Лента новостей
Статья12 января 2015, 09:13

Не люблю просить, люблю трудиться

ДАВНО приглядывалась к этой невысокого роста, с добрыми, голубыми лучистыми глазами женщине. Отличается она от многих своих сверстниц. Как мне кажется не только трудолюбием, проворливостью, а особой энергией, мудростью, стремлением помочь не только ближнему человеку, а и совсем незнакомым. Понятно, что с годами мы становимся мудрее, рассудительнее, наверное, добрее, бескорыстнее, но, познакомившись поближе с Верой Дмитриевной Ишковой, я поняла, что это в ней - с детства. Хотя очень непростым оно было, пришедшееся на годы войны, когда многие подростки быстро повзрослели, разделив все тяготы военной поры со старшими.

Когда началась Великая Отечественная война, Вере шёл двенадцатый год. Росла она в большой семье и была девятым, последним ребёнком. Отец - Дмитрий Васильевич Юмашев, участник гражданской и Первой мировой войн, был в плену в Германии целых три года. Прислуживал одной знатной семье. То ли там обучился нужному ремеслу, то ли от рождения у него руки были золотые, но умел буквально всё и по дереву, и по железу. Нравилось ему фигурки разные из дерева вытачивать. Поэтому на крышах домов, построенных Юмашевым, всегда были либо лошадки, либо птички. Баловал игрушками свою детвору: дочкам кукол вырезал, а мальчишкам птичек с резными перьями, точёным клювом. Дом себе выстроил на загляденье всем соседям (позже и детям помогал в строительстве). Мать - Прасковья Васильевна тоже не сидела без дела. Ещё бы, на такую ораву сколько одной еды приготовить нужно!

- И когда только мама отдыхала? - вспоминает Вера Дмитриевна, - бывало, проснёшься ночью, а она за самопряхой с куделькой шерсти сидит - пряжу прядёт. Рано приучила к этому занятию и нас дочерей. Помню её слова: "Нам в учителя не выходить, садись вяжи". Так я в девять лет уже умела вязать не только носки, варежки, но и пуховые платки.

Вязаные изделия продавали в городе на рынке, куда0 за двадцать километров ходили пешком. Кстати, приходилось торговать не только этим. Тринадцатилетняя Вера, набрав в своём саду два ведра смородины или вишни, с восходом солнца отправлялась в город. На вырученные деньги приобреталось самое необходимое: соль, спички, мыло, иногда сахар.

Вообще в военное и послевоенное время деревню облагали такими налогами (даже за каждую яблоньку платили налог), что крестьяне вынуждены были львиную долю выращенного отдавать государству.
- Бывало, собьёт мама какой кусочек сливочного масла, или зарежут скотину - всё на налоги уйдёт, - вспоминает собеседница. - Особенно трудно приходилось в войну. На лебеде сидели. Пухли от неё. Затем мама попробовала в пышки из лебеды добавлять кислинку, так мы называли щавель. Видно в нём витамины были, от таких лепёшек не так пухли.

Да, военная пора особая страница в биографии каждой семьи Советского Союза, в том числе и Веры. Хотя вражеская нога не ступала на землю Тамбовщины, пережить пришлось очень многое. Крестьяне осознавали, что фронту нужны продукты питания, одежда, поэтому трудились, как говорится за себя и за того парня.
Опустели колхозные конюшни. А землю пахать надо. Вот и пошли в ход быки и коровы.
- Помню как на быках на элеватор зерно возили, - рассказывает Вера Дмитриевна, - жара, оводья грызут животных, они улягутся на дороге и хоть плачь, не поднимаются. Тогда мальчишки додумались: поджигали пучок соломы - и под хвост им, животные быстро поднимались и продолжали путь. Ой, чего только не пережили! Жалко скотину было, а что поделаешь! На корове день пашешь, а вечером от бедняжки молочка ждёшь. Выживать как-то надо было.

