Лента новостей
Статья26 января 2011, 09:34

Отфильтровано!

Какую воду мы пьём? Вопрос этот то и дело звучит с телеэкранов, из радиоприёмников, обращается со страниц газет, наводя на размышления о здоровье организма. Но зачастую обывательской заботой о хорошем самочувствии умело пользуются весьма предприимчивые бизнесмены. Эта история — попытка уберечь наших читателей от необдуманных покупок.
Губит людей вода!


— Вы только подумайте, какого качества наша вода! Она же перенасыщена опасными примесями, кишит микробами, а уж о ржавчине на трубах, по которым в квартиры эта вода поступает, я и говорить не хочу! — довольно эмоционально выступал перед жильцами одной из тамбовских пятиэтажек некий молодой человек.


Незадолго до этого в каждую квартиру позвонила симпатичная девушка и настоятельно рекомендовала прийти на собрание, назначенное на пять вечера. Темой встречи было названо качество питьевой воды. Несложно догадаться, что в это время буднего дня дома большей частью находятся пенсионеры или оказавшиеся без работы граждане.
По словам выступавшего, а также его коллег, их организация занимается изучением проблемы качества питьевой воды в жилых домах. Рассказав о печальном состоянии городских коммуникаций, молодые люди сделали вывод, что, по сути, вода, которая течёт из крана на кухне или в ванной — никакая не питьевая, а самая настоящая техническая. И тут же предложили пути решения проблемы: их организация, как оказалось, закупает в Москве и реализует в нашем городе министанции для очистки важной жидкости. Немаловажно, что о закупочной цене они говорили как о довольно крупной сумме, уточняя, что продают приборы за шесть с лишним тысяч рублей, но для льготных категорий граждан такая министанция обойдётся "всего" в 3400 рублей. Стоит ли говорить, что в число льготников попало большинство случайных зрителей этого выступления...
— Они записали номера квартир тех, кто пришёл на собрание, а потом сказали, что сейчас зайдут ко всем и проверят состояние труб, — рассказывает жительница той пятиэтажки Татьяна К.


Бегло осмотрев трубы в квартире Татьяны (как говорит женщина, не особо приглядываясь к внутриквартирным коммуникациям), специалисты заключили, что предлагаемый им прибор здесь установить можно. Картина "водопроводного ужаса", нарисованная неожиданными гостями, произвела на тамбовчанку яркое впечатление, к тому же сотрудники компании не дали опомниться, будто случайно вспомнив, что как раз в этом районе их коллега производит установку таких приборов. Недолго думая, ребята позвонили ему, душевно попросив "оставить последнюю министанцию, поскольку именно в этой квартире она нужнее".
— Пришёл их сотрудник и, пока он устанавливал прибор на кухне, мне предложили подписать договор об установке этой министанции, — говорит Татьяна. — Странно, но в тот момент я даже не обратила внимания на такую поспешность и небывалую скидку в половину стоимости.

Договор — дороже денег?


Кстати, о скидке. У моей собеседницы не спросили ни паспорта, ни документов, удостоверяющих её право на получение льготы. Да и договор при ближайшем рассмотрении оказался, мягко говоря, весьма странным. Написанный казённым языком, доступным лишь специалистам, документ не давал возможности простому обывателю разобраться во всех его нюансах. К тому же насторожили разного рода несоответствия и множество повторов одних и тех же, по сути, условий. К тому же в руководстве по эксплуатации современной "министанции" она просто и ясно была названа фильтром для воды…
Когда представители компании ушли, Татьяна, поняв, что сильно переплатила за простой фильтр (а в городских магазинах сантехники подобные приборы стоят не дороже двух тысяч рублей), начала звонить по телефонам, указанным в договоре. Цель у женщины была одна — попытаться вернуть в общем-то не особо необходимую ей покупку. Правда, дозвониться до нужной организации оказалось делом непростым. В штампе на документах было чётко написано название фирмы, а девушка-секретарь на том конце провода представила совсем другую компанию, пояснив, что они эти фильтры производят (!), а вот реализацией как раз и занимается фирма “со штампа”. Странно, если вспомнить, что по рассказу продавцов закупают они "министанции" в Москве...
Не особо удачным был и разговор с секретаршей компании-реализатора, которая заявила, что вернуть товар нельзя, так как "деньги уже прошли по кассе", а разговор с директором невозможен, поскольку тот уехал в командировку. Впрочем, она предложила обратиться в их компанию с претензией, пообещав, что заявление будет рассмотрено в течение десяти дней.

"Витиеватость" —
не нарушение!

На следующий день Татьяна К. обратилась в отдел защиты прав потребителей администрации города. Там ей обещали помочь, но, как уточнила начальник отдела Татьяна Долгих, по существу предъявить какое-либо обвинение сотрудникам компании невозможно.
— С юридической точки зрения здесь не за что "зацепиться", — говорит Татьяна Владимировна. — Договор можно признать недействительным, только если он противоречит федеральному законодательству. И ведь продавцы — представители этой компании — свой товар не навязывали, не заставляли его покупать. Да, расхваливали, да, схитрили, назвав его "министанцией". Но ведь от этого суть его — прибора для очистки воды от примесей — не изменилась. К тому же договор был составлен на установку, а не на куплю-продажу. А "витиеватость" документа принципиального значения в данном случае не имеет, он может быть написан любым языком.
Да и сама Татьяна К. говорит, что фильтр работает исправно, назвать его некачественным нельзя. А что до методов предложения товара и продажи... Условия рыночной конкуренции такие методы вполне допускают и даже приветствуют. Некоторого "напора" в поведении непосредственно продавцов не стал отрицать даже руководитель фирмы.
Мы знаем немало случаев реализации самых различных товаров — от посуды и одежды до медицинских приборов — по той же схеме. Кстати, продажа медицинских приборов — разговор отдельный. И на это особое внимание обратила Татьяна Долгих:
— В том случае налицо был обман покупателей: прибор имел очень много серьёзных противопоказаний к применению, о которых потенциальных пользователей не предупреждали. Товар этот представлялся панацеей от всех болезней, тогда как его неуместное использование могло сильно навредить человеку.
При подготовке материала мы посчитали нужным обратиться и к сотрудникам милиции с просьбой прокомментировать ситуацию. Ведь система продажи фильтров, пусть даже и безопасных для здоровья, построена таким образом, что основными зрителями выступлений ребят-продавцов, а, значит, и возможными покупателями, становятся пожилые люди, для которых каждая копейка на счету. Получается, что такие предприниматели играют на доверчивости и желании сохранить и без того слабое здоровье далеко не молодых людей...
— Перспектива развития подобных дел в случае обращения граждан невелика, — прокомментировал сотрудник пресс-службы УВД области Александр Ульянов. — Причина — сложность собрания доказательной базы. Можно говорить о завышенной цене таких фильтров, но в условиях свободного ценообразования узнать истинную стоимость товара практически невозможно.

Фото автора


РЕЗЮМЕ

Как уже замечалось вначале, цель этого материала — призвать граждан к осторожности и внимательности. Когда слышите эмоциональное расхваливание какого-либо товара, несколько раз хорошенько подумайте, действительно ли он вам необходим. И стоит ли переплачивать за него пусть и небольшую, но уж точно не лишнюю сумму...

Автор:Юлия Носова