Недетские проблемы детского сада

« Староюрьевская ... »
64
от
Четверг, 22 сентября, 2011 (Весь день)
1434
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/09/22/top68.ru-nedetskie-problemy-detskogo-sada-3867.jpg?itok=sP1UnY10

 

О том, к чему надо стремиться

Полное обеспечение детей местами в детских садах - это одно из условий для работающих родителей спокойно трудиться и приносить пользу обществу. Дошкольные образовательные учреждения являются важнейшим институтом первоначальной социализации детей, где осуществляется их минимальная подготовка к обучению в школе. Ребятам, находящимся в возрастной группе, детский сад дает хорошие возможности для развития и занятий в различных кружках. Но это в идеале, на деле же устроить ребенка в детский сад в последнее время стало проблемой, о которой заговорили на всех уровнях власти. Сейчас в стране более 1 миллиона 200 тысяч детей в возрасте до полутора лет стоят в очереди в детский сад. Существует нехватка мест в детских дошкольных учреждениях и в нашей области, где число детских садов с 2000 года сократилось почти в три раза - с 769 до 260. Особенно остро стоит эта проблема в сельских районах. Если средний показатель обеспечения детей по области составляет в районе 50%, то, к примеру, в Петровском районе он едва превышает 30%. Также есть районы (к примеру, Знаменский), где почти 80% дошкольников не имеют возможности посещать данный вид образовательного учреждения. В нашем районе дошкольным образованием охвачено  394 ребенка, или 54,8 %. 

В прошлом году проблему нехватки мест в детских садах губернатор Олег Бетин взял под личный контроль. Администрацией области был разработан ряд мер, направленных на сокращение очереди в дошкольные образовательные учреждения.

Стоит напомнить, что по поручению главы администрации  области в конце июня прошлого года была проведена инвентаризация объектов недвижимости в Тамбове, ранее использовавшихся дошкольными образовательными учреждениями. После обследования 33 помещений 18  было предложено возвратить в систему дошкольного образования. «Люди не хотят уступать свои здания, а возводить новые в районах плотной застройки мы просто не можем», - говорил глава региона. Предстоит большая и трудная, комплексная работа. Остро стоит и финансовый вопрос. Ведь для реализации мер, предложенных комиссией, только на реконструкцию и капитальный ремонт зданий потребуется примерно 470 миллионов рублей. Кроме того, нужно найти помещения для размещения учреждений и организаций, которые сегодня расположены в зданиях бывших детских садов, а также дополнительные средства на капитальный ремонт этих зданий».

А в конце июня этого года О.И. Бетиным подписано постановление «Об утверждении комплексной программы развития системы дошкольного образования Тамбовской области на 2011 - 2015 годы». Ее разработчиком является областное управление образования и науки.

Целью программы, как подчеркивается в документе, является обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей, независимо от места жительства, социального статуса семьи, уровня развития и здоровья ребенка. Для ее достижения намечаются модернизация муниципальных систем дошкольного образования, обеспечение его современного качества, внедрение вариативных форм обучения, новых финансово-экономических механизмов, развитие кадровых ресурсов.

Общие затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования составят свыше 2,5 миллиарда рублей.

Отметим, что сегодня в области работают 260 дошкольных учреждений. А различными формами дошкольного образования охвачены 57 процентов детей. В настоящее время делается акцент на развитии вариативных форм предоставления дошкольного образования. Это центры игровой поддержки, группы адаптации для детей раннего возраста, группы предшкольной подготовки, семейные группы, которые будут посещать более тысячи юных тамбовчан.

Сегодня в области насчитывается 326 учреждений дошкольного образования, их посещают почти 40 тысяч детей. Однако этой формой обучения и воспитания охвачено лишь 65 процентов маленьких жителей. Реализация программы позволит внедрить систему дошкольного воспитания в соответствии с современными требованиями и потребностями общества. Так, планируются строительство 19 новых дошкольных учреждений, капитальный ремонт 99 детсадов, возврат и реконструкция 33 перепрофилированных зданий, увеличение количества мест за счет оптимизации площадей. Особое внимание станет уделяться развитию групп кратковременного пребывания детей и семейных групп, центров игровой поддержки, дошкольных мини-центров и других вариативных форм обучения. В результате будут обеспечены преемственность и успешная социальная адаптация дошкольников при их поступлении в первый класс.

