готовить малышей к школе, в то же время он не предусматривает ни промежуточной, ни итоговой аттестации дошкольников.

- Наталья Юрьевна, какова основная задача на уровне дошкольного образования, к какому результату должны стремиться педагоги дошкольного учреждения, родители ребёнка?
- Если мы говорим о дошкольном образовании, как о периоде подготовки ребёнка к школе, то мы должны понимать, что главная задача дошкольного учреждения – научить ребёнка хотеть учиться. Готовность к школе – это не только и не столько умение считать, читать, писать. Это, прежде всего, понимание, что школа – это место где ребёнок научиться всему этому, где он приобретёт новых друзей, где он узнает много нового. А для этого ему нужно научиться быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения.
Дошкольное учреждение призвано помочь ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.

- И каким образом этого достичь, какое средство использовать? Ведь ребёнок вряд ли долго за партой усидит.
- Это прежде всего игра, та форма деятельности, в которой ребёнку комфортнее всего. В Стандарте ей отводится большое значение. Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

- Как давно наш район включился в реализацию этого федерального стандарта?
- Работа по введению ФГОС в дошкольных образовательных организациях района началась в 2013-2014 учебном году. Разработаны план действий по внедрению ФГОС, ряд локальных актов, регламентирующих организацию и содержание образовательной деятельности, ведётся работа по разработке программ дошкольного образования.
   В этом учебном году перед нами стоят не менее важные задачи: реализация плана методической работы по внедрению ФГОС, повышение квалификации педагогических работников, включение педагогов в работу конференций, семинаров, конкурсов, широкое обсуждение вопросов введения ФГОС.
   На протяжении всего 2013-2014 учебного года уделялось большое внимание вопросам модернизации дошкольного образования.
   В целях создания оптимальных условий для повышения качества дошкольного образования и рационального использования материально-технической базы дошкольных учреждений в октябре 2013 года была проведена реорганизация МБДОУ детских садов «Радуга» и «Берёзка» путём слияния, в результате которой образовалось новое юридическое лицо - МБДОУ “Центр развития ребёнка - детский сад” с одним филиалом.
   Представлены на территории района и вариативные формы дошкольного образования, в том числе десятью консультативными пунктами во всех филиалах МБОУ Уметской СОШ для родителей и детей от 3 до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи.
   С 1 июля 2014 года на базе дошкольной организации открыта семейная группа, за основу которой была взята многодетная семья, имеющая трёх детей дошкольного возраста.
   С 1 сентября 2014 года в МБДОУ “Центр развития ребёнка - детский сад” планируется открытие ясельной группы и группы кратковременного пребывания, мини-центра.
   На протяжении 2013-2014 учебного года мы решали важнейшую социальную задачу – увеличение охвата детей в возрасте от 1 до 7 лет  всеми видами дошкольным образованием. За последние три года он повысился с 43% до 71,8% (по факту проживания). По данным Управления образования и науки Тамбовской области, которое берёт в расчёт статистические данные численности детей, зарегистрированных на территории района, охват детей в 2013-2014 учебном году составил 57,3% (в 2012-2013 учебном году - 53,5%).
   Постановлением администрации района от 13.06.2013г. №303 утверждена «дорожная карта» по развитию муниципальной системы дошкольного образования. В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» в 2015 году планируется проведение капитального ремонта МБДОУ “Центр развития ребёнка - детский сад”, что позволит к 2016 году увеличить охват детей от 3 до 7 лет до 100%.

- Можно ли сделать первые выводы относительно образовательного стандарта?
- В общей системе образования начальная школа играет исключительно важную роль. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Новый ФГОС начального общего образования введён в действие для всех школ РФ с 1 сентября 2011 года.
    В сентябре все четвертые классы продолжат обучение по новым стандартам начального общего образования. Тем самым через год будет завершён полный цикл реализации стандарта в начальной школе.
    Пять лет работы дают нам право утверждать, что ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования.

Автор: 
Беседовал Владимир Муленко
Читайте также:
Наверх