Лента новостей
Статья4 мая 2011, 13:53

Неделимая победа или Война, которую мы не знали...

Человечество нелегко расстается с догмами. К ним привыкли и с ними можно не задумываться. Но задуматься о прошлом приходится, чтобы лучше видеть будущее.


Если пролистать старые советские и даже новые российские учебники, то самой белой страницей истории войны оказывается тема военной помощи наших союзников по антигитлеровской коалиции нашей стране и эпопея северных морских конвоев, которыми эта помощь доставлялась. До сих пор жива догма, что помощь эта была совсем не велика, особой роли не сыграла, а сама тема "северных конвоев" просто обходилась молчанием. Почему и зачем, пусть останется на совести советских идеологов, но память, если она настоящая, не теряется даже в непроницаемых туманах холодных северных морей.


Война для Советского Союза еще только началась, а 31-го августа 1941-го года у причалов Мурманска уже бросили якоря транспортные суда первого пришедшего сюда союзного конвоя с вооружением и боеприпасами для нашей армии. Конвой назывался "Дервиш" (так именовали странствующих монахов-бедуинов), и ему удалось дойти абсолютно без потерь. Следующие караваны уже не имели таких поэтичных названий и обозначались лишь кодовыми буквами и цифрами, а судьба их оказывалась гораздо трагичнее.


Масштабы этой военной помощи, представляемой СССР по соглашению о "Ленд Лизе" (то есть взаймы с расчетом после войны) до последнего времени официально не афишировались. Но интересно, что согласно обязательствам, только с октября 1941-го по 1942-й год ежемесячно мы должны были получать от союзников 100 бомбардировщиков, 300 истребителей, 500 танков, 2000 тонн алюминия, 1000 тонн бронелистов для танков, а также сотни тысяч тонн свинца, молибдена, толуола, авиационного бензина и продовольствия. Много это или мало? Фронтовики хорошо помнят, что, к примеру "Виллисов" и "Студебеккеров" на дорогах войны встречалось гораздо больше, чем наших "газиков" и "полуторок". И это не случайно: автомобилей союзные конвои нам доставили вдвое больше, чем дала вся советская промышленность за годы войны. А еще 70 процентов паровозов и вагонов, 12 процентов танков, 30 процентов зенитных автоматов и противотанковых орудий, радиолокационные станции, которых в СССР тогда не производилось, каждый шестой истребитель, и каждый пятый бомбардировщик… Кстати, самый прославленный советский ас Александр Покрышкин всю войну летал на американской "Аэрокобре" и ни за что не хотел пересаживаться на другой самолет. И, наконец, четвертую часть всех грузов составляло продовольствие. Как известно, снабжение городов севера было очень скудным, только в Архангельске голодной смертью погибли 38 тысяч человек. Именно продовольствие, доставляемое северными конвоями, спасло от голода жителей Мурманска и Архангельска.


Правда, цена этой американской тушенки оказалась совсем немалой. И определялась она не деньгами, а кровью. 811 транспортных судов в составе почти полусотни конвоев отправились от берегов Америки через Исландию и далее через Норвежское и Баренцево море в Мурманск и Архангельск. Чтобы понять, насколько опасен был этот путь, достаточно взглянуть на карту. С севера поджимали сплошные паковые льды, а с юга, с баз норвежских фьордов на суда конвоев обрушивались немецкие бомбардировщики, крейсеры и эсминцы. Кроме того, на всем пути поджидала завеса из подводных лодок, что атаковали целыми "волчьими стаями". Плюс мрак полярной ночи, снежные заряды, пронизывающий ветер и пелена из соленых брызг, что оседали на обледенелых надстройках, торпедных аппаратах и орудиях.


И все же конвои шли. Несмотря ни на что. Счетверенные стволы зенитных автоматов раскалялись от непрерывного огня, палубы кораблей были буквально засыпаны гильзами и забрызганы кровью. А когда помимо воздушного появлялся надводный противник, британские эсминцы сопровождения бросались на превосходящего врага, что называется, сломя голову. Говорят, смелость города берет. Оказывается, не только города. Но именно благодаря смелости, ошарашившей немцев, всего четыре эсминца эскорта конвоя JW-51 смогли защитить караван, атакованный линкором "Лютцов", тяжелым крейсером "Хиппер" и пятью эсминцами.


Конечно, были не только победы, но и горькие трагедии. Из 34 транспортов конвоя PQ-17 до цели дошли лишь 11. Гитлер надеялся, что такой разгром заставит союзников вообще отказаться от этой затеи. Но спустя месяц после трагедии в Россию отправился очередной, еще более многочисленный конвой PQ-18, который, несмотря на жестокие атаки и потери, удалось довести до Мурманска. И очень вовремя. Как считают многие военные специалисты и историки, именно конвой PQ-18 с его танками и самолетами спас Сталинград от захвата немцами осенью 1942-го года.