Как же обстоят дела

с дошкольным образованием в нашем районе?

Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в муниципальных дошкольных  образовательных учреждениях на 1 сентября 2011 года составляет 246 человек. В пяти школах и восьми филиалах функционируют группы кратковременного пребывания  для 71 ребенка старшего дошкольного возраста в целях предшкольной подготовки.

В четырех дошкольных учреждениях и Спасской ООШ работают 14 групп полного дня. Более 100 детей занимаются в  двух дошкольных мини-центрах на базе Новоюрьевской и Староюрьевской СОШ, детского сада «Радуга», филиала Староюрьевской СОШ в селе Большая Дорога и трех консультационных пунктах для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи.

Объем расходов муниципального бюджета на дошкольное образование увеличился с 8951 тыс. рублей до 11116 тыс. рублей.

В преддверии праздника

Так случилось, что проблему нехватки мест в детских садах мы обсуждаем в канун профессионального праздника дошкольных работников, которые, несмотря ни на какие трудности, весь свой талант и душу вкладывают в воспитание наших малышей.

Проблема адаптивности ребенка в современном обществе очень актуальна и значима для педагогического коллектива детского сада «Радуга», расположенного в райцентре. Поэтому, по словам его заведующей Валентины Ивановны Свидерской, необходимо в общий контекст возрастного развития включать и детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Именно для решения этой задачи с 1 сентября 2010 года на базе детского сада «Радуга» был открыт дошкольный мини-центр, который посещают 42 ребенка, воспитывающихся в условиях семьи. Из них двенадцать занимаются в логопедическом пункте с учителем-педагогом О.А. Дроковой; пятнадцать - в  консультативном пункте и столько же - в адаптационной группе (воспитатели Г.Ю. Суворинова, Е.М. Короткова и другие).

В начале сентября на территории нашей области  прошел конкурс «Лучший воспитатель Тамбовской области  2011 года», в котором приняли участие и педагоги дошкольных учреждений нашего района Л.Н. Емельяненко, Г.П. Кузнецова, З.Н. Стребкова (д/с «Радуга), Л.Н. Игнатова (д/с «Солнышко»), Н.А. Черкасова (д/с «Вишенка»).

Конкурс состоял из нескольких этапов. На  первый (заочный тур) участники представили письменные работы, в которых поделились педагогическими идеями, высказали мнения о профессии воспитателя. На очный этап в областной центр приехали по одному представителю от 28 территорий области. Наш район  представляла воспитатель Л.Н. Емельяненко, которая более двадцати пяти лет работает в системе дошкольного образования. За это время она стала, по мнению коллег и родителей, одним из лучших специалистов в своей профессии. В 2005 году ей присвоена I квалификационная категория.

В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых детей, разработка инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для данной категории являются одними из наиболее актуальных в современной отечественной и зарубежной педагогике. Именно это направление является главным в педагогической деятельности Ларисы Николаевны, по словам которой умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.

В целях раннего выявления и развития способно-одарённых детей, оказания методической помощи педагогическим работникам по проблемам психолого-педагогического сопровождения детской художественной одарённости,  в апреле - мае 2011 года в ГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества (развития системы дополнительного образования и воспитания) г. Тамбова проводился I-й областной конкурс одарённых детей системы дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины», в котором приняли участие около 300 человек из 79 образовательных учреждений из 23 территорий Тамбовской области.

В финале конкурса участвовали 55 обучающихся от 5 до 7 лет. Согласно положению, финал конкурса проходил по 5 номинациям: «Юный актёр», «Юный вокалист», «Юный танцор», «Юный художник», «Юный конструктор». Участниками финала стали дети, победившие в отборочных испытаниях. Среди них были и представители Староюрьевского района - воспитанники Л.Н. Емельяненко - Кужелюк Данила, Архипова Наташа, Сибикина Ирина (воспитатель Г.Т. Михалева).

