Лента новостей
Статья18 февраля 2015, 08:00

На груди медаль "За отвагу"

Накануне Дня защитника Отечества в редакцию "Нашего вестника" заглянул Николай Дорогокупля, для которого нынешний год - особенный. Равняется 10 лет, как он служит в местной войсковой части.

Награда за памятный бой
Первым делом бросились в глаза медаль "За отвагу" и знаки "Участник боевых действий", "За службу на Кавказе" на груди Николая. Сразу стало понятно, что Николай много повидал в своей жизни, ведь таких наград бывает удостоен человек, который не раз сталкивался с опасностью лицом к лицу.
Самая дорогая для моего собеседника награда - конечно же, медаль "За отвагу". Ее он получил, когда проходил службу в Чеченской республике.
- Однажды здесь, на территории одного из районов Чечни, - рассказывает Николай Дорогокупля, - наша бригада разведки из 15 человек попала в засаду. Обстрел начался внезапно, сразу с трех сторон. Одна из пуль сразу же настигла тамбовского парня-контрактника; тяжело был ранен и командир группы, спасти его, к сожалению, не удалось, через некоторое время он скончался.
Находясь на линии вражеского огня, мы ожесточенно отстреливались до прибытия подмоги. Помню до сих пор, как наш парнишка-пулемётчик взобрался на гору, выбрал удобную позицию и до последнего патрона прикрывал оттуда раненых товарищей. В том бою вражеская пуля и меня нашла, была прострелена рука, но все равно я оружие не выпускал, держался за него крепко, бил по боевикам. На помощь к нам в это время спешили другие наши боевые группы, позже прибыла и авиация. А через какое-то время мне вручили медаль "За отвагу".
Понюхать пороху мечтал
Николай Дорогокупля - коренной котовчанин. Окончил здесь школу, в индустриальном техникуме освоил хорошую профессию. После учебы сразу же был призван на срочную службу. Начал её в Рязанской области в одном из сел, где базировалась отдельная бригада спецназа. В 2003 году воинское подразделение расформировали, часть военнослужащих перевели в Тамбов. На родину вернулся и мой собеседник. Как же радовалась его мама тому, что сын будет служить рядом, буквально по соседству с домом.
Но наш земляк с юных лет мечтал о другом. Ему хотелось почувствовать себя настоящим военным, настоящим мужчиной. Как говорится, понюхать пороху. Недолго думая, Николай Дорогокупля написал рапорт о переводе в другую часть, а именно в Чеченскую республику, где в то время как раз полыхала война
Мешок сахара для боевых товарищей
- В Чечне бригада разведки, в составе которой я был, - продолжает вспоминать Николай, - на неделю, а то и на две отправлялась прочесывать горную и лесистую местность в окрестностях дислокации нашего боевого подразделения. Искали так называемые схроны врага с оружием, боеприпасами, продовольствием. Необходимое брали себе, остальное уничтожали. Стремились обнаружить бандгруппы, которые сделали своими вотчинами леса, жили в хорошо замаскированных палатках, с тем, чтобы их уничтожить.
Каждый день бойцы бригады разведки должны были находиться на заранее определенных точках. Перед каждой отправкой на разведоперацию они, естественно, запасались едой. Но нередко случалось так, что выезды затягивались, а пайки заканчивались. Чтобы хоть как-то утолить голод, парни кипятили воду в пустых банках из-под гречневой каши или тушенки - получался какой-никакой бульон.
Николай по сей день помнит одного из своих боевых товарищей - связиста, который запасся на всех бойцов сахаром. Как известно, у связиста за плечами и без того тяжеленная радиостанция, с помощью которой обеспечивалась бесперебойную связь со своими - по-другому, это были глаза и уши группы. А тут еще в придачу мешок сахара, который паренек с собой прихватил из вражеского схрона. Несмотря на тяжесть, он всю дорогу не выпускал его из рук. Такой вот заботливый и запасливый был боевой товарищ моего собеседника.
На войне - как на войне
В Чечне Николай Дорогокупля прошел хорошую школу мужества - участвовал в боях, приспособился к полевым условиям житья-бытья. Он вспоминает, как приходилось строить "днёвки" из плащ-палаток и подручного материала. Зимой не в новинку было уходить в разведку в ночь, пересекать вброд и вплавь бурные горные реки, чтобы добраться до цели. Промокшую одежду в таких случаях сушили на себе, по-другому никак нельзя было, чтобы себя не обнаружить перед врагом. Надевали ватные штаны, накрывались плащ-палаткой, чтобы хоть как-то согреться. Поутру вставали покрытые льдом и долго не могли отойти от холода, стучали зубами, ноги порой с трудом передвигались, а то и вовсе не слушались. Но, несмотря ни на что, отправлялись дальше на поиски бандформирований.
На вопрос, страшно ли было в Чечне, Николай ответил, что страшнее всего для него было вернуться домой искалеченным. Наш земляк вспомнил, как после ранения в руку в бою, за который получил медаль "За отвагу", он попал в госпиталь и там познакомился с парнем, который, подорвавшись на мине, лишился ноги. Он плакал не от боли, а от того, что скажет матери, которая даже и не подозревала о том, где ее сын служит - в горячей точке на Северном Кавказе.
А еще Николай говорил о братской помощи, которая отличает российских воинов. Однажды, к примеру, бойцы бригады собрали для тяжелораненного товарища, потерявшего ногу, средства на протез.
По контракту рядом с домом
Срочная служба для Николая Дорогокупли закончилась в 2005 году. Казалось бы, он мог найти себя на "гражданке", как это сделали его ровесники. Но нет, моего собеседника манила военная служба.
И немного погодя, молодой человек устраивается в местную войсковую часть 6891 служить по контракту. "Служится нормально, командиры хорошие", - признается Николай. В 2008 году он пошел здесь на повышение - стал прапорщиком. Сейчас служит в должности техника ТСО.
- Считаю, что каждый настоящий мужчина должен уметь обращаться с оружием, - говорит мой собеседник, - быть ответственным, надежным и, конечно же, готовым к тому, чтобы защитить свою семью, отчий край, родное Отечество.
В семье Николая подрастает маленькая дочка, которой он желает расти только под мирным, спокойным небом. Своей ратной службой он делает все возможное для этого.
Автор:Import Tambov