В одиночку не справиться
Пути-дороги, приведшие бездомных в то состояние, в котором они сейчас пребывают, у всех разные. Общим для них, пожалуй, является невозможность в одиночку выйти из него, справиться с проблемами, которые кажутся им неразрешимыми. В своих попытках опереться на кого-то и идя к людям, чаще всего они встречают не помощь, а собутыльников, которые готовы между очередным стаканом алкоголя выслушать и посочувствовать. Помочь такому же, как и они сами, бедолаге, они, как правило, не в состоянии. Разве что предложат стакан с зельем, мол, выпей, и станет легче. Правда, среди них встречаются и такие, кто из жалости и сострадания, а то и на каких-то условиях готов предложить кров. Тогда, по крайней мере, появляется хоть крыша над головой. Такой случай мне известен.
Бывший заключённый согласился пустить к себе в квартиру жить (временно, разумеется) двоих бездомных – мужчину и женщину. Мужчина перебивается случайными заработками, а женщина готовит (благо, что бывший кондитер экстра-класса, такие вот метаморфозы иногда подбрасывает жизнь), хотя готовить подчас не из чего, и ей приходится интересоваться содержимым помойки, да иногда сердобольные люди дадут чего не жалко.
Как в степи глухой замерзал…
Другому же заключённому просто некуда было возвращаться после тюрьмы, так как родственники за время его отсутствия успели продать отчий дом. Денег у него нет, он уже пожилой и больной человек, а поэтому считает, что у него отсутствуют шансы отстоять в суде хотя бы компенсацию за своё жильё. Ночует на улице и обречённо встречает грядущее вместе с осенью похолодание. Персонаж О. Генри, мёрзнувший на скамейке в парке, в такие времена думал, как нарушить закон, чтобы отправиться за решётку и перезимовать там в тепле и сытости. У нас зимы суровые, а морозы трескучие, подъезды оборудованы железными дверями с домофонами (так что кошка не проскочит), человеку тем более уже ни на скамеечке, ни в подъезде не переночевать. Кто считал, сколько их замерзает в многолюдных городах, как в степи глухой, с молчаливого согласия общества и при полном равнодушии государства?
Пожилая женщина оказалась без жилья после того, как кто-то из родственников, предварительно отправив её в психиатрическую клинику (что, как считают её соседи, само требует отдельных разбирательств), в срочном порядке продал квартиру. Когда бедную женщину «выписали», и она пришла домой, там уже были другие хозяева. И теперь женщина живёт, у кого придётся: то у своих знакомых, то у соседей, что, естественно, не выход из её положения.
У каждого из этих людей своя жизненная драма, в результате которой они оказались без жилья, работы, денег или здоровья. Можно сколько угодно рассуждать о том, что они, чаще всего, сами виноваты в том, что с ними случилось: не о том думали, не то делали, не туда шли, но… Не нужно забывать, что в такой ситуации может оказаться каждый, например, по причине несовершенства того же законодательства или невнимания к этим вопросам государства (никто же не подсчитывал, сколько таких бомжей оказалось на улице в результате незаконных сделок купли-продажи жилья, когда без зазрения совести нарушались права несовершеннолетних детей или тех же заключённых). И хотя со временем появился закон, охраняющий права детей на жильё, что делать с людьми, успевшими его потерять? С людьми, ставшими хроническими алкоголиками, больными и инвалидами, которые не нашли своё место в жизни только потому, что оказались слабее других.
В нашей всеобщей гонке за лидерство под девизом «Побеждает сильнейший» не могут быть все победителями. Мы не можем, как в реалити-шоу «Последний герой», распрощаться со всеми, кто отстал. Тоже касается и интеллектуальных соревнований. Не нами уже замечено, что интеллект без нравственности разрушает, а не созидает.
Что подсказывает интеллект?
Если общество разделяется на «мы» и «они», то перспектива в решении вопроса так называемых «лишних людей» более чем грустная для всех. Почему для всех? Да потому что это только кажется, что если занимать позицию «моя хата с краю, ничего не знаю», то мы будем на сто процентов защищены от всех последствий, порождённых этой проблемой.
Если же в обществе есть понимание того, что более здоровая его часть должна позаботиться о больной, то, на мой взгляд, это уже свидетельствует о гражданской зрелости такого общества. Можно ли нас с этим поздравить, судить каждому самостоятельно. Утратив лечебно-трудовые профилактории (со всеми их плюсами и минусами), мы не создали никакой альтернативы им, а переход от плановой экономики к рыночной сделал невыгодным существование подобных учреждений. (И на какие только деньги в царской империи существовали дома призрения?)
Но если за меркантильными соображениями мы не хотим потерять смысл слов «человек разумный» (с упором на первом слове), то и обществу, и государству не стоит думать, что эта проблема, если сейчас она напрямую нас не касается, рассосётся сама. Не рассосётся. Поэтому здесь есть поле для деятельности и наших депутатов, и общественных организаций, и меценатов, и властных структур, и каждого из нас. На то мы и люди, чтобы не оставить в беде тех, кто без нас не справится…
Хотелось бы также коснуться отношения обычных людей к споткнувшимся, но не нашедшим точку опоры в этой жизни горемыкам. Чем мы готовы пожертвовать ради них и готовы ли? Вот ещё одна весьма показательная история.
Торжество справедливости
Тот бывший заключённый, который приютил у себя бездомных, частенько числится в должниках за коммунальные услуги. И хотя живущая в Москве совладелица квартиры периодически погашает долги, некоторые соседи по подъезду вполне резонно заявили о том, что они не собираются переплачивать за тунеядцев-алкоголиков. Проживающие в этой квартире уже привыкли на всём экономить, а вечером включали лишь настольную лампу. Ничего из электроприборов, кроме холодильника, у них не было. Но особенно непреклонные соседи были настроены решительно и добились-таки, чтобы квартира была обесточена. Уже больше года в ней нет света. Хуже всего то, что жильцы не могут пользоваться даже холодильником. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако опять есть одно «но». Света у них за месяц нагорало едва ли до 30 кВт. Пусть 100 кВт за 3 месяца. В подъезде 20 квартир. 5 кВт – на каждую квартиру за три месяца, а за один месяц и вообще, считай, ничего, а если разделить на 100 квартир в доме, то и…
Слышу праведный гнев людей, и без того живущих небогато: «Пусть и копейки, но мы не обязаны за них платить!» Не спорю и не знаю рецепта в таких ситуациях. Может быть, здесь могли бы подсказать выход поставляющие ресурсы монополии, если они, конечно, социально ориентированы. Или кто-то должен их сориентировать. Я не знаю. Просто делюсь своим видением. Как часто, когда у нас самих беда, мы ждём поддержки от кого-то или спешим в церковь, надеясь на помощь Вседержителя, который услышит и поможет, подаём или не подаём нищим у входа. Иногда читаем Евангелие, а там от Матфея:
…42 Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня;
43 Я искал приюта, и вы не пустили Меня в дом; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в тюрьме, и вы не навестили Меня».
44 Они тоже спросят: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или нуждался в приюте или в одежде, или был болен, или в тюрьме, и мы не помогли Тебе?»
45 Он им ответит: «Истину говорю вам: всё, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».
Конечно, своё отдать никто не заставит. Даже в Писании сказано: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7). Да не оскудеет рука дающего.
Р.S. Ни в коем случае не ратую за решение проблем бездомных путём мелкого подаяния, которое, в конечном счёте, ничего не решает. Эта проблема из разряда тех, которые можно решить только на государственном уровне. Но, согласитесь, если общество не захочет, государство не будет её решать.
Фото автора