Специалисты знают, что любая проводка такого конвоя — это само по себе одна из сложнейших боевых операций. По соглашению с советским командованием британские ВМС должны были сопровождать караваны до острова Медвежий, а восточней была уже советская зона ответственности. Фактически же британские корабли эскорта доводили конвои до самых портов. И это не вина советских моряков, которые сражались до конца. Просто благодаря "прозорливому" сталинскому руководству к войне у нас на Северном флоте оказалось всего два современных эсминца — "Гремящий" и "Сокрушительный". Четыре других эсминца были еще дореволюционной постройки. Вот и все, не считая мелких тральщиков, сторожевиков, катеров и нескольких подводных лодок. Более крупных кораблей на Северном флоте не было вообще. Для сравнения, для проводки только одного конвоя PQ-18 англичане выделили авианосец, четыре крейсера группы ближнего прикрытия, крейсер ПВО и 19 (!) эсминцев непосредственного эскорта, снятые с атлантических коммуникаций, не считая фрегатов, корветов и более мелких кораблей. Кроме того, в Норвежском море было развернуто соединение линейных сил на случай появления немецкого суперлинкора "Тирпиц". И хотя "Тирпиц" редко выходил в море, но само его наличие в норвежской базе приковывало к нему немалые силы.
И, тем не менее, немцы войну за северные коммуникации проиграли. Не помогли ни "Тирпиц", ни "Хиппер", ни "волчьи стаи" подводных лодок адмирала Деница, ни эскадрильи Геринга. Из 3 миллионов 965 тысяч тонн отправленных грузов до советских портов дошли 3 миллиона 700 тысяч. А немецкие потери в самолетах, подлодках и надводных кораблях при атаках на конвои намного превзошли ущерб от этих атак. Правда, цифрами истинных потерь не подсчитать. Одно ясно — прошедшие в тех конвоях английские, американские и советские моряки никогда не станут делить победу на "свою" и "чужую", она была общая, одна на всех и добытая очень дорогой ценой. И только призраки погибших кораблей, идущие в строю походного ордера, по-прежнему встают в тумане над ледяными волнами тех неприветливых морей. Вечные, как память…

Опрос

Взгляд сквозь время


Одни говорят, что о той войне уже давно забыли, другие — что память жива, как и военно-патриотическое воспитание. А как на самом деле? Мы решили задать три простых вопроса разным людям в Тамбове, включая иностранцев. И вот что получилось. Выводы делайте сами.

1. Для вас война 1939-45 годов Великая Отечественная или Вторая Мировая?
2. Кто внес наибольший вклад в победу над фашизмом?
3. СССР понес наибольшие жертвы — 27 миллионов человек. Оправданы ли они?


Алексей Сухов, студент ТГУ имени Г.Р. Державина:


1. Нам всегда говорили, что это — Великая Отечественная война, которая длилась с 1941-го по 1945-й год. А в 1939-м была лишь прелюдия к войне.
2. Наши политики говорят, что мы, но, судя по фильмам, которые я смотрел, наверное, все же американцы. Посмотрите фильм "Пирл Харбр" — подобных страшных сражений я в наших фильмах не видел.
3. Трудно сказать… Но ведь погибло много мирных жителей, и как это оправдать? Но на войне без этого не бывает.

Мария Сергеевна Романова, пенсионерка:


1. Конечно, Великая Отечественная. А какая же еще?
2. Конечно, Советский Союз, это везде написано.
3. Знаете, есть песня со словами: "Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим". Это главное.

Николай Михайлов, преподаватель математики:


1. Не надо отрывать от войны отдельные куски, это была мировая война и мировая трагедия.
2. У каждого народа была своя роль, но с военной точки зрения — СССР, Англия, США.
3. Не надо гордиться своими потерями, и 27 миллионов жертв во многом не оправданы.

Драгана Стефановска, Нена Ангеловска, студенты ТГТУ (Македония):


1. В этой войне участвовало много стран по всему миру, она всем принесла горе, а потому это мировая война.
2. Конечно, СССР, мы это знаем с детства.
3. Нельзя говорить, оправданы или нет эти жертвы. Ведь люди шли на смерть, чтобы защитить свою Родину. Это был подвиг каждого, кто воевал и погиб. И каждый внес свою долю в победу.

Мухтар Антилеу, Церемчимет Сувд-Эрдэнэ, Мягмарсурен Пуревдорж, студенты ТГТУ (Монголия):


1. Нас всегда учили, что это Великая Отечественная война. Потому что эта война за независимость своей страны от фашизма.
2. Советский Союз, тут не надо сомневаться.
3. Никто не погиб зря. А общее чувство патриотизма объединило всех и позволило победить.


Нихаль Кансук, студентка ТГТУ (Турция):


1. Воевал почти весь мир. И в самом Советском Союзе воевали представители разных народов, в том числе и тюркских. Это общая война, и общая победа всех, кто боролся с фашизмом.
2. Главный вклад внес СССР, которому пришлось труднее всех. В Турции это известно со школы, где подробно изучается история войны.
3. В СССР в то время был жесткий режим Сталина, и о каждом человеке при таких режимах власти не заботятся. Потому были и неоправданные жертвы. Но патриотизм вел людей вперед, независимо от отношения властей, потому ваша страна и победила.

Автор:Материалы подготовил Виталий Полозов