Лента новостей
Статья9 июня 2015, 15:47

Он не пришел с войны

Передо мной сидит пожилая женщина. В руках она бережно сжимает пожелтевшие листки бумаги, исписанные карандашом. Вместе мы рассматриваем старую фотографию. Она сделана в августе 1941 года. На ней - большая семья: папа, мама, сестра отца, дочки. Здесь не хватает только сыновей. Эта фотография - последняя, где есть отец. Она сделана перед отправкой на фронт. В декабре 1942 года Тимофей Акимович Карасёнков пропал без вести. С тех пор он числится в списке безвозвратных потерь. Но для своих он навсегда остался живым в их памяти, и даже спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, надеются найти его следы, узнать место его точной гибели.

Антонине Тимофеевне Карасёнковой 77 лет. В большой семье она была седьмым ребёнком. Она бережно хранит память о своём отце, не вернувшемся с войны.

Её отец Тимофей Акимович Карасёнков родился в 1904 году в Канино. В девятнадцать лет он женился на своей односельчанке Марии Андреевне. Это была простая, крепкая крестьянская семья. У Тимофея Акимовича и Марии Андреевны родилось восемь детей. Самый старший - в 1924 году, младшенькая - в феврале 1941 года. Трудились родители в колхозе. Надеяться на помощь не приходилось, мать умерла когда Тимофею было 3 года, отец сам поднимал 7 детей. Перед самой Великой Отечественной Карасёнковы построили небольшой саманный дом, а сени не успели сложить. Так дом и остался без сеней, недостроенный.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. А 6 сентября Тимофея Акимовича призвали на фронт, перед отправкой и была сделана эта фотография, где семья последний раз вместе.

Уйдя на фронт, отец очень тосковал по своим родным. Этой тоской, любовью пронизаны письма Тимофея Акимовича, которые бережно сохранены в семье.

Антонина Тимофеевна вспоминает один случай, который помнит ещё по рассказам матери. Однажды в письме отец попросил свою жену Марию Андреевну собрать и отправить ему посылку: варежки двухпальцевые (чтобы удобнее было стрелять из ружья) и табак. Несмотря на то, что матери тоже было трудно достать махорку, она нашла её, связала две пары варежек и отправила мужу в посылочном ящике. Прошло долгое время. Получил или нет он эту посылку - неизвестно. Только спустя некоторое время принесли с почты квиток: Карасёнковым пришла с фронта посылка. Сестра отца Дуня всё время жила с семьёй брата, уходя на фронт, Тимофей наказывал ей помогать жене и деткам. Дуня и принесла посылку с почты. Во время войны это была большая редкость, поэтому вместо радости посылка вызвала у матери страх. Что в ней? От кого? А вдруг взорвётся или там что-то отравленное немцами? Люди в то время опасались многого. Вскрыв всё же посылку, увидели содержимое, оно было прикрыто бумагой. А под ней лежало солёное мясо - языки. От этих языков мать отрезала по чуть-чуть да и варила горячее. Тогда ведь даже пустой суп с лебедой казался вкусным, а тут мясо. Антонина Тимофеевна считает, что эти языки и спасли им жизни в то голодное и страшное время. За счёт них и выжили, хотя долгое время не догадывались, кто же мог их прислать.

Впоследствии, когда вернулся с фронта один из односельчан, он предположил, как мясо попало к Карасёнковым. Посылочный ящик был тот же, что мать отцу посылала. На обратной стороне крышки был адрес, написанный матерью. Скорее всего, погиб уже отец, а командир пожалел семью да и послал гостинец…

Отцовы письма Антонина Тимофеевна помнит наизусть. Эти листки, исписанные карандашом, бережно сохранены.

Из письма Т.А.Карасёнкова из госпиталя г.Вязники Ивановской области:

"16 февраля 1942 года.

Письмо от супруга вашего Тимофея Акимовича. Здравствуй, дорогая супруга Мария Андреевна. Шлю я вам своё нижайшее почтение и с любовью низкий поклон. Желаю я вам, дорогая Маша, от души всего хорошего. Ещё кланяюсь своим милым деткам Марусе, Нюре, Лизе, Тоне, Зине. Здравствуйте, дорогие дочки. Шлю я вам своё нижайшее почтение и с любовью низкий поклон и желаю вам, дорогие детки, от души всего хорошего. Ещё кланяюсь своей сестрице Евдокии Акимовне. Здравствуй, дорогая сестрица. Шлю я вам своё нижайшее почтение, с любовью низкий поклон. Желаю я вам, дорогая сестрица, от души всего хорошего. Ещё кланяюсь тёще Фёкле Ермиловне и куме Марфе Андреевне. Здравствуйте, дорогие родные. Шлю я вам своё нижайшее почтение и с любовью низкий поклон. Желаю я вам, дорогие родные, от души всего хорошего.

