Не профессия – быть учителем. Быть учителем – это жизнь

« Трудовая слава »
17
от
Среда, 22 апреля, 2015 (Весь день)
4408
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/04/22/top68.ru-ne-professiya-byt-uchitelem-byt-uchitelem-eto-zhizn-54197.jpg?itok=jHEhN3d-

14 апреля в Сатинской средней школе состоялось торжественное открытие регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года – 2015". Почётное право проведения конкурса педагогического мастерства наш район получил благодаря победе в прошлом году молодого специалиста, учителя русского языка и литературы Ивановской школы Ольги Никулиной. 

Образовательное сообщество района гордится тем, что именно сампурская земля принимала юбилейный конкурс – кстати, впервые за четвертьвековую его историю. И тем, что в этом году конкурс «Учитель года» проводится в Сатинской школе, условия обучения в которой стоят на уровне лучших городских школ. Безусловно, предметом гордости стал и тот факт, что представители областного центра обратились к главе района А. Дубовицкому, начальнику отдела образования районной администрации А. Курохтину, директору Сатинской школы Т. Деминой и всем тем, кто вложил свои силы, знания, опыт в организацию масштабного мероприятия столь высокого уровня, со словами благодарности за проделанную работу.

25-й. Юбилейный

 

Приподнятое настроение, торжественная обстановка, ощущение праздника – представителей оргкомитета и жюри, городов и районов Тамбовщины, лучших её педагогов гостеприимная Сатинка встречала на Светлой Пасхальной неделе.

Торжественную церемонию открыло ставшее гимном нашего района  стихотворение Натальи Меркушовой на музыку Ольги Егоровой «Мой Сампурский район» в исполнении народного коллектива «Смородинка» и Алексея Лёвкина.

Приветствие главы района Алексея Дубовицкого, внёсшего весомый вклад в подготовку конкурса, стало и напутственным словом, и добрым пожеланием успеха, и поздравлением с четвертьвековым юбилеем «Учителя года».

Своё приветствие через коллег конкурсантам передала председатель жюри, начальник Управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева.

Конкурсантов поздравили и пожелали успехов ректор областного Института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина, заместитель председателя обкома профсоюза работников народного образования и науки, заместитель председателя жюри Игорь Кочетов, начальник отдела правового и кадрового обеспечения управления образования и науки области Юлия Горелова.

Профессиональный конкурс - важное событие в жизни учителей, это новый импульс для поиска путей совершенствования обучения детей, подготовки их к восприятию мира, сложных человеческих отношений. Гости из областного центра отметили, что конкурс «Учитель года» – прекрасная возможность проявить себя, показать свой профессионализм и возрастающее с каждым годом педагогическое мастерство учителей региона. Лучшие педагоги Тамбовщины сполна обладают всеми ценными качествами, необходимыми учителю, и их опыт ценится на федеральном уровне - об этом говорили в своих приветственных выступлениях почётные гости конкурса. 

Жюри конкурса по традиции возглавила начальник управления образования и науки Тамбовской области, доктор педагогических наук, профессор Наталья Астафьева. В его состав вошли заслуженные и почётные работники общего и среднего профессионального образования РФ, имеющие учёные степени и звания, большой опыт педагогической деятельности.

Удачи и успеха своим коллегам пожелала победитель конкурса «Учитель года-2014» Ольга Никулина.

Подарком всем учителям, которые собрались в этот день в зале Сатинской школы, и в первую очередь - участникам конкурса, стал концерт, которым сампурцы от души приветствовали гостей, стараясь дать конкурсантам заряд положительных эмоций перед предстоящим испытанием. 

Дефиле в креативных костюмах от местного «кутюрье» Людмилы Семичёвой продемонстрировали талантливые ивановские звёздочки – лауреаты региональных, всероссийских и международных конкурсов, члены творческого объединения «Художественная  вышивка» Детско-юношеского центра.

Замечательно исполнили песни Олеся Гонтарева, Владислав Игнатов, Вероника Кокорева. Зажигательный танец подарили гостям воспитанницы Детской школы искусств – хореографический коллектив «Акварель». Бурными аплодисментами оценили гости исполнительское мастерство выпускника ДШИ, студента ТГМПИ им. Рахманинова, работника Центра досуговой деятельности Вячеслава Самородова.

Юбилейный конкурс, XXV-й в истории Тамбовщины, проходит в знаменательный для каждого из нас год – год юбилея Великой Победы. Вдумайтесь: ничто не было бы таким, как сегодня, - мирное небо, благоустроенный посёлок, отличная школа, улыбки детей и учителей, если бы 70 лет назад не прозвучали победные залпы над Берлином. 

