Недаром помнит вся Россия про день Бородина

« Притамбовье »
65
от
Среда, 7 сентября, 2011 (Весь день)
819

Война - священное дело для тех,
кто предпринимает её по необходимости в защиту правды и Отечества.

Берущие оружие в таком
случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою

за однокровных своих за Родину, идут вслед мучеников
к нетленному и вечному венцу.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

 

Удивительная вещь - путешествие в мир старых изданий. Оно чем-то сродни археологическим раскопкам, но предполагает более труд умственный, чем физический. Вот и я с головой окунулась в блуждание по музею книги и библиотечной культуры при библиотеке-филиале № 1 им. Клавдии Валентиновны Плехановой по той части Плехановской коллекции, что составляет ядро этого необычного образовательного заведения. Странствия привели к интереснейшему изданию - ежемесячному журналу под названием «Вестник знания» дореволюционных времён. И было бы всё не так завораживающе любопытно, ежели б не один примечательный факт: издание полностью посвящено столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

О подвигах великого воинства

О войнах, тем более о судьбоносных ратных сражениях русского воинства, привыкли мы читать в документах, хрониках, мемуарах, но не в больших поэтических произведениях, содержащих в себе глубокое философское осмысление темы патриотизма. В «Вестнике знания» помещена былина-сказание очень малоизвестного современному читателю автора Сергея Одинокого «Богатыри. Сказание о русских войнах». Посвящена былина военным подвигам русского народа от древнейших времён до 1912 года. Именно этим годом датировано появление и самого произведения. Необычна связь былинного эпоса с не очень далёким прошлым России, тем более с наполеоновскими войнами.

Богатыри земли русской

Мы познакомим читателей с отрывками из главы, посвящённой подвигам русского оружия в битве с Наполеоном. Вы не встретите реальных имён полководцев и военачальников, проходящих по хроникам того времени. В героях войны 1812 года зримо воплощены их великие предшественники - русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и Микула Селянинович. А ведь все они вполне реальные исторические личности. В пещерах Киево-Печерской Лавры почивают нетленные мощи святого инока Ильи из Мурома села Карачарова, человека крепкого телосложения с пробитой копьём левой рукой Добрыня - сын рязанского князя, сподвижника великого князя Владимира, крестителя Руси. Алёша Попович упомянут в летописях то под именем Алексея, то под именем Александра, он выходец из Ростово-Суздальской земли. Очень возможно, что это были два разных богатыря, один служил князю Владимиру и за верное служение и беспримерную храбрость получил  золотую гривну, второй - погиб в бою на реке Калке.
Дабы понять смысл и причину появления этих богатырей в годы наполеоновских войн, следует сказать, что являлись они крестовыми братьями, заключившими договор побратимства, обменявшись нательными крестами, братья-воины поклялись помогать и служить друг другу. Победа любого из них не раз спасала Русь, а когда они вместе - сила воинства неодолима. В лице богатырей объединяются перед угрозой общего врага все сословия того времени, когда на поле брани решается вопрос: быть или не быть Святой Руси как государству. А после свершения подвига ратного засыпают богатыри русские глубоким сном на сотню лет без малого, лишь один стражем стоит на заставе.

Широта-ль - широта поднебесная,
Глубота-ль - глубота неба синего,
Велика-ль - как земля святорусская,
А силён - так силён народ на Руси!
Ай и дуют - ревут ветры буйные,
Грозы-тучи на Русь нагоняючи,
Ай, и буря люта разгулялася,
А Добрыня стоит на крутой горе,
Да сприметив чернизину чёрную
Как на той ли закатной сторонушке,
Обомлел богатырь, приужахнулся,
И кричит млад Добрыня с пригорочка,
Что ни есть во весь дух, зычным голосом,
- Ох ты гой-еси, наш атаман Илья,
Ох вы гой-еси, братцы названные,
Эко дело какое невиданное;
Как на землю идёт, да на русскую,
От заката от самого солнышка
Привелик и грозен богатырь могуч,
Галльский царь Полеон Бонапартович
По иному зовут, так французский царь
Ой, и быть, знать, беде и быть горюшку,
Да не малому горю, великому.

Описание сражения на Бородинском поле под стать любой из  древних былин, когда на ратном поле две противоборствующие стороны бьются насмерть.

