/images/ad-victory.jpg

Нет границ величию её трудовых подвигов

« Сельские новости »
13
от
Среда, 25 марта, 2015 (Весь день)
903
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/25/top68.ru-net-granits-velichiyu-ee-trudovykh-podvigov-53032.jpg?itok=3NAiUI4a

С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от военной поры. Выросло новое поколение, для которого война – это воспоминания о ней участников тех исторических событий – ветеранов, тружеников тыла. Как это ни прискорбно, в живых их остаётся всё меньше и меньше. Но время не имеет власти над величием всего, что советский народ пережил в грозные годы военного лихолетья. А, как известно, человек, перенесший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой Победе.
 

К числу таких людей, безусловно, относится и героиня нашей публикации – Мария Ивановна Белова. Она родилась в 1923 году в небольшом селе Грушовка Волчковского района Тамбовской области. Вместе со своей младшей сестрой Анастасией жила с родителями в местном колхозе, здесь же закончила семь классов сельской школы.

В 1940 году Мария Ивановна вышла замуж за парня из соседней деревни. Семейную идиллию цинично растоптала проклятая война. Её мужа Павла Фёдоровича забрали на фронт 23 июня 1941 года, а Мария Ивановна стала разнорабочим Грушовского колхоза – растила хлеб, помогала оставшимся в тылу женщинам и старикам управляться с многочисленной живностью. В феврале 1942 года сотрудниками Волчковского военкомата повестка о призыве на военную службу была вручена и ей.

Ближайшая железнодорожная станция, на которой осуществлялся сбор новобранцев, находилась в 40 километрах от Грушовки, в населённом пункте Избердеевка. Это расстояние по неутихающей седой пурге и лютому морозу Мария Ивановна преодолела пешком. На вокзале собрались сотни юношей и девушек, на путях их уже ждал товарный поезд. «Поступил приказ загружаться в промёрзшие до основания вагоны, в которых глубокой ночью нас доставили в посёлок Обловка, что под Тамбовом», - с дрожью в голосе вспоминает Мария Ивановна. Здесь призывников пересадили в другой товарняк, гигантской серой массой возвышавшийся над перроном. Его вагоны, оборудованные жёсткими деревянными нарами, на два долгих месяца заменили им родной дом. Каждый день новобранцы проходили курс молодого бойца, включавший в себя физическую зарядку, выматывающую строевую подготовку, углублённое изучение воинского Устава, обязательные построения и частые пофамильные переклички во избежание случаев дезертирства.

Вскоре выяснилось, что на передовую призывников не отправят. Из числа 19-летней молодёжи была сформирована команда, получившая название «ГОРЕМ-19» (Головные ремонтные мастерские). Её включили в состав линии 2-го Украинского фронта, ребята жили по всем правилам и законам военного времени, но их основной функцией являлось не буквальное уничтожение фашистов, а выполнение так называемых военных работ: строительство новой и восстановление уничтоженной бесцеремонными германскими деспотами инфраструктуры автомобильных и железных дорог, мостов, жилых домов, промышленных объектов. В эту команду была зачислена и рядовая Мария Белова.

Через некоторое время ремонтно-строительную бригаду перебросили в город Россошь Воронежской области. Здесь её полностью обеспечили сухими пайками и новым обмундированием: фуфайками и ватниками, которые впоследствии в зимний период красноармейцы бессменно носили практически до конца войны.

В Россоши поздней осенью 1942 года «ГОРЕМ-19» возводили мост через полноводную реку, для того чтобы обеспечить городу полноценную и, по возможности, бесперебойную связь с фронтом. «Для более качественной установки мостовых свай речку необходимо было запрудить, - говорит Мария Ивановна. Огромные валуны для плотины подвозили самосвалы, а мы живой цепью выстроились от берега до берега и так из рук в руки передавали друг другу камни и аккуратно укладывали их в воду. Некоторые были настолько тяжёлыми, что у нас не хватало сил донести их до нужного места. Глыбы безвольно падали в мутную реку, каскады брызг промочили форму насквозь, а от длительного стояния в ледяной воде набухшие портянки и кирзовые сапоги прикипели к ногам. Но никто не проронил ни слова, каждый из нас стремился хоть чуточку приблизить день Победы над ненавистным врагом».

После завершения строительства моста команда начала готовиться к отправке в сильно пострадавший от немецких бомбёжек Киев. Но через пару дней ожесточённому налёту гитлеровских истребителей подвергся и сам город Россошь. Ад, который им тогда довелось пережить, Мария Ивановна не сможет забыть никогда: «Девять чёрных самолётов, похожих на огромных, жаждущих крови воронов, возвращались к городу трижды, вновь и вновь обрушивая на него град из сотен тысяч тонн смертоносных снарядов. Казалось, что фашисты забавляются весёлой игрой. Страх безжалостным кольцом сжал всё вокруг, не было слышно ничего, кроме гула турбин, да грохота рвущихся повсеместно бомб, словно апокалипсис наступил. Мы ужасно растерялись, не понимали, как вести себя в сложившейся ситуации. Молодой офицер Ерохин, командир нашего отделения, осипшим голосом кричал, что бежать в укрытие нужно только по ходу движения самолётов, чтобы спастись от прямого попадания мин. В результате столь массированной авиатаки погибли тысячи мирных жителей, были стёрты с лица земли сотни жилых домов, мосты, дороги, важнейшие предприятия, в том числе и мукомольный завод, белая пыль от которого витала в воздухе ещё несколько дней. Но по какой-то счастливой случайности наш поезд остался цел, никто из членов команды серьёзно не пострадал, лишь шальной осколок снаряда легко зацепил ногу Ерохина».