Среди педагогической когорты нашего района немало педагогов, которые в годы войны отстаивали право страны на мир. И потрясающе трогательным моментом церемонии стало приветствие педагогами ветерана Великой Отечественной войны и педагогического труда, наводчицы артиллерийского орудия, прошедшей всю Великую Отечественную, а в мирное время посвятившей детям почти полвека честного, самоотверженного педагогического труда - Антонины Евгеньевны Семичевой. Зал встал в дружном порыве, аплодисментами приветствуя эту хрупкую женщину, героиню войны и труда.

Миссия - учитель

Для претендентов на звание «Учителя года» конкурсный марафон стартовал давно. На протяжении нескольких месяцев они доказывали своё право называться победителем самого престижного конкурса педагогического мастерства. Участники регионального этапа уже стали победителями в своих городах и районах, прошли заочный тур, где представляли инновационный педагогический опыт в формате методического портфолио. 

«Миссия учителя» - так называлось первое конкурсное испытание, состоявшееся сразу же после церемонии открытия. Отметим, что у каждого учителя, а среди них и педагоги со стажем, и молодые специалисты, - собственное видение миссии сеятеля «разумного, доброго, вечного», роли учителя в воспитании подрастающего поколения. Их мысли, концепции, раздумья и философские размышления на эту тему вылились в конкурсное эссе.

Как же видят собственную миссию участники конкурса? Спектр – широчайший. От вполне традиционных начал - духовно-нравственного, патриотического воспитания, воспитания в духе гуманизма,  до стремления сформировать своих подопечных не только как личность, но и как будущих специалистов, обладающих вполне реальными, востребованными в современном мире компетенциями – IT-технологиями, знанием современных информационных продуктов, базовыми основами знаний, на которые органично ляжет будущее профессиональное образование. 

Но все они солидарны в том, что без любви к ребенку, к избранной профессии невозможно достичь главной цели - воспитания образованного и ответственного гражданина страны. 

Посовещавшись, большое жюри вынесло вердикт: все конкурсанты на данном этапе справились с поставленной задачей, доказав, что они современные педагоги, которые умеют работать по новым стандартам, умеют учить и слушать своих ребят.

В среду и четверг - основные конкурсные дни - педагоги провели учебные занятия по своим предметам, классные часы и родительские собрания. Самое важное мероприятие финала конкурса – конкурсный урок. Урок, который всё определяет и фактически является главным «нервом» всех конкурсных мероприятий. Урок, который выявляет: готовы или не готовы в полной мере российские учителя реализовать в своей профессиональной деятельности ведущие идеи, принципы, задачи государственных стандартов нового поколения.

По итогам этой работы жюри отобрало 11 лучших педагогов - именно им и предстояло провести мастер-классы, где они должны были продемонстрировать способы трансляции образовательных технологий в профессиональной среде. 

Главный критерий в оценке мастер-класса на конкурсе – наличие в классе Мастера. После этого определятся лауреаты, набравшие наибольшее количество баллов по результатам заочного, первого и второго очных туров конкурса. И только пять финалистов примут участие в «Круглом столе образовательных политиков», который, согласно традиции, проходит в формате беседы конкурсантов на актуальную тему с представителями администрации области, начальником управления образования и науки, ректором Института повышения квалификации работников образования и представителями областной профсоюзной организации работников народного образования и науки.

По итогам всех конкурсных испытаний будут определены победители в номинациях, призёры конкурса и победитель XXV регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года - 2015», который представит Тамбовскую область в финале Всероссийского конкурса.

Школа Учителя...

25 лет назад, когда на карте мира еще значились большие буквы – СССР, в стране проходил второй Всесоюзный конкурс педагогического мастерства, а на Тамбовщине стартовал первый. В 1989 году «Учительская газета» пригласила своих читателей к разговору о конкурсе «Учитель года». За океаном состязание педагогов на тот момент проводилось уже почти четыре десятилетия. В СССР - стране, где так много талантливых педагогов, откуда на весь мир прозвучали имена гениальных учителей, основателей собственных авторских школ и методик, идея чествовать «героев духа» витала в воздухе. 

Вывод напрашивался сам: необходимо педагогическое состязание, способное выявить лучших из лучших - тех, кто собственным примером доказывает необходимость и разносторонность учительской профессии.

И в 1990 году состоялся первый областной конкурс «Учитель года», победителем которого стал Николай Рябов, Заслуженный учитель РФ, основатель одного из лучших учебных заведений области и страны, знаменитого сегодня «Рябовского лицея».

