Лента новостей
Статья26 марта 2015, 10:49

Наша баба Нюра

В канун семидесятилетия Победы я хочу рассказать вам об удивительной женщине, труженице тыла, работнике Чащинского детского дома Анне Ивановне Лычагиной. Я часто видел эту бабушку, знал, что зовут её баба Нюра. На праздниках села она всегда пела частушки собственного сочинения. Но никогда я не думал, что весёлая и жизнерадостная баба Нюра работала в тылу, когда ей было всего 15 лет.
19 января 2015 года Анна Ивановна пришла к нам в школу. Ей 90 лет, а её оптимизму и энергии можно удивиться. С замиранием сердца мы слушали её рассказ о своей жизни, о тяжёлом труде в военное время, о голоде, об ужасах потерь и маленьких радостях.
Когда в село пришла весть о начале войны, нависли тишина и страх. Мобилизованных мужчин (отцов, братьев, сыновей) построили и повели в село Шапкино через Кулябовку. А женщины, старики, ребятишки смотрели в след уходящему строю, пока он не стал чёрной точкой. Стояли стон, крики и плач. Из семьи Анны Ивановны на фронт ушёл отец. В семье было четверо детей, она была старшей дочерью, поэтому работать ей пришлось рано.
В начале войны Анна Ивановна и другие девчонки под Воронежем копали окопы. Девять человек копали, а десятый получал паёк на всех, каждому по кусочку хлеба весом, приблизительно, 300 грамм. Когда бои затихли, девчонки из Воронежа шли пешком, были так рады, что не стали ждать транспорт, им хотелось скорее домой.
Потом Анна Ивановна работала на колхозном поле: вязала снопы, таскала их, складывала. Снопы были очень тяжёлые. По ночам сторожили колхозные поля, хлеба. А сами голодали, всё шло на фронт. За горсть колхозного зерна могли арестовать. Из перемёрзшей прошлогодней картошки пекли лепёшки. Ели лебеду, от которой опухали. Укроп, вишнёвый клей - это было настоящим лакомством.
С мамой и сестрой вязала девочка варежки и носки для солдат. Посылкой по почте отправляли вязаные изделия на фронт.
Страшное время было. Но и тут Анна Ивановна нашла над чем посмеяться: "На улицу ходили. Халаты нам сшили защитного цвета. Они шли за первый сорт! Нарядные были! А обуви не было. Мы лапки мелом намажем, как тапки нарисуем, и босиком! И плясать!"
В послевоенное время Анна Ивановна работала уборщицей в Чащинском Детском доме, который был создан во время войны. Она рассказывала об эвакуированных детях и о воспитательнице, которая поразила её своим нарядным платьем и шляпкой, "каких здесь отродясь не видали".
Рассказывала Анна Ивановна об односельчанах, о работниках детского дома, о колхозе. Всех она помнит по имени отчеству. А я слушал и удивлялся тому, что можно жить и не знать того, что рядом есть такой интересный человек.
О Великой Отечественной войне есть много фильмов, книг, стихов. Но впечатления гораздо ярче, если ты слушаешь человека, который пережил эти события.
В нашем селе уже нет ветеранов Великой Отечественной, но есть труженики тыла и дети войны. Они тоже внесли свой вклад в Победу. Волонтерский отряд нашей школы оказывает им помощь. Сейчас мы работаем над проектом "Дети войны" и собираем информацию, берём интервью у односельчан, которым на период войны не было 18 лет. Но и это стало сложно, многие уже не в состоянии что-либо рассказать из-за старости, болезни. Их тоже остается мало.
История Анны Ивановны одна из многих историй детей, у которых не было детства, детей войны. Я думаю, что этим бабушкам и дедушкам будут особенно приятны помощь или подарок от государства к такому важному празднику, как 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Автор:Илья КУШНЫРЕВ