Немного придя в себя после всего произошедшего, «ГОРЕМ-19» выдвинулись в Киев, ведь малейшее промедление в любой момент снова могло обернуться катастрофой.

По пути следования в город бригада надолго задержалась в Курске, где через реку Кур необходимо было ударными темпами построить добротный мост и проложить через него участок железной дороги длиной в несколько десятков километров для переправки в действующую Красную Армию боеприпасов и военной техники. Массивные просмолённые шпалы молодёжи приходилось переносить на собственных плечах и спинах. Изредка появляющееся на небе солнце мгновенно превращало шпальную смолу в раскалённое варево. При его попадании на лицо и руки кожа лопалась, появлялись кровяные язвы.

В Киев команда попала только в конце 1942 года, здесь она находилась и весь 1943 год, с нуля восстанавливая военные склады, мосты, автовокзалы, десятки километров дорог. Всё это делалось под практически непрерывными немецкими бомбёжками, почти каждый день приходилось прятаться в убежище. Будто Господь оберегал юных красноармейцев, все члены ремонтно-строительной бригады остались живы.

В Киеве с Беловой произошёл случай, многое изменивший в её жизни. «После очередного немыслимо напряжённого трудового дня меня не могли разбудить почти двое суток, - рассказывает Мария Ивановна. И что самое поразительное, я отчётливо слышала команду «Подъём!», чувствовала, как меня тормошили соседи по спальному расположению, а очнулась только в санчасти. Думаю, что подобное состояние наряду с колоссальными физическими перегрузками могли спровоцировать постоянный страх и скудное питание. С тех пор я не могу нормально спать, снотворное не помогает, в голове роятся разные мысли, малейший ночной шорох заставляет сердце замирать».

В конце 1943 года команда «ГОРЕМ-19» перебралась в центр Урала – город Златоуст. Из многих уголков Советского Союза сюда на сохранение доставлялась тяжёлая военная техника, самолёты, да и сам город являлся крупнейшим производителем необходимого Красной Армии вооружения и чуть ли не единственным его поставщиком на передовую. Поэтому основной задачей ремонтно-строительной бригады являлась прокладка жизненно необходимых линий железнодорожного полотна по серпантину Уральского хребта. Под колёсами внезапно появившегося из-за горы поезда (особенно зимой) чуть ли не каждый день погибали 3-5 молодых красноармейцев, не успевших вовремя уйти с рельсов. Так, на глазах Марии Ивановны в жуткую метель гружёный товарняк порезал на куски одну из её боевых подруг – Евдокию Кулешову. Мчащийся на всех парах поезд чуть было не оборвал жизнь и самой Беловой. Она была дежурным по связи штаба полка, грелась у отапливаемой углём буржуйки в недавно построенном помещении железнодорожного вокзала. Розжиг быстро закончился, и тут на счастье нашей героини перед вокзалом остановился товарный поезд, до отказа набитый углём. Мария Ивановна забралась на один из вагонов и начала наполнять им ведёрко, но неожиданно товарняк резко набрал ход. Едва Белова успела соскочить с последней ступени железной вагонной лестницы, как навстречу первому поезду пронесся ещё один. Она стояла на узкой междопутке, зажмурившись от страха. Когда товарняки разъехались, Мария Ивановна потеряла сознание. Почему её не затянуло в воздушную воронку, до сих пор остаётся загадкой.

Известие о победном окончании войны Белова также встретила на Урале. Об этом бригаде сообщил её командир – полковник Карл Бронеславич Добровольский (поляк по происхождению). Радости работяг не было конца:  кто-то тихо плакал, а кто-то даже пустился в пляс.

На Тамбовщину (но не в родную Грушовку, а к родителям мужа в деревню Барановка Богушевского района) Мария Ивановна вернулась вместе со своей фронтовой подругой из соседнего села Красноселье, делившей с ней все тяготы и лишения военной жизни с первого до последнего дня, Верой Вдовиной в ноябре 1945 года. Павел Фёдорович Белов пришёл с войны месяцем раньше. Оба устроились на работу в местный колхоз: Павел Фёдорович – бригадиром тракторного отряда, а Мария Ивановна, как и прежде, разнорабочим. Её часто приглашали на школьные уроки мужества, сборы и огоньки, на которых ученики, затаив дыхание, слушали истории из военной жизни.

Вскоре Белова серьёзно заболела и стала домохозяйкой, семью полностью обеспечивал муж. В 1978 году она вышла на пенсию, через некоторое время умерли родители мужа, а в 1979 году не стало и самого Павла Фёдоровича. Детей  Беловым Бог не дал, поэтому почти тридцать лет Мария Ивановна жила одна. В 2006 году она перебралась к своей племяннице в наш район и сейчас проживает в Гавриловке 2-й.

Кроме того, за свой титанический труд в годы Второй мировой войны она награждена медалью «Жукова», а также имеет медали всех юбилейных дат Победы. «Лучше бы тогда на передовую послали, - до сих пор сокрушается Мария Ивановна, - не приведи Господь никому пережить хоть малую частичку того, что когда-то пережила я».

Как неутомимый оптимист, человек старой закалки Белова искренне мечтает о наступлении всеобщего мира на земле. Обрести его можно по-разному – завоевать, установить, создать. Мария Ивановна Белова этот мир выстрадала.
 

«Сельские новости», № 23 (6363) от 10 июня 2010 года 

Автор: 
Наш корр.
Читайте также:
Наверх