Кужелюк Данила представлял себя в номинации «Юный актёр» чтением произведения К. Чуковского «Муха-Цокотуха», Архипова Наташа и Сибикина Ирина вышли в финал в номинациях «Юный художник» и «Юный конструктор» (тема «Мир глазами детей»).

По итогам творческих заданий жюри определило 5 лауреатов и 10 дипломантов. Данила Кужелюк стал дипломантом, заняв  III-е место в номинации «Юный актёр», а Наташа Архипова - дипломантом III-ей степени  в номинации «Юный художник». Разумеется, это результат творческой, вдумчивой работы воспитателей.

Более двух лет  воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Вишенка» Наталия Алексеевна Черкасова работает над темой «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Эта тема на протяжении последних десятилетий в отечественной и  зарубежной науке в области дошкольной педагогики считается наиболее актуальной в воспитательном процессе.

«На своем опыте работы, - рассказывает  Н.А. Черкасова, - я убедилась в том, что значение  сенсорного развития ребенка на определенном этапе имеет огромное значение. В моей группе дети  в возрасте от 1,5 до 3 лет. Именно в этом возрасте у них преобладают чувственно воспринимаемые впечатления, что наиболее благоприятно для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем  мире.

На первый взгляд, кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. Однако такие способности формируются в детстве постепенно, практически с нуля.

В процессе сенсорного воспитания необходимо помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах. К примеру, стекло холодное, прозрачное, бьётся, а бумага гладкая, мягкая, рвётся и промокает.

Работая над данной темой,  я узнала много нового, интересного и полезного для себя, нашла более эффективные методы и приемы в воспитательном процессе. Считаю, что сенсорное воспитание является источником познания мира. И то, как в дальнейшем  ребенок будет мыслить, видеть, одним словом, воспринимать окружающий его мир,  во многом зависит от его сенсорного развития. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым и в зрелом возрасте». 

Любовь Николаевна Игнатова работает воспитателем в дошкольном образовательном учреждении детском саду «Солнышко». На конкурс она представила работу под названием «Моя педагогическая философия».

«Я работаю в детском саду, - рассказывает она, - двадцать второй год. Все они были разные: я разная, дети разные, жизнь разная. Но, несмотря на это, воспитатель не должен быть слабым. Он должен быть сильным и интересным, прежде всего самому себе (а иначе ты никому не будешь интересен), он  должен сначала «возлюбить самого себя», чтобы потом также «возлюбить» своих детей. Не отрицая силы и значения разума, в основание всего следует положить любовь и доброту, ибо жизнь большинство наших детей не балует, а «уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни». И дай Бог, чтобы она не сломала наших детей, чтобы их  «опыты быстротекущей жизни» не были слишком горькими и не оказались сильнее всего доброго и прекрасного, что может и должен заложить в них детский сад.

В моей работе на первый план выходит простое человеческое желание - помочь увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам, потому что самая большая ценность на Земле - это дети, то, во имя чего мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого эти дом и дерево?

Во время проведения любых  мероприятий  я учу детей беречь и приумножать мир растений. В этом мне помогает уголок природы, где содержатся комнатные цветы. При наблюдении за растениями я обращаю внимание детей на красоту цветов и листьев, рассказываю, что цветы не только украшают комнату, но и улучшают микроклимат помещения, что каждый цветок требует определенных условий. По уходу за комнатными  цветами устанавливаю дежурство. В процессе различных занятий и опытов дети убеждаются, что через рыхлую почву вода проходит быстрее, а также важны свет и воздух.

Все полученные знания закрепляю  в играх «Опиши цветок», «Узнай по описанию», «Что изменилось»  и так далее.

Сегодня человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли - главный источник нашей жизни. Поэтому я просто обязана научить детей понимать и беречь мир, в котором они живут.

Каждый день ко мне приходят дети, и я должна помогать им открывать что-то новое, ранее неизвестное, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Пусть я сама еще не все знаю, не все умею, но я делюсь тем опытом, которым обладаю. И буду счастлива, если мои знания им помогут, станут стержнем в их дальнейшей жизни!».

Наталья СТРЕБКОВА,Нина ЛАСКИНА.

Автор: 
Наталья Стребкова
Нина ЛАСКИНА.
Читайте также:
Наверх