Опыт формирования безопасной среды

« Инжавинский вестник »
19
от
Среда, 6 мая, 2015 (Весь день)
506
     Что может быть желаннее для каждого из нас, а тем более для ребёнка, как не безопасная во всех отношениях среда? И прежде всего в человеческих взаимоотношениях, потому что именно они способствуют возникновению всевозможных конфликтов. А конфликт - это всегда стресс, эмоциональное напряжение, разрядка которого может быть самой непредсказуемой, в том числе и с применением силы. Однако создать и поддерживать такую среду где бы то ни было: в семье, детском учреждении, школе далеко не просто. Опытом её формирования и поделились психологи и педагоги на этом заседании.

     ЗАМЕСТИТЕЛЬ по учебно-воспитательной работе заведующего детского сада “Берёзка” С.А. Лаврова рассказала о работе этого дошкольного образовательного учреждения по раннему выявлению семейного неблагополучия. Именно на этой стадии очень важно оказать необходимую помощь, чтобы сформировалась в семье безопасная среда для всех её членов и, прежде всего, детей. Психолог и педагоги Инжавинской и Красивской средних школ, Караульского детского дома имени Г.В. Чичерина рассказали о работе служб школьной медиации.
     В последнее время в нашу речь входит все больше иностранных терминов. Медиация - один из них. Как пояснила психолог Инжавинской средней школы Г.В Маркина, это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, заинтересованной только в том, чтобы конфликт разрешился обоюдно выгодно для конфликтующих. Минобрнауки порекомендовало школам создавать службы медиации для урегулирования внутришкольных конфликтов. Созданы они и в инжавинских образовательных учреждениях. В эти службы вошли педагоги, родители и учащиеся из числа ребят старшего возраста. Кому, как не им, лучше знать внутришкольную жизнь и понимать своих сверстников? Научиться, не навязывая своего мнения, помочь им с наименьшими потерями разрешить разногласия - дело деликатное, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта у тех, кто наравне со взрослыми участвует в урегулировании конфликтов. Чуткость, сострадание, умение сопереживать - эти на первый взгляд естественные человеческие проявления сегодня всё реже встречаются в нашей жизни, эти качества надо формировать. Школьная медиация этому способствует, приучая детей и подростков мирно разрешать конфликтные ситуации, уметь их предотвращать.
     ПЕРЕД психологами и педагогами стоят более сложные задачи, ведь им приходится иметь дело не только с детьми, но и со взрослыми - родителями, воспитателями и педагогами, у которых давно сформировались убеждения и характер, выработались привычки. К каждому надо найти свой подход, помочь увидеть причину возникшей проблемы и её следствие.
     Галина Викторовна Маркина на заседании Координационного совета привела несколько примеров, когда медиация помогла в разрешении непростых ситуаций. Одна из них возникла между педагогом и родителями детей самой младшей ступени - предшкольной группы. В такие группы, а то и в первый класс, часто приходят дети абсолютно неподготовленные к условиям обучения. Им трудно соблюдать режим дня, нормы поведения, строить взаимоотношения с другими детьми. А родители, чересчур опекающие своих деток, оправдывают их поведение и не являются помощниками учителю в их адаптации.
     Проблему в данном случае решали в комплексе: с участием психолога, логопеда, социального педагога, завуча по воспитательной работе. К концу полугодия результаты работы стали видны: проблемные детки предшкольной группы стали сидеть на занятиях, играть и общаться с другими детьми, отвечать на вопросы. Они становятся уже более подготовленными к школе.
     Г.В. Маркина поделилась опытом применения медиации и на других ступенях обучения школьников - в начальной школе и в подростковом возрасте, когда у одного из обучаемых в результате его неадекватного поведения в седьмом классе возник конфликт сразу со всеми учениками. Специалисты созданной в школе службы медиации посещали уроки, проводили беседы и часы толерантного общения. В результате ситуация разрешилась благополучно.

     В РАБОТЕ заседания Координационного совета так же приняли участие социальный педагог Инжавинской средней школы С.Ю. Лунюшкин и заместитель директора по воспитательной работе О.А. Зоткина, которые дополнили информацию психолога другими примерами. В школе существует телефон доверия, куда могут анонимно обратиться все желающие получить консультацию или поддержку профессионала по разным вопросам. Оформлен стенд с информацией для детей и родителей с советами и рекомендациями психолога и юриста. Классные часы, беседы, во время которых устанавливаются доверительные отношения, анкетирование, позволяющее помочь детям проанализировать своё отношение к окружающим и умение предотвращать конфликтные ситуации и мирно выходить из них, если таковые случаются - всё это и многое другое, в том числе и оказание помощи родителям в налаживании отношений с детьми, взято на вооружение, приобретается опыт.
Социальный педагог Красивской средней школы Г.Н. Фомичёва рассказала о разрешении конфликтов мирным путем, в том числе и с участием ребят, пользующихся авторитетом у товарищей. В этой школе тоже уже приобретён определённый опыт работы службы медиации, много наработок, есть положительные результаты.

     В КАРАУЛЬСКОМ детском доме имени Г.В. Чичерина созданная служба медиации много внимания уделяет просветительской работе среди коллег и детей, созданию восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий, прав и интересов детей всех возрастных групп. Особое внимание уделяется детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, находящимся в социально опасном положении, с девиантным поведением, совершивших общественно опасные деяния. Им оказывается психологическая и юридическая помощь, внедряются новые формы и методы работы, способствующие обеспечению досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, если они вступают в конфликт с законом.
     Конкурсы, “круглые столы”, конференции, диспуты, защита проектов - всё это помогло определить кандидатуры школьных медаторов из числа сотрудников и несовершеннолетних, обучающихся здесь и принимающих активное участие в мероприятиях по защите прав и интересов детей.
     Социальный педагог И.С. Шмелева на заседании Координационного совета рассказала, что за время создания этой службы были урегулированы два конфликта между сотрудниками детского дома и воспитанниками. В первом случае воспитанник нагрубил и оклеветал воспитателя, написал жалобу директору. Медиаторы разобрали ситуацию, провели беседу с воспитанником, который был неправ. Участие в мирном разрешении конфликта принимали и дети. Воспитанник признал свою вину и извинился перед воспитателем, стороны примирились. Разрешён был и другой конфликт, возникший между воспитанником и медицинским работником.

    НАЧАЛЬНИК отдела культуры О.А. Сотникова проинформировала об организации в ушедшем году деятельности учреждений культуры работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Большое внимание было уделено организации отдыха детей и подростков в каникулярное время, проведению мероприятий православной тематики, по правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, предотвращению вредных привычек.
Центром занятости населения № 4 была представлена информация об исполнении протокольных поручений Координационного совета по профилактике социального сиротства, в части касающейся трудоустройства несовершеннолетних, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации, в свободное от учебы время. Здесь накоплен уже немалый опыт, однако есть проблемы на сельских территориях. К слову, вполне разрешимые при содействии органов местной власти.
     В принятом решении определены на ближайший период главные направления деятельности Координационного совета по профилактике социального сиротства, защите прав несовершеннолетних, раннему выявлению социального неблагополучия.
Автор: 
Любовь Пьянова
Читайте также:
Наверх