Лента новостей
Статья22 сентября 2014, 16:41

О тех, кто превращает в сказку мир

О тех, кто превращает в сказку мир
Писать об учителях, как и о представителях других профессий, сейчас стало сложно и не престижно. Сложно потому, что в этой отрасли есть проблемы. А не престижно, поскольку сейчас можно писать о крутых новых русских, о тех, кто нам диктует правила жизни и учит, как жить.
Но, признаюсь, пишется о людях, связавших свою жизнь с этой беспокойной профессией, легко и без натяжек. Ведь именно учителя не раз доказывали свою верность призванию, проявляя при этом незаурядную выдержку и даже мужество.
Как правило, в школах трудятся профессионалы в самом высоком смысле этого слова. Учителя, как и все русские люди, не умеют беречь себя. Пока они на ногах, к врачу не пойдут и о здоровье хлопотать не будут. В постоянной спешке, заботах о своих учениках, они хватаются за самое тяжелое, выбирают самое опасное – есть какая-то жертвенность, свойственная только русским учителям, которые еще в давние времена шли в народ сеять разумное.
А у меня родилась идея рассказать о том, как жили и трудились сорок лет назад учителя сахзаводской средней школы № 2.
Средняя школа № 2, что в поселке сахарного завода, – одно из старейших учебных заведений города. Первых учеников она приняла в октябре 1937 года, а возглавлял ее тогда М. Г. Попов. Когда я учился, директором школы была М. А. Козлова, замечательный педагог и организатор. Не хватит никакой газетной статьи, чтобы рассказать об этой замечательной школе с ее многолетними славными традициями.
Мне посчастливилось учиться в ней, и потому с большим удовольствием поведаю о тех дорогих мне учителях, которые сорок лет назад дарили тепло своих сердец нам, детям. Сам я со 2-го Савальского, где была восьмилетняя школа, а вот с девятого класса мы ходили в сахзаводскую школу. В те далекие годы нам, сельским ребятишкам, поселок сахарного завода с его ухоженными и ровными улицами, уличным освещением казался чуть ли не большим городом.
А школа с просторными классами, светлыми окнами приветливо встречала учеников, которые, словно веселые ручейки, стекались сюда каждое утро. В эту школу хотелось идти. В этом была заслуга и директоров, и, главное – учителей, очень любивших своих учеников.
Я отлично помню учителя физики А. М. Розмана, его супругу – учителя химии и биологии В. Г. Милову, учителя немецкого языка Ю. А. Черняк, а также учителя истории М. А. Козлову, впоследствии работавшую директором. Эти прекрасные наставники близко к сердцу принимали ребячьи радости и беды, старались окружить заботой будущие таланты, лелеяли детские мечты, помогали становиться им явью.
Разная судьба сложилась у бывших выпускников школы № 2, с которыми мне довелось учиться. Кому-то ничего не удалось сделать в этой жизни, кто-то остался уже в памяти. А кто-то стал авторитетным человеком в больших городах, у себя в городе и в районе. Ведь далеко не каждый может пройти весь жизненный путь с гордо поднятой головой, для этого нужен твердый дух. Некоторых, к сожалению, судьба, что называется, загнала в угол.
По моему мнению, нет ничего отраднее для сердца, чем вспоминать свою школьную жизнь, светлую и беззаботную. В сахзаводскую школу вместе со мной из 2-го Савальского ходили Н. А. Опритова, Л. П. Мерзликина, В. В. Касаткин, А. П. Студеникина, В. В. Рожков. Зимой нас возили на машине, крытой брезентом. Доверяли перевозить детей только опытным водителям, а самое главное – дисциплинированным. Это были С. М. Стегачев и И. А. Скобелев – вечная им память. А весной и осенью ходили в школу пешком, через поле, так называемый Орлов пруд, военный городок. Пока дойдем целой ватагой , – столько впечатлений, разговоров, смеха, шуток, что порой забывали и то, что учили, если, конечно, учили.
Бывает, что я настолько ухожу в свои воспоминания, что становится зримым и осязаемым все, что проносится в памяти. Тогда исчезает грань между реальностью и прошлым. Кажется, что вчера мы бегали по длинным коридорам родной школы, сидели за партами, слушали учителей и получали оценки. Всякое бывало в этих стенах. И плохое, и хорошее, но мне кажется, хорошего больше.
Кстати, стены спортзала и мастерской были построены руками учителей и старшеклассников. К сожалению, это сейчас запретили занимать трудом школьников, а мы в летние каникулы выезжали в трудовой школьный лагерь, который располагался на полевом стане отделения совхоза «Жердевский», на второй “Тундре”.
Там мы занимались прополкой сахарной свеклы, а вечером после сытного ужина, которым нас кормили совхозные повара, мы собирались у костра и пели под гитару, шутили – весело было.
Дружеские отношения между нами отличались настоящим человеческим теплом, фантазией, юмором. Вот тогда из стен школы выходили молодые люди, приспособленные к труду и к дальнейшей жизни.
Школьные годы – это самые лучшие годы жизни. Как далеко ушли они! 40 лет – это много. Много потому, что за эти прожитые годы появились и выросли детки, подрастают внуки и не за горами пенсия. И мало, поскольку слишком быстро пролетели 40 лет со дня прощального школьного выпускного звонка. Но учителей своих, я думаю, помнит каждый.
Вновь мне хочется сказать о них. Наши учителя были самыми лучшими. Они умело преподносили материал, давали много дополнительной информации, которой не было в учебниках. Их уроки не уступали лекциям иных вузовских преподавателей, а ведь они были простыми учителями из глубинки, но какими! Недаром многие из выпускников школ являются сейчас светилами науки. Но самое главное – в своей родной школе мы поняли, что надо быть порядочными, честными и трудолюбивыми людьми. Этому нас учили наши учителя, эти великие труженики, инженеры человеческих душ.
Вот написал эти строки о наших милых учителях и стало обидно, что всего этого они не прочитают. Да и мои любимые одноклассники не все увидят их. Как часто мы опаздываем сказать теплые слова своим самым дорогим и любимым людям, учителям. Всю жизнь я с благодарностью вспоминаю о своих учителях, а вот пишу о них впервые. Да пусть простят нас все те, кого мы не успели поблагодарить при жизни.
Лично я не искал счастья в чужих краях – где родился, там и сгодился. После службы в рядах Советской армии работал в совхозе «Жердевском» инженером по трудоемким процессам. В горячую уборочную пору садился за штурвал комбайна, помогал родному хозяйству в уборке урожая. Давал хорошие показатели, и в этом мне помогала хорошая подготовка в школьном трудовом лагере.
Но сейчас речь идет об учителях, которые дали мне путевку в большую жизнь, и я всегда буду с благодарностью вспоминать о них. Побольше бы таких учителей в жизни наших детей и внуков! Я желаю всем педагогам, и особенно бывшей школы № 2, неисчерпаемых сил и энергии в их нелегкой работе и посвящаю им свои стихи:
Вы научили верить и мечтать,
Дарили сердце, доброту
и ласку,
Учили никогда не отступать,
Огромный мир вы превратили
в сказку.
Автор:И. Калингер