Во первых строках моего письма я хочу вам сообщить о том, что я лежу в госпитале. Болезнь моя в одном положении. Ещё, дорогая Маша, я хочу вам описать кратко своё прохождение. Когда нас выгнали из города Сердобска и погнали на фронт, мы проехали трое суток поездом, а потом пошли пешком преследовать немцев. И шли мы 46 дней, прошли более тысячи километров и вот 17 января пошли мы в бой. С 9 часов вечера бились до 8 утра, а потом прилетели 6 самолётов немецких и начали нас бомбить и из пулемётов обстреливать. Нам не то, что голову поднять, даже ворохнуться нельзя было, и вот в это время я обморозил себе ноги, и Яшку Хренова (прим. односельчанин Т.А.) ранило в руку. И после этого боя я пошёл в санчасть, меня не отпустили. А опять отправили в свою часть и я ещё 4 раза был в боях, но всё-таки не знаю, как остался живым и когда у меня пальцы нарвали, то меня направили в санроту и от фронта мы шли пешком до железной дороги 130 километров, а потом поехали поездом до города Тулы. В Туле пробыли два дня, нас отправили в Москву и в Москве тоже были два дня. Нас направили в город Вязники и вот уже здесь пока оставили. Не знаю, сколь надолго, а говорят, что отсюда угонят дальше. Но не знаю куды. И вот, дорогая Маша, я вам описал кратко про свои похождения…"


Последнее письмо, которое получили Карасёнковы, написано наспех, на странице из школьного дневника. Почерк там неровный и неразборчивый. Видно, Тимофей Акимович торопился и потому так мало здесь приветов и само письмо невелико.

Из письма Т.А.Карасёнкова куму Захару Евсеевичу и сестрице Акулине Акимовне от 15 октября 1942 года:

"…Во первых строках своего письма я хочу вам сообщить, что я пока жив и здоров. Нахожусь на передовой линии, т.е. на фронте с 8 сентября. Но жизнь моя пока ничего, живой и хорошо. И ещё хочу сообщить, не получил я ваше письмо, которое вы писали 28 августа, и не получил 20 сентября. Но и пока всё, новостей нету. Пока до свидания, как получите моё письмо, так пишите ответ. Жив буду, получу, а умру - придёт обратно. Пишите, какая новость. Не обижайтесь - мало написал и плохо. Писал в окопе, так что очень неловко писать. Адрес будет написан на конверте. Тимофей Акимович Карасёнков."

Это было последнее письмо от отца. После войны его ждали, младшие дочери то и дело бегали на дорогу, завидев кого, кто шёл со стороны Уварова. Всё думали: однажды отец переступит порог родного дома. В село возвращались бойцы: раненные, кто без ноги, без руки. Младшая сестрёнка маленькая была и говорила: "Пусть наш папанька хоть какой придёт, хоть без головы." Но он не вернулся. Очень трудно жилось Карасёнковым без мужской защиты. Брат как во время войны с заводом был эвакуирован, так и остался далеко. Сёстры старшие трудились в колхозе. Жена Мария Андреевна проплакала все глаза и умерла в 46 лет в 1950 году.

Предпоследняя дочь Антонина Тимофеевна Карасёнкова всю свою жизнь прожила в Канино, работала в колхозе, вышла счастливо замуж, вырастила с супругом сына. Всегда Антонина Тимофеевна пыталась отыскать следы своего отца. Много раз обращалась с этой просьбой в райвоенкомат, делались запросы в архивы. Но ответы или не приходили, или её перепосылали в другое место. Ни точного места гибели, ничего. В "Книге Памяти Тамбовской области" в томе 9 есть запись: " Карасёнков Тимофей Акимович. Род.1904, с.Н.Шибряй, рядовой. Пропал без вести в декабре 1942 года". Об этом же говорится и похоронке, которую получила супруга Мария Андреевна.

Судя по адресу полевой почты, служил Тимофей Акимович в стрелковой дивизии. Сейчас мы знаем, какие кровопролитные бои шли на Московском направлении в 1942 году, какой ценой досталась нам победа и какой ценой отстояли Москву, Россию, да и пол-Европы. Сколько их, без вести пропавших, отдали свои жизни за наше будущее, чтобы счастливы были их дети, внуки, правнуки. Вечная память вам, павшие солдаты Отчизны!

Фото и письмо из личного архива А. Карасёнковой

Автор:Елена Уварова