От качества условий - к качеству результата

« Сельская новь »
36
от
Среда, 3 сентября, 2014 (Весь день)
1143
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/09/03/top68.ru-ot-kachestva-uslovii-k-kachestvu-rezultata-42413.jpg?itok=EkQ38Yni
Начальник отдела образования и защиты прав несовершеннолетних администрации района П.Пьянов  в своём докладе "Федеральные государственные образовательные стандарты: от качества условий к качеству результата" охарактеризовал прошедший учебный год как очень значимый для системы образования в целом. 
 Были заложены нормативные основы успешного стабильного  развития на десятилетия вперёд. В первую очередь, это принятие нового Закона "Об образовании в Российской Федерации", "майских" Указов Президента РФ, государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы,  профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя) и ряд других документов. В них заложен масштабный комплекс развития системы образования, определены ожидаемые результаты и социальные эффекты.
 
Достойная зарплата -  за достойные  результаты
 
На протяжении всего предыдущего учебного года приоритетным был вопрос повышения заработной платы педагогических работников в соответствии с Указом Президента РФ. По итогам 2013 года удалось обеспечить рост заработной платы (относительно 2012 года): в дошкольных образовательных учреждениях - на 56% (17 645 руб.); в общем и дополнительном образовании - на 31% (соответственно 19 122 руб. и 21000 руб.). Таким образом, заработная плата педагогических работников возросла  до 56%  в зависимости от  категории работников.  
Вместе с тем, как отметил докладчик,  только повышение заработной платы не приведёт к повышению качества образования. Необходимо обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов, сформулировать и нормативно оформить требования, которые предъявляются обществом  к современному педагогу.
Министерством образования и науки РФ утверждён профессиональный стандарт педагога -  учителя и воспитателя. В нём заложены по-настоящему новые подходы к содержанию трудовых функций и требования, соответствующие сегодняшним представлениям о  качестве педагогической деятельности.
Например, учитель должен уметь: разрабатывать и реализовывать индивидуальные  образовательные маршруты, индивидуальные программы развития с учётом личностных и возрастных особенностей обучающихся; применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка; владеть проектной и исследовательской методиками, и другое.  Стандарт  вступает в силу с 1 января 2015 года. 
Модернизация  дошкольного образования
 
Решалась важнейшая социальная задача - ликвидация очерёдности в учреждения дошкольного образования. В результате у нашего района одни из лучших показателей по реализации программы модернизации дошкольного образования: полностью освоены средства федеральной и областной субсидии (около 68 млн. руб.); введено 180  дополнительных мест.
Очередь для детей от 3-х до 7-и лет сократилась на 96%. В 2013 году введены в строй два детских сада. Каждый  строился под свою индивидуальную концепцию. Это позиция главы администрации района, которая полностью поддержана специалистами данной сферы.  Во всех детских садах созданы условия для  работы с детьми, имеющими особые потребности в развитии. 
Работа по модернизации дошкольного образования будет продолжена  также и в  плане  введения в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования - стандарта развития, воспитания, достижения определённого прогресса в развитии ребёнка.  Это большая и серьёзная работа по модернизации ресурсной базы, внедрению новых программ и развивающих технологий, масштабному повышению  квалификации педагогических работников, и, соответственно,  повышению их заработной платы.
 
Общее образование
 
В 2013 году закончился проект модернизации региональных систем общего образования. За три года в школу было направлено почти 25 млн. руб. средств федерального и областного бюджета.  
Многое было сделано в рамках этого проекта: отремонтированы здания, закуплена мебель, учебно-лабораторное и технологическое оборудование, автобусы, учебники, проводилось повышение квалификации педагогов. Областные средства в основном были направлены на повышение заработной платы. Как результат: для 85% обучающихся созданы современные условия, соответствующие требованиям ФГОСов. Все школьные туалеты теперь внутренние.
С самого начала реализации проекта была выбрана стратегия не просто наполнения школы современной техникой, а создания буквально в каждой школе образовательно-развивающих сред: естественно-научной, технико-технологической, информационной, гуманитарно-эстетической. 
Каков же эффект от вложения столь значительных средств? Улучшилось ли качество обучения? Уже сейчас очевидно, что результаты всех проектов позитивны. Результаты ЕГЭ, итоговой аттестации в 9 классах, мониторинговых исследований в начальной школе свидетельствуют о положительной динамике учебных достижений. 
Для сравнения: в 2011-2012 учебном году обученность составляла 92,9 процента, в 2012-2013 - 95,8, 2013-2014 - 90,4 процента.  Золотой медалью "За особые успехи в учении" в 2011-2012 учебном году награждены 4 выпускника, 2012-2013 - 4, серебряной медалью, соответственно 6 и 8. В 2013-2014 году медаль "За особые успехи в учении"  получили 8 выпускников. Не получили аттестат о среднем общем образовании в 2011-2012 году 6 человек, в 2012-2013 - 3, в прошедшем учебном году таковых нет.
На протяжении семи предыдущих лет областью проводилось большое количество конкурсов, в которых целенаправленно определялись и финансово поддерживались лучшие педагоги и лучшие педагогические коллективы. Это дало свои положительные результаты. В области сформированы сетевые сообщества  учителей-предметников, учителей-победителей всероссийских и региональных конкурсов, а также сеть школ, которые демонстрируют стабильно высокие результаты. 
Дополнительное образование
 
В этом году система дополнительного образования отмечает свой 90-летний юбилей. В районе была правильно выбрана стратегия на реализацию значительной части дополнительных программ на базе школ. Это позволило не только увеличить количество детей, вовлечённых в научно-техническую, художественно-эстетическую, спортивную деятельность, но и придать дополнительный ресурс программам общего образования.
Одним из наиболее значимых социальных эффектов развития системы дополнительного образования стало сокращение  числа несовершеннолетних, совершивших преступления. 
Семь школ района реализуют программы дополнительного образования. Количество детей, занимающихся по ним растёт год от года. 2011-2012 год - 151, 2012-2013 - 294, 2013-2014 - 440. В кружках заняты  543 ребёнка.
В двух учреждениях дополнительного образования (школа искусств и спортивная школа) занимаются 1095 детей.
Обобщая опыт, ставим задачи
 
В качестве ключевых на 2015 год определены следующие задачи: внедрение новых федеральных образовательных стандартов дошкольного и общего образования; усиление общественной составляющей в управлении образованием; развитие единой образовательной информационной среды. Главное в решении этой задачи - перевод в электронный вид целого ряда  муниципальных услуг, которые должны предоставлять органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, образовательные организации; формирование кадрового ресурса. Новые задачи образования требуют от педагогов новых профессиональных компетенций. Основной упор будет сделан на повышение мотивации педагогов в высоких результатах своей работы посредством системы моральных и материальных стимулов в условиях введения эффективного контракта.
 
 
Автор: 
Татьяна МОРОЗОВА Фото автора
Читайте также:
Наверх