Лента новостей
Статья19 сентября 2011, 12:12

Недаром помнит вся Россия про день Бородина

Начало в № 65 от 7 сентября

С Божьей помощью и заступничеством «небесных человек»...

Как-то в описаниях чудес и явлений небесного заступничества наткнулась я на любопытнейший рассказ. Когда французы уже хозяйничали в Москве, Наполеон захотел с колокольни Ивана Великого полюбоваться распростёртым у его ног великим русским градом. Вдруг с небес грянул сноп солнечного света. Направив взор в сторону Воробьёвых гор, император вздрогнул и воскликнул: «Вы видите, там - на юго-запад движется армия?! Это русские! Три великие армии! Три! Три!.. Кажется, они не идут по земле, а несутся по воздуху. И впереди - вождь. И этот предводитель весь в чёрном. Монах? Седые власы, седая борода, с крестом в руках. Он осенил войско крестом…» К Наполеону привели русского старика, у которого император осведомился, не знает ли он такого монаха - седовласого, тощего, но величественного. В Благовещенском соборе Кремля указал старец Наполеону на икону Сергия Радонежского. «Это он, - воскликнул император и вымолвил: - Что же это за народ - русские, если их армию водят святые!»
В минуты тяжких для государства российского испытаний люди всегда призывали и надеялись на помощь и заступничество «небесных человек и духовных ангелов» - так издревле величали на Руси святых воинов.

«…Ежели трудно, приду»

Мы пытались познакомить вас, уважаемые читатели, с редким и удивительным творением человеческого ума, показав былинную песнь с большими сокращениями (в прошлом номере газеты), но соблюдая канву повествования. Нужно ли подобное творение современникам? Стоит ли усложнять ум словесными артефактами и слышать пренебрежительное: фу, ты!.. сказки…
Нет, былинная песнь всегда двуобразная, она то ли в прошлом, то ли в будущем; но она не даёт предать забвению нашу героическую историю, не даёт её растоптать. Так и живёт с человеком бок о бок, собирая и сберегая род и племя, не сдаётся на милость врагу, защищает душу русскую и русскую воинскую честь. А в каждом новом поколении входит воинская былинная песнь в жизнь естественно и просто, как часть нас самих, живущих уже в другом мире, но на святой русской земле, входит, как некая молитва древних её защитников и хранителей:

Я, матушка Россия,
С просьбой к тебе великой,
Будет, ежели трудно,
Ты меня покликай.
Помнишь, как это было
В незапамятном году?
Я приду…

Художник - о войне и героизме

Василий Верещагин - автор серии картин, посвящённых Отечественной Войне 1812 года. Работа была начата художником ещё в Париже, и до конца дней оставалась главным делом художника. Однако её замысел претерпевает существенные изменения: из сюиты картин о Наполеоне и его русском походе она обращается в национальную историческую эпопею. Серия осталась незавершённой и в нынешнем виде включает в себя двадцать картин - в том числе и «В штыки! Ура! Ура! (Атака)».
Большая патриотическая идея, положенная в основу серии картин о войне 1812 года, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
Момент, показанный на картине, относится к периоду отступления армии Наполеона по старой смоленской дороге - той самой, по которой армия с триумфом наступала в начале военной кампании. 28 октября французы вошли в Смоленск, а 2 ноября главные силы их армии оставили город и переместились к селу Красное.
Эпизод, показанный на картине, произошёл где-то на подступах к селу Красное. Российский полк находился в засаде в глухой чаще. Наконец разведчики сообщили, что французы во главе с Наполеоном появились на большой дороге. И все русские - от командующего до простого солдата - со штыками наперевес и криками «Ура!» бросились в атаку так быстро, как это было возможно в глубоком снегу.
Можно представить, как это было трудно - стремительно бежать по глубокому снегу с оружием в руках. Для русских эта война была не менее тяжёлой, чем для французов, но они сражались за Родину, и это умножало их силы.

Автор:Ирина Теплякова