Лента новостей
Статья10 сентября 2014, 17:37

От качества условий к качеству результата

Августовская конференция – особая педагогическая традиция, согретая теплом последних летних дней и любовью к профессии. Она приближает один из самых значимых дней в году – праздник, с которого начинается дорога в мир знаний. И несмотря на то, что учебный год начинается 1 сентября, для учителей отпуск закончился 27 августа. В тот день зал кинотеатра «Мир» напоминал большую учительскую – в работе конференции приняли участие педагоги и воспитатели, руководители всех учреждений образования района, специалисты отдела образования, гости, среди которых были депутат Государственной думы, председатель областной организации профсоюзов работников образования и науки М. Ю. Назарова, помощник первого заместителя председателя областной Думы В. Н. Карева А. А. Попов, глава администрации района А. В. Быков и другие.

Августовская конференция – это время подведения итогов предыдущего учебного года и составления планов на новый. Как следовало из выступления совсем недавно вступившей в должность начальника отдела образования Л. В. Кадуниной, прошедший учебный год был отмечен тем, что были определены нормативные основы успешного, стабильного развития системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, закрепленные в соответствующем ряде документов федерального и областного значения. В них заложены ожидаемые результаты и социальные эффекты. Но главным показателем оценки труда работников образования нашего района является удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг.

В прошедшем учебном году приоритетным был вопрос повышения зарплаты педагогических работников. Удалось обеспечить рост зарплаты по сравнению с 2013 годом в дошкольных образовательных организациях на 106% (она составила 17609 рублей), в общем и дополнительном образовании на 112 % (20611 руб.) и 107% (17300 рублей) соответственно. К концу 2014 года зарплата должна еще вырасти: для педагогических работников общеобразовательных школ до 21000 рублей, детских садов – 18084 рублей, дополнительного образования – 17358 рублей.

Ясно, что повышение зарплаты не приведет к немедленному росту качества образования, поэтому назрела необходимость выстраивать новую систему трудовых отношений с педагогами. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) выдвигаются новые требования к их квалификации. Профессиональная деятельность педагога должна оцениваться только комплексно – в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога должен выступить профессиональный стандарт. Он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций, реализации «Эффективного контракта».

В 2014-2015 учебном году планируется разработка на муниципальном уровне программы повышения престижа профессии педагога, так как кадры являются основным и наиболее значимым ресурсом развития системы образования. По словам главы администрации А. В. Быкова, выступавшего на конференции, необходимо поднимать авторитет учителя, разъяснять выпускникам школ важность и значимость этой профессии, чтобы на смену работающим педагогам приходили новые квалифицированные кадры. Огорчает тот факт, что ни один выпускник в этом году не обратился за направлением в педагогические институты, а приоритетом при выборе будущей профессии сейчас является не призвание, а размер будущей заработной платы.

Был затронут и вопрос модернизации в общем образовании. За три года в школы района было направлено 24,6 млн. рублей средств федерального и областного бюджета. Были отремонтированы школы, закуплена мебель, учебно-лабораторное оборудование, автобусы, учебники, повышена квалификация педагогов.

Для 85% обучающихся созданы современные условия, соответствующие требованиям ФГОС.
ФГОС – качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования, позволяющий решить новые системные задачи. Сегодня в центре внимания вопросы обеспечения доступности качественного образования в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и запросами обучающихся. Переход на федеральные общеобразовательные стандарты способствует расширению вариативности программ воспитания и социализации. Социально-образовательные эффекты индивидуализации образования достигаются с помощью ранней профессиональной ориентации, профильного обучения в средней школе, а также развития проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Однако в подсистеме общего образования не решаются полностью проблемы профильного обучения, не созданы колледж-классы в МБОУ Жердевской СОШ № 2, ни в одной базовой школе нет университетских классов, не перешли в режим работы полного дня филиалы Бурнакский, Сукмановский, Григорьевский, М.Горьковский. В 2013-2014 учебном году в образовательных организациях реализовались три профиля обучения: информационно-технологический, химико-биологический, социально-гуманитарный.

В связи с этим была высказана надежда, что создание новой МБОУ «Жердевская СОШ» будет способствовать увеличению охвата профильным обучением обучающихся старших классов, будет создано больше колледж-классов, к чему призвал и директор колледжа сахарной промышленности А. Н. Каширин.

Как известно, одной из форм создания независимой системы оценки знаний обучающихся является государственная итоговая аттестация.
В ходе обсуждения участниками конференции была отмечена такая проблема, как снижение среднего балла ЕГЭ по шести учебным предметам. В итоге семь выпускников 11-х классов не получили аттестаты о среднем образовании.

Не радуют и результаты олимпиад. Формально проходят школьные олимпиады, не проводится подготовка участников муниципального этапа олимпиады, поэтому участники не могут выполнить задания в полном объеме.

Как заметил А. В. Быков, ситуация в образовании не отражает сегодня тот потенциал, которым владеют педагоги района. Тем обиднее видеть такой не впечатляющий результат сдачи ЕГЭ в нашем районе на фоне области.

Поэтому главной задачей в новом учебном году должен стать комплексный анализ на заседаниях управляющих советов, педагогических советах, родительских собраниях результатов ЕГЭ и ОГЭ и разработка планов мероприятий по повышению качества обучения.

Серьезные изменения происходят в подсистеме дополнительного образования. За 2013 год дополнительным образованием в районе охвачено 52% детей в возрасте от 5 до 18 лет. На конец 2013-2014 учебного года с учетом несовершеннолетних студентов колледжа сахарной промышленности охват составляет 59%. Общий охват дошкольников дополнительным образованием составил 40%, в учреждениях дополнительного образования – ДДТ и ДЮСШ – 50%, и охват дополнительными образовательными программами, реализуемыми школами – 61% .

Из этих цифр понятно, что в новом учебном году необходимо увеличивать количество детей, занимающихся дополнительным образованием в школах.

На сегодняшний момент пять базовых школ переведены в режим работы полного дня. Выделяется из общего ряда школ педагогический коллектив МБОУ Пичаевской СОШ, который показывает хорошие результаты по развитию дополнительного образования, активно участвует в районных и областных конкурсах. Хорошие результаты по интеллектуально-познавательным программам у детей МБОУ Жердевской СОШ № 1, и второй год подряд занимает в области призовое место по развитию детского спорта МБОУ ДОД ДЮСШ.

С введением ФГОС образовательные учреждения обязаны создать условия для развития личности, добиться материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными или электронными изданиями, учебной литературой по всем образовательным областям учебного плана, изданным за последние пять лет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин, а также свободным доступом в сети Интернет.

Подводя итоги выступлений, было сказано, что в 2014-2015 учебном году главной задачей станет внедрение новых федеральных образовательных стандартов дошкольного общего образования. Остался год до введения в штатном режиме ФГОСа основного общего образования и чуть позже ФГОСа среднего (полного) образования, и сейчас необходимо проанализировать сделанную работу по введению ФГОСа дошкольного, основного, среднего (полного) образования на заседаниях управляющих и педагогических советах, общешкольных родительских собраниях.

Августовская конференция дала старт новому учебному году. И главным желанием всех выступавших было – пусть он будет более результативным, чем предыдущий. А для этого всем работникам образования просто необходимо здоровье, оптимизм, новые открытия, талантливые и пытливые ученики и семейное благополучие!
Автор:Подготовлено И. Старовой