От плода уст своих мы насыщаемся добром

« Инжавинский вестник »
41
от
Среда, 5 октября, 2011 (Весь день)
886

СКОЛЬКО бы мы не говорили о том, что школа у нас светская, но воспитательной роли у нее никто не отнимал, а воспитание в православной традиции самое, что ни есть патриотичное, национальное и духовно-нравственное. Сегодня часто можно слышать сетования по поводу огорчительного состояния общественной нравственности, упадке культуры, деградации языка. Наверное не имеет смысла искать в случившемся правых и виноватых - ответственны все мы. Задача состоит в том, чтобы с мыслью о будущем искать пути изменения к лучшему.
И тут наши взоры невольно обращаются к учителям и священнослужителям, поскольку они имеют постоянный контакт с подрастающим поколением. А ведь именно с детства закладываются в сердце человека те духовные и нравственные основы, которые определяют весь последующий жизненный путь человека.
Так случилось, что мои отроческие годы и юность прошли на инжавинской земле. Виной тому Великая Отечественная война, когда нас, потерявших родителей детей, привезли в Караульский детский дом, а учиться мне довелось и в Трескинской школе. Поэтому считаю инжавинцев своими земляками, ежегодно к началу учебного года приезжаю в этот благодатный край, встречаюсь с учениками, их наставниками и своими учителями, кто еще живет на этой земле. Непременно делюсь своими впечатлениями, размышлениями. Ведь вся моя жизнь связана с педагогикой. Мне пришлось заниматься преподавательской деятельностью как в наших, так и в школах при советских посольствах на Кубе и в Германии - многое повидать, а также работать в органах управления образованием Черноземья. Давно уже живу в Москве, но связи со школами не теряю. В образовании сейчас происходит много всяких преобразований, меня радует, что в школах появился предмет «Основы православной культуры». В связи с этим мне хочется поделиться с земляками некоторыми своими размышлениями.
На встрече с педагогами Подмосковья, где мне довелось недавно присутствовать, с речью к ним обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Посоветовал: на уроках по изучению культуры православия надо доносить молитвы преподобного Ефрема Сирина. Это краткая энциклопедия духовной жизни. К чему призывает в своих молитвах преподобный, что советует? Не тратить время попусту, не своевольничать, не увлекаться праздными разговорами, но быть целомудренными, смиренными и исполненными любви к ближнему, а главное - четко различать свои собственные недостатки и никого не осуждать.
Для преподавания “Основ православной культуры”, убеждена, надо обладать не только соответствующими знаниями, но и жить наполненной духовной жизнью. Практически во всех школах Подмосковья так и происходит - живут этой православной культурой, ею пронизано все. Православные праздники: Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение, день святых Кирилла и Мефодия - просветителей славянских народов занимают важное место в воспитании духовности подрастающего поколения.
Думаю, что и в сельских школах, несмотря на их малокомплектность, этот предмет должен занять достойное место. Особое значение, считаю, при этом имеет СЛОВО, которое доносит учитель. Всем известна огромная убеждающая сила слов. Из истории знаем множество примеров, когда злоупотребление словом приводило к бедственным социальным явлениям и кровопролитным войнам. Важно вкладывать в детские сердца слова веры, любви, добра. Это огромная ответственность, уклонение от которой недопустимо.
У русской поэтессы Марии Петровых есть стихотворение, в котором она поэтически представляет беседу Господа с человеком. Хочу привести его полностью:
“Ты говоришь:
“Я не творила зла…”,
Но разве ты кого-нибудь
спасла?
А ведь кого-то за руку
схватив,
Могла бы удержать,
он был бы жив.
Но даже тот
неискупленный грех,
И он не самый тяжкий
изо всех,
Ты за него страдаешь
столько лет…
Есть грех другой,
ему прощенья нет, -
Ты спряталась в глухую
скорлупу,
Ты замешалась в зыбкую
толпу,
Вошла в нее не как
рассветный луч -
Ты стала тучей
в веренице туч.
Где слово: что тебе я
в руки дал,
Чтоб добрый ликовал,
а злой страдал?
Скажи мне -
как распорядилась им,
Бесценным достоянием
Моим?
Не прозвучало на земле
оно,
Не сказано,
не произнесено”.

ОБРАЩЕНИЕ к русской словесности при знакомстве ребят с православной культурой естественно и органично. Хотелось бы, чтобы происходило это более полно и насыщенно, чтобы дети знакомились с произведениями незаслуженно ранее забытых авторов, имена которых нельзя было встретить в школьных учебниках и хрестоматиях. Таких, как, например, Иван Шмелев. В его замечательной книге “Лето Господне” сквозь призму детских впечатлений черпаем столько трогательного о православии и благодатном влиянии его традиций на жизнь народа. В том числе богослужений и молитвословий на детскую душу: “Радостное до слез бьется в моей душе и светит от этих слов. И видится мне за вереницею дней поста - Святое Воскресение”. С такой же пронзительной чистотой детского сердца он повествует о восприятия праздников Рождества, рассказывает о святках, о Дне Святой Троицы. Они пронизаны любовью и добротой по отношению к людям, всему живому на земле.
Что мы слышим сейчас, уже не на западных радиостанциях, а на наших весьма популярных о православии? Искаженную информацию. В основе таких радиопередач очевидное намерение выставить православие, как устаревший курьез, повод для улыбки. А песня Игоря Матвиенко: “… От Волги до Енисея Расея, моя Расея”… Мы что, уже Дальний Восток подарили Китаю или Японии?
Недавно, перечитывая роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго”, вспомнила прекрасные стихи о евангельских событиях в Гефсиманском саду:
“Но книга жизни
подошла к странице,
Которая дороже всех
святынь.
Сейчас должно
написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно.
Аминь!
Я в гроб сойду и в третий
день восстану,
И как сплавляют по реке
плоты,
Ко мне на суд, как баржи
каравана,
Столетья поплывут
из темноты…”

Наше, только еще начавшееся столетье, к сожалению забывающее Бога, не избегнет справедливой оценки своих дел, тоже ”поплывет “на этот суд. Уроки культуры православия не могут не затронуть тему его влияния на духовную, культурную жизнь России, которое оно оказывало на протяжении десяти веков. Ярким примером служат подвиги великих православных полководцев Федора Ушакова, Александра Суворова, Павла Нахимова, которые вошли в историю Отечества как лучшие сыны государства Российского.
Нет ни одного маститого писателя в русской истории и литературе, особенно в поэзии, который бы не обращался в своем творчестве к теме божественного начала и к духовным поискам человека. Если обратимся к творчеству: Н. Некрасова, И. Шмелева, Б. Пастернака, А. Солженицына, поэтов А. Кольцова, И. Никитина, А. Ахматовой и других, то обязательно почувствуем духовно-нравственный потенциал русского народа, патриотический аспект. В течение столетий множество народов, населяющих Россию, так же воспринимали это культурно-религиозное влияние, сохранив при этом свою исключительную самобытность.
Вглядываясь в будущее, мы с одной стороны понимаем, по меткому образу поэта Ф.Тютчева: “Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется”, а с другой - призваны делать все от нас зависящее чтобы отозвалось оно добротой, послужило воспитанию достойных граждан нашего Отечества. Как сказано в Священном Писании: “…от плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку по делам рук его”.
Ради будущего России, блага подрастающего поколения, мы не только должны помнить о своих корнях, хранить культуру православия, но воспитывать новые поколения на его традициях.
 

Автор: 
Раиса ПАВЛОВА
Читайте также:
Наверх