Необычная экскурсия

« Инжавинский вестник »
42
от
Среда, 15 октября, 2014 (Весь день)
843
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/10/15/top68.ru-neobychnaya-ekskursiya-44248.jpg?itok=oHaSk1wv

      - Дети, сегодня на классном часе мы с вами совершим экскурсию, - оповестила своих четвероклассников Мария Ивановна.
     - Ура!
     - Вот здорово!
    - На улице теплынь такая! - на разные голоса отозвались ребят
     И вот они уже встали парами и пошли от второго корпуса Инжавинской средней школы мимо спортивной площадки по тропинке, ведущей к зданию бывших мастерских школы № 2, где давно уже никто не занимается, так как той школы теперь нет, а разбитые и раскуроченные летом озорниками окна недавно заделаны деревянными щитами. Приблизившись к улице Колхозной, на этой тропке и остановились.
     - Вот мы и пришли, - сказала учительница.
     - Как? Больше никуда не пойдем? А что тут интересного? - недоуменно спросили дети.
     - А вы посмотрите вокруг. Разве это не интересно? - ответила она.

Глаза бы на это
не глядели

     Вокруг лежали жестяные и пластиковые емкости от разных напитков, груды мусора, длинные пленочные ленты не то от старых магнитофонных катушек, не то от тех, что смотрят на кинопроекторах. Они путаются под ногами прохожих, засоряя проход. Нетрудно представить, что здесь будет осенью, когда наступит слякоть и позже - гололед. Молодежь-то на ноги быстрая и при ходьбе стойкая, а вот пожилой человек, поскользнувшись, может получить серьезную травму. Словом, картина очень неприглядная. По этой тропке каждый день идут на работу или по каким-то делам люди, во второй корпус школы - проживающие на этом жилмассиве младшеклассники, а дошкольники - в детский сад и предшкольную группу. Видеть это неприятно, а идти и небезопасно - можно поскользнуться и упасть.
     - А теперь, ребятки, я вам дам хозяйственные перчатки и вот такие мешочки для сбора мусора. Давайте-ка хоть немного приведем этот уголок в порядок, - предложила учительница.
      - Еще чего! Кто-то набросал, а мы убирать должны? - возмутились дети.
     - Нас никто об этом не просит, и я не имею права вас заставить это делать, а могу только предложить, но если не мы, то кто же? Во что превратится наш поселок, если везде будет так? Вам самим приятно ходить по таким улицам? - спросила Мария Ивановна.
     - Нет, - ответили дети и понемногу стали наводить порядок.

Из области
фантастики

     Все это, как обозначается в титрах популярной передачи на канале НТВ, “Das ist fantastisch” (“Это фантастика”). Ничего из рассказанного выше на самом деле не было. И нет во втором корпусе Инжавинской средней школы учительницы начальных классов с таким именем - оно вымышленное. Просто однажды представила, как это могло бы быть, размышляя, какими средствами можно достичь желаемого воспитательного эффекта с юными. Эти мысли посещают меня каждый раз, когда утром этой тропкой иду на работу, а вечером возвращаюсь домой. И очень хочется, чтобы по подобному сценарию был снят любительский видеофильм и показан в школе всем детям.
     И еще думаю о том, что надо бы нам, взрослым, как-то организоваться и навести здесь порядок. Но сделать это все не получается, да и в каждый похожий на этот уголок (а сколько еще много хуже!) не заглянешь и порядок не наведешь. К тому же, желающих это сделать не находится. А даже если и получится, то спустя недельки две стихийная свалка образуется здесь снова.

Если не мы,
то кто же?