А и разом одним тут содвинулись,
Как стена со стеной, силы ратные,
Закипел лютый бой, бородинский бой
На семи-то верстах за на мерныих.
Не две бури то ль в поле сшибалися,
Не две молоньи на тучах ударялись,
То сшибались два грозных богатыря,
Стар Илья-богатырь с Бонапартычем
Посеред Бородинского полюшка.
Зазвенели мечи, мечи-кладенцы,
Раз ударились - искры посыпались,
Во другой раз - земля содрогнулася,
Застонало всё синее небушко,
А мечи во черенья рассыпались,
Черенки все из виду сокрылися.
Тут спускались могучи богатыри
Со добрых со коней богатырских,
Стали биться они рукопашно
А под ними земля подгибалася.
И гудела вокруг, колебалася.
А бились не малое времечко -
Как от рання утра и до полудня,
От полудня до тёмного вечера,
По колено в земле приобнялися.
Да ни тот ни другой одолеть не смог…

В той поре Полеон, он догадлив был,
Посылал он гонцов в царство галльское,
Сам писал ярлычки скорописчаты,
Что побил он, разбил русско воинство,
Он побил, покорил царство русское,
Собирать едет нонь дань великую
От народа в Москве, в стольном городе.
А повёл прямиком свои полчища
Полеон богатырь к белокаменной…

Как на той на горе, на Поклонные
Ждал тут царь Полеон да поклонов-то,
Чтобы била челом земля Русская,
Челобитчиков тут не дождавшися
Потерявши назря только времечко,
Осерчал богатырь, сам прихмурился…

… поскакал со крутой горы
Со Поклонной горы прямо в белый Кремль,
Не дорожкой скакал, не воротами,
Через башню скакал наугольную,
Через башню кремлёвску зубчату…

Как коснулся ногой бы земли кремля,
Запылала вся враз Москва-матушка …»
«А и плакала вся земля русская
Горючьими-то слезьми уливалася…

А сидел стар Илья, будто темна ночь,
Всё молчал и глядел, брови сдвинувши,
И сказал под конец Илья Муромец
Да слова таковы с расстановкою:
- Ой и лют, ой и зол Полеон - от царь,
Шутит шуточку он да не малую,
А и держит, собака, велик замах,
Накурил он беды нам несносные.
Да настанет час, я припомню всё!

А гостинный Иван за всех речь держал,
Атаману Илье, братьям витязям,
Докладал всё, как есть, да по честности:
- Ой, народ нонь везде, в городах, в селах,
Как огнём весь горит, разгорается,
На врага на того Бонопартыча,
На его превеликие полчища,
Как один, все на бой собираются
Кто дубьём, кто рублём, кто головушкой.
Да по всей-то Руси, по поместьицам,
Набирают дружины мужицкие,
Понабрали уже многое множество,
А идут мужики все охотно,
А встают все от стара до малого,
Во леса-то уходят в дремучие,
Порушают своё все житьё-бытьё,
Не хотят отдать люту ворогу…

Да завидели вдруг все богатыри
Во полях, во лесах земли русския
Превеликое дивушко дивное, - …
То не море со дня выливалося
Да потом пошло на чисто поля,
А то шёл их старшой богатырь велик
Сам Микулушка свет Селянинович,
А за ним-то вослед тучей черною
Как засельщина та, деревенщина
Да валила валом, краю не видно;
А и шёл сам Микула на полчища
Из языков из разных двенадцати…
А засельщина та, деревенщина,
Кто с обжой, кто с клюкой, а кто с вилами,
Побивают врагов вдоль и поперёк.

А царь, Полеон Бонапартович,
Как завидел ту силушку русскую
Со стены со Кремля то московского
Для него, Полеона, несвычную
Не ко белым рукам, несподручную,
Осерчал, оробел, …..»
«Говорил во сердцах таковы слова:
- Я могу воевать с силой ратного,
А и бить я могу всех богатырей,
Да не в мочь воевать мне народ-то весь…»

 

Как один из приёмов воспевания подвигов защитников и хранителей земли Русской былина была сложена много веков назад и пелась под звон гуслей торжественно при большом стечении народа. Хоть и получила она название от близкого по смыслу слова «быль», но многое в ней иносказательно. В словаре В.И.Даля даётся такое толкование: «что было, случилось, рассказ не вымышленный,  а правдивый; … иногда вымысел, но сбыточный, несказочный». Она похожа на сказку, но все же «не угоняется за ней», её вымысел сродни действительности. Былина, как трава, связана с землёй, без неё не вырастает. Это интересная, впечатляющая, поучительная быль «прирастает» к сердцу, как смола, и живёт в памяти многих поколений.

Автор: 
Ирина Теплякова
член Союза журналистов РФ
Читайте также:
Наверх