Не просто было прокормиться большой семье, к тому же осенью эвакуировалась к ним сноха, муж которой без вести пропал. В подмосковном Нарофоминске, где она проживала с детьми, шли ожесточённые бои, город несколько раз переходил то к фашистам, то к нашим, поэтому оставаться в зоне боевых действий было очень опасно. Связав самые необходимые вещи в узелок, беременная женщина с двумя детьми приехала к родителям мужа в Инжавинский район, в село Караваево. В декабре родила третьего. Кстати, сноху радушно приняла вся семья Юмашевых. Она так и осталась на родине мужа. После войны Дмитрий Васильевич построил им новый дом и помогал поднимать родных внуков.
Да, многое пришлось пережить семье Юмашевых в эти тяжёлые военные годы. Один за другим на фронт ушли четыре брата Веры и два зятя. Отец по возрасту не подходил. Два старших любимых брата Пётр и Михаил не вернулись с войны.
- Мы очень ждали писем от Миши, - вспоминает Вера Дмитриевна, - долго их не было. И вот однажды, помню, радостная почтальонка вбегает к нам в дом и громко кричит: "Тёть Парань, вам письмо от Миши!". Мама дрожащими руками взяла конверт, на котором увидела до боли знакомый и дорогой почерк сына, поспешно распечатала его, не терпелось узнать как там её Мишенька: жив, здоров, воюет? И ужаснувшись, громко зарыдала, обхватив поседевшую голову руками. Вместо письма в конверте была похоронка на сына.

Пережив большую потерю, семья Юмашевых ещё больше сплотилась, своим непосильным трудом помогали колхозу растить хлеб, ухаживать за животными на ферме. Словом, каждый здесь в тылу старался приблизить победу. И вот она пришла - долгожданная, омытая кровью павших воинов и горькими слезами матерей и вдов…
- Вера Дмитриевна Вы помните этот самый великий, радостный день? - интересуюсь.
- А как же! Этого не забудешь никогда. Утром колхозный бригадир дядя Коля обошёл все дома. Ведь даже радио в нашей деревне не было. Он первый радостную весточку принёс: "Приходите на митинг к конторе, война закончилась". Помню, как выступал председатель колхоза, поздравлял с Победой над фашистами. А на глазах у всех от радости слёзы. В это время пролетал самолёт и разбрасывал победные листовки, но, к сожалению, немногие попали в руки сельчан. Был ветер и их отнесло в речку. Пацаны несколько штук достали.
А ещё наша учительница по литературе дала нам задание по литературе написать сочинение о Победе. Моё сочинение она посчитала лучшим и зачитывала перед классом.

Надо заметить, что Вера училась в школе хорошо. И хотя когда-то её мама сказала, что им в учителя не выходить, девушку очень тянуло к знаниям, к чтению. И после окончания десятилетки поступила в Кирсановское педагогическое училище. Затем по направлению приехала в село Паревка Инжавинского района, там вышла замуж. Муж - Иван Осипович, закончивший Моршанский строительный техникум, преподавал уроки труда в сельской школе. Правда, Вера Дмитриевна недолго проработала учителем начальных классов. Период был такой, что в селе не набралось достаточное количество детей, поэтому в школе произошло сокращение педагогов. Ей предложили стать библиотекарем и она согласилась. Более тридцати лет посвятила библиотечному делу. Но и здесь, добросовестная, грамотная, она заслужила уважение и почёт не только среди односельчан. Её портрет неоднократно висел на районной Доске почёта в Инжавино, а за многолетний, добросовестный труд была награждена Почётными грамотами не только района, области, но и Министерства культуры.