25 лет назад, в 1990 году на первом региональном конкурсе за звание «Учитель года» боролись 8 педагогов. В этом году - 28. Это самый массовый конкурс за всю историю его проведения. И, что особенно отрадно, 20 учителей из 28 - представители сельских школ.

За свою долгую историю конкурс доказал, что в школах области трудятся настоящие мастера своего дела, профессионалы, для которых учительство – не просто работа, а призвание. В разные годы победителями регионального этапа конкурса становились педагоги разных предметных областей. Но их всех объединяет одно – стремление к совершенству, постоянная работа над собой, увлечённость своей профессией.  

Среди тех, кто носит звание «Учитель года» - Заслуженный учитель РФ Владимир Карнаухов, журналист Вера Степанова, заместитель главы администрации области Сергей Чеботарёв, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии Президента РФ, обладатель малого «Хрустального пеликана»  Валерий Саликов. 

...Трудная школа

…Позади защита эссе, непростой заочный тур, презентация педагогических проектов, открытые уроки и занятия, классные часы с учениками Сатинской школы. Они такие разные – совсем молодые и умудрённые житейским и педагогическим опытом, строгие и весёлые, «заводные» - умеющие увлечь идеей класс с первых минут, и серьезные – заставляющие мыслить и думать.

Но есть то, что объединяет всех - творческий подход к своему делу и безмерная любовь к профессии, которую все они считают самой лучшей. 

Конкурс – это всегда испытания. И не только для участников. Конечно, конкурсант выкладывается на все сто в самых экстремальных условиях, порой делая невозможное - то, чего не делал никогда в жизни. Педагогу нелегко – его профессия ведь не сцена, не ток-шоу, а здесь и то, и другое вместе взятое. А еще нужно показать свой личный опыт. И показать через детей, через их вдохновение, через их успех! Причем, детей – совершенно незнакомых, учеников совершенно другой школы, которых ведёт по жизни, вкладывая свои собственные черты, другой учитель. Трудно? Конечно.

Легко ли быть членом жюри? Тем, кто отвечает за итоговый результат конкурсантов? Кто не только принимает аплодисменты за профессиональную оценку, но и становится – не без этого! – объектом обид и непонимания. Легко ли членам жюри оценить и выставить отметку? Как сравнить: кто лучше? Кто более других вложил свой талант, свои силы, вдохновил детей? Кто сумел перекинуть за минуты урока мостик взаимопонимания и доверия? Кто остался в детских сердцах навсегда? 

Думаю, не ошибусь, если скажу: конкурс – это огромная школа человеческих отношений, в которой учатся все. Члены жюри - не поддаться личному обаянию участников или, напротив - внезапно родившейся неприязни к методике или концепции урока. Участники - без обид и гордыни принять победу достойного, порадоваться успехам коллег, оценить их опыт и знания, а также приобретенные в результате конкурса собственные. Улыбнуться и поздравить коллегу - даже если он твой более удачливый соперник. Конкурс - трудная школа. И в ней так сложно получить «отлично».

 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Игорь КОЧЕТОВ, заместитель председателя жюри:

- Я пришел в профсоюз в 1989 году, членом Большого жюри стал чуть позже. Для меня это уже 20-й конкурс, а волнение каждый раз – будто бы впервые. Для меня год делится – «от конкурса до конкурса». Год от года растёт уровень конкурсантов, меняются методики и образовательные технологии, и за 25 лет мы нисколько не устали от этого замечательного мероприятия, собирающего всё больше финалистов – а значит, оно нужно всем.
 

Татьяна МАКАРОВА, учитель математики Уваровщинской средней школы Кирсановского района:

- В школе я работаю два года. Мечтала быть учителем математики с детства, и мечта не просто сбылась – сегодня я среди участников самого престижного учительского конкурса! Это уже победа! Она давалась трудно и упорно, но я постараюсь прийти к победе и в финале!
 

Татьяна ГРИДНЕВА, директор Ивановской школы:

- Прошлый год для нас был особенным. Наша молодая коллега принесла району и школе победу в региональном конкурсе «Учитель года - 2014». Сегодня в приветственном слове Ольга Никулина совершенно правильно отметила, что её победа – это победа всего нашего дружного коллектива. В Ивановской школе не осталось ни одного педагога, кто бы не участвовал в конкурсе. И мы очень рады, что Ольга стала победителем – это наша гордость. И её победа – основа того масштабного мероприятия, которое сегодня проходит в Сатинской школе.

 

Автор: 
Светлана Сабитова
Читайте также:
Наверх