     Нарисовала эту картинку с вымышленной экскурсией, вспомнив жизненную аксиому - только конкретным делом (не разовой акцией в виде традиционных весенних и осенних месячников) можно изменить ситуацию, чтобы чистотой отличались не только наши центральные улицы. Как сказал классик, “Уж сколько раз твердили миру…”
     Вот и мы сколько бы раз не твердили детям (и взрослым): нельзя загаживать землю, природные уголки, выбрасывать где попало обертки от чипсов и конфет, баночки от прохладительных напитков и прочего - это так и не возымело действия, в умах не отложилось. Во всяком случае привычкой не стало.
     Разве не говорят детям об этом учителя на уроках и внеклассных мероприятиях? Разве не пишут они на эту тему творческие работы, не посещают заповедник, не участвуют в конкурсах об охране окружающей среды и не декламируют стихи? Но тут же забывают и поступают так, как привычнее, видя, как это делают многие взрослые.
    И только, если они будут принимать конкретное участие в обустройстве какой-то территории, пройдут по тем местам, где наследили не лучшим образом, тогда, возможно, уже не будут где попало бросать ставшие ненужными вещи и бумаги. А, затеяв игру и намусорив даже на бесхозной территории, потом приведут все в порядок.
    Очень порадовало сообщение о состоявшейся в районе в середине сентября акции “Чистый берег”, направленной на очистку прибрежной территории реки Ворона. Как сообщалось, в ней приняли участие учащиеся 6 «б» класса с классным руководителем Е.Н. Егоровой, а также несколько учащихся из 8 «г» и 10 «б» Инжавинской средней школы. Думается, что эти дети уже никогда не оставят мусор в месте своего пребывания у реки, на улицах и площади поселка.
     В райцентре красивая главная площадь и кажется ни у кого рука не поднимется здесь намусорить. Ан нет - еще как поднимается!
     Кто бывал здесь в летнее время поздно вечером или проходил там рано утром, видел, как неприглядно она в эти часы выглядит, особенно после субботних и выходных дней, хотя урны на ней установлены. Это наши уже великовозрастные детки, повеселившись, отдохнув или, как они говорят, оторвавшись по полной, оставляют горы мусора. Знают, что придут взрослые и уберут за ними. А если не уберут, то им это “по барабану”.
     Их не смутит неухоженность территории, они этого просто не заметят - глаза к этому давно присмотрелись. И в следующий раз все повторяется снова. Потому что с детства не выработана привычка вести себя культурно не только в общественных местах, а всегда и везде, потому что перед глазами пример взрослых, избавляющихся от бытовых отходов где придется.

Неужели
все так
безнадежно?

     И мы просто обречены постоянно жить на свалке? Неужели взрослым так трудно донести пакет с бытовыми отходами до ближайшего мусорного контейнера? Они теперь установлены во многих местах и на не таком уж большом расстоянии друг от друга. Только надо пройти какую-то лишнюю сотню метров. Но все так же захламляются бытовыми отходами обочины дорог, декоративные насаждения, как на упомянутом выше уголке возле бывшей школьной мастерской. Когда-то довольно аккуратный, теперь вместе с прилегающей со стороны улицы Колхозной территорией с посадками тополей превращен в настоящую свалку. И таких уголков в нашем поселке не счесть.
     Нынешний год объявлен Годом культуры. Это не праздник песни и пляски и не смотр учреждений культуры, деятельности культработников, как кто-то полагает. Скорее анализ состояния всей нашей общей культуры с обозначением болевых точек и определением дальнейшей работы по ее повышению, в том числе и в деле воспитания юных.
     Основы человеческого поведения в обществе и дома закладываются в детстве. От наших усилий в воспитании детей на собственном примере зависит, насколько культурны они будут. Нельзя уповать в этом деле только на школу и без того загруженного учителя. Школе нужны помощники. А почему бы упомянутую выше “экскурсию” по оскверненным человеком местам не организовать кому-то из родительской общественности? Хотя бы с целью просто обратить ребячье внимание на конкретный результат неряшливого отношения к природе?

Фото
Светланы КОНДРАТЮК
и Инны ГУЩИНОЙ.

Автор: 
Любовь Пьянова
Читайте также:
Наверх