Лента новостей
Статья12 мая 2015, 10:57

От свадьбы ситцевой до бриллиантовой

Они были знакомы с малых лет - жили по соседству и во многом были похожи. С детства хлебнувшие лиха, они рано узнали, какие жестокие удары может наносить судьба.

Отец Валентины Егоровны умер ещё до начала Великой Отечественной войны, оставив тяжело больную жену с четырьмя детьми.

- У мамы сердце очень болело, приступы случались, - рассказывает Валентина Егоровна. - После смерти отца нам очень тяжело жить стало - мы продали корову, другую живность. Дров, чтобы топить избу, не было.

Учиться в школе мне довелось лишь один год. Накануне первого сентября, когда ребятишки собирались идти во второй класс, маму положили в больницу в Карай-Салтыково. С маленькой сестрёнкой некому сидеть было, и я осталась дома.

Война грянула. Старшая сестра с двумя хорошавскими девушками отправилась добровольцем на фронт. А мы с братом работать пошли. По ночам в уборочную страду носили снопы - за это давали по 200 граммов хлеба. Помню, босые ноги о стерню до крови раздирали. Они болели так, что невозможно было уснуть.

В тринадцать лет Валентина Егоровна пошла трудиться на торфболото - о пяти годах той каторжной работы сегодня ей не перестают напоминать болячки. А ещё, признаётся женщина, ей невозможно забыть голод, который мучил их, детей войны. Однажды, сварив и поев с братом в отсутствие матери щей из лебеды, она чуть не умерла. Говорить о том без слёз Валентина Егоровна не может.

Детские годы Сергея Михайловича тоже были не сахар. В первые месяцы Великой Отечественной его отца забрали на фронт. Спустя какое-то время пришло извещение, что он пропал без вести. С той поры о Михаиле Дмитриевиче ничего больше узнать не удалось.
Когда грянула война, Сергею Михайловичу не исполнилось и десять лет.

- Совсем ещё мальчишка был, - рассказывает он, - а работу пришлось выполнять недетскую. Снопы таскал, зерно возил, на быках пахал и культивировал землю.

В отличие от супруги ему удалось закончить семь классов школы. О голодном времени своего детства Сергей Михайлович говорить не любит. Оно и понятно - как и для супруги, тяжелы для него эти воспоминания. Правда, с лёгкой улыбкой рассказал он о том, как в первом классе на каком-то школьном празднике читал стихотворение Ивана Сурикова «Детство» и получил от учителя в награду кулёчек леденцов. Их вкус он запомнил на всю жизнь, как и вкус хлеба, который им, детям войны, в те годы и вдоволь поесть не пришлось.
Начав ещё мальчишкой трудиться в поле, Сергей Михайлович отдал работе на земле всю свою жизнь.

- Тридцать шесть лет отпахал на тракторе, - рассказывает он. - Но я не жалуюсь. Нормально мы жизнь прожили. Тяжело бывало временами, но мы не сдаёмся. Шевелиться нужно, не сидеть на месте, и всё нормально будет.

Простые сельские труженики, дети войны, они не просили милостей от жизни, стойко выносили все её удары. Деля на двоих и радости, и беды, они нажили главное своё богатство - трёх дочерей, двух внуков и внучку. И уже гордо именуются прабабушкой и прадедушкой.
Дочки живут далеко, в Санкт-Петербурге, но не забывают родителей.

- Без внимания нас никто не оставляет, все по очереди ездят, - рассказывают супруги.- А в их отсутствие с домашними делами нам помогает справляться социальный работник Лариса Ерёменко. Она хорошая, старательная девушка.

* * *


Шестидесятилетие совместной жизни в народе называют бриллиантовой или алмазной свадьбой. Эти камни считаются одними из самых ценных. Под стать им и пары, прошедшие долгий жизненный путь рука об руку. Деля на двоих и радости, и беды, они обрели с годами умение прощать, уступать друг другу, храня клятву, данную много лет назад. А это дорогого стоит.

Фото Инны ГУЩИНОЙ

Автор:Инна Гущина