СТОИТ заметить, что супруги Ишковы воспитали четырёх замечательных, таких же трудолюбивых и добрых детей. Всем постарались дать достойное образование. Особенно Вера Дмитриевна гордится своим сыном Алексеем, который пошёл по стопам родителей, выбрав профессию педагога. Преподаёт Алексей в школе № 1 посёлка Строитель Тамбовского района. Он по праву считается лучшим физиком не только своей школы. Ещё бы! Недавно его выпускники, аж двадцать человек, поступили на физико-математический факультет Державинского университета. За что Алексей Иванович был приглашён на чествование лучших педагогов России в Кремль. Имеются среди его воспитанников уже и профессора. Буквально на днях после защиты диссертации к любимому преподавателю с подарком и словами благодарности приходил его бывший ученик.
Известно, что лучшее воспитание детей - это живой пример родителей. В семье Веры Дмитриевны и Ивана Осиповича так и было. Родители трудились, как говорится, не покладая рук, и двоих сыновей и дочерей приобщали не только к домашней работе, но отец учил сыновей и плотницкому делу, и кирпичной кладке.
- Бывало соседки мне говорят, Вер, ты детей своих занудила, везде они с вами - и на сенокосе, и на прополке, и скотина за ними, - делится Вера Дмитриевна, - а я им в ответ: труд ещё никого не испортил.
Зато позже на детей семейства Ишковых в деревне многие завидовали и те же женщины уже говорили добрые слова в их адрес. Заботливые, дружные, отзывчивые, а главное, трудолюбивые выросли Алексей, Анатолий, Ольга и Надежда. И в радости, и в горе - вместе. Случилась у матери беда. После переезда в Знаменку (поближе к дочке Ольге Агафонцевой) у Веры Дмитриевны по вине соседа сгорел дом. Было это в девяностых годах, когда пенсию по два-три месяца не давали. Можно представить состояние немолодой уже женщины. Стройматериалами, шифером, гвоздями, правда, помог председатель колхоза имени Калинина Степан Иванович Коновалов, а знаменцы деньгами, за что Вера Дмитриевна и сейчас всем очень благодарна, а возводить дом дети решили сами. Сыновья, зятья взяли отпуск и принялись за строительство. За лето поднялся пусть небольшой, но крепкий дом. Мать так обрадовалась, что дала себе клятву ничего не переделывать в доме, построенном детьми.
Хотя у неё давно проведён газ, но "голландка" в зале до сих пор стоит.
- Она уже не нужна, - любопытствую.
- Пока жива, здесь всё останется по-прежнему, - слышу в ответ.
Пережив пожар, Вера Дмитриевна старается не оставаться в стороне от чужих бед. Как-то по телевизору услышала, что семья из села Донское нуждается в помощи (дом сгорел), она, не раздумывая отправила на счёт четыреста рублей, такую же сумму выделила на лечение мальчика из Знаменской школы.
- На добрые дела денег не жалко, - размышляет собеседница.
Хотя каждая копеечка ей достаётся нелегко. Несмотря на почтенный возраст, минувшим летом В. Ишкова отметила восьмидесятипятилетние, она по-прежнему сажает под лопату картошку и также убирает, копает свои девять соток, занимается выращиваем рассады и лишнюю продаёт, а когда и раздаёт. Зимой вяжет носки, варежки, прядёт шерсть.
- Жаль чёски в Знаменке нет, - сетует она, - ну ничего, что-нибудь придумаем. А без дела сидеть не могу - застой будет, двигаться перестанешь.
Устав от работы, женщина ложится отдыхать с книгой в руках.
- И что любите читать? - интересуюсь.
- Вот историю Знаменки изучаю, - улыбаясь, отвечает, - интересно знать прошлое. Молодец Галина Николаевна Татаринцева, описала её. Внукам рекомендую почитать.
Кстати, В. Ишкова не только счастливая мама, но и бабушка, прабабушка. На минувший юбилей в её доме яблоку упасть негде было. Приехали все дети, восемь внуков и два правнука.

Р.S. Понятно, что в своей заметке мне не полностью удалось раскрыть колоритный портрет Веры Дмитриевны Ишковой, поэтому напоследок я задала ей два вопроса: "Что Вы больше всего любите, и не любите?" И услышала: "Не люблю просить, а люблю трудиться".
В этом, наверное, и заключается, её житейская мудрость.
Автор:Надежда БИРЮКОВА Фото из личного архива В. Ишковой