Лента новостей
Статья31 марта 2015, 08:27

Паломничество к Воскресению

«Радостно примем, верные, боговдохновенное завещание поста», - поёт святая Церковь перед началом сорокодневного Великого поста. В течение его нам предписываются ограничения в пище и развлечениях. Но главное делание поста – покаяние, пересмотр своей жизни и подготовка к празднику праздников, святой Пасхе.


Что такое покаяние и зачем оно нужно, как проводить его в жизнь?

На протяжении шести недель Церковь будет давать нам ответы на вопросы, вернее сказать, научит нас найти ответы самим. Святые отцы сравнивают пост с путешествием, паломничеством в дальнюю страну, к великой святыне, к самим истокам православной нашей веры. Там вновь нам открывается, как должен жить православный человек.

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем». В старину многие русские люди ходили в паломничества в святые места, в Киев, в Иерусалим, в Задонск. Готовились к нему задолго, собирая всё необходимое, принимая напутствия от близких. Уходя пешком, человек расстаётся с привычным укладом быта, с домом, с родными. Так же и в пост нужно направляться, оставляя сытость и развлечения за спиной. Потому православные люди отказываются от животной пищи: мяса, молока, рыбы и тем облегчают себе кухню и желудок. Лучше в этот период питаться просто: картошка, макаронные изделия, овощи и фрукты. В нашей сельской местности самое время открывать заготовки из погреба. Конечно, пожилым и больным людям, а также будущим мамам и детям пост ослабляется или даже отменяется. Невозможно поститься и тем, кто находится на казённом обеспечении: в больнице, в армии, в заключении. Вообще нужно помнить, что пост – дело добровольное, и тем самым ценность имеет пред Господом, как жертва от чистого сердца.

Пост – не диета

Пост не является диетой, хотя и полезен, несомненно, для здоровья, за счёт отказа от жирной пищи в пользу овощных блюд. От диеты он отличается тем, что неразрывно связан с молитвой, духовным деланием. В период воздержания нужно усилить молитвенное правило дома и почаще ходить в храм Божий для общественной службы. Правильно совершаемая молитва способствует выздоровлению тела, улучшению всех обменных процессов в организме. В период поста по традиции мы стараемся причастить всех больных и пожилых, кто не может прийти в храм сам, чтобы дать им возможность помолиться со всей Церковью.

Услышь голос Божий в душе

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», - сказано в псалме первом. Как отправляющиеся в путешествие, мы должны соблюдать правила паломничества. Слово «пост» в русском языке имеет и второе значение: военная служба. Часовому на посту запрещается многое: есть, пить, садиться, разговаривать и прочее. Он должен бдительно охранять вверенное ему. Так и православный человек обязан охранять свою душу от вредных влияний развлечений, ограничить просмотр телевидения, отменить празднования. Важно создать для себя пространство тишины, когда мы сможем услышать голос Божий, звучащий в душе.

Цель путешествия постного – Царство Божие, явленное в Пасхе. Пасха есть самый центр церковной жизни, её сердце, её веpшина, солнце, пpоникающее всюдy своими лучами. Каждый год открывается двеpь в сияние Цаpства Хpистова, нам даётся пpедвкyшение вечной pадости, ожидающей нас, славы и победы, невидимо yже наполняющих всю вселеннyю: «Смеpти нет». Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господа, - сказано в псалтыри. Готовя нас к посту, Церковь напоминает нам историю о блудном сыне. Hам рассказывается о моpально заблyдившемся человеке, котоpый yшел в «далёкую стpанy» и там истpатил всё, что он имел. Далёкая стpана! Это единственное опpеделение состояния человека, котоpое мы должны пpинять и yсвоить, когда мы приближаемся к Богy. Человек, котоpый никогда этого не испытал, хотя бы только немного, который никогда не почувствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймёт, о чём говоpит хpистианская веpа. Мы многое теряем, совершая грехи, но не впадём в отчаяние и вернёмся к отцу небесному, который ждёт и любит нас.

Покаяние есть ожидание прощения от Бога, против которого мы совершили грехи. Но из молитвы «Отче наш» мы знаем, что важно простить наших обидчиков сначала: «Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». В Прощёное воскресенье полагаем начало покаянию, прося прощения и даруя его нашим ближним, друзьям и не друзьям, ради спасения души.

Светлая печаль

Паломничества совершались в далёкие места, но ныне храмы Божии близко к нам расположены. Не будем лениться посещать их в дни поста. Внутреннее убранство храмов меняется в этот период, облачения и покровы заменяются на чёрные. Службы становятся длинными и приглушёнными, в тональности светлой печали. Мало-помалу мы начинаем понимать или скорее чувствовать, что эта печаль действительно светлая, что какое-то таинственное преображение начинает совершаться в нас. Как будто мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, — место, где вся эта суета не имеет над нами власти. Всё, что казалось таким важным и наполняло нашу душу, то состояние тревоги, которое стало почти нашей второй природой, куда-то исчезает, и мы начинаем испытывать освобождение, чувствуем себя лёгкими и счастливыми.

Пища для нашей души есть Причастие святых Христовых тайн. Сам Христос является нашей дорожной трапезой в течение Великого поста. Потому каждый пусть приготовится достойно и приступит к причастию, не боясь и не сомневаясь. Для тех, кто привязан к страсти курения, нужно воздерживаться от этого с вечера перед причастием и не курить утром. Но нельзя считать, что если куришь, то причащаться нельзя. Нельзя отлучать себя от Христа, вот настоящий грех.

В третье воскресенье поста Церковь напоминает нам о страданиях Христа на кресте. Крест выносится на середину храма и совершается ему поклонение. Мы достигли середины Великого поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьёзен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче.

Пасхальный свет ярче!

Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Марк. 8:24). Без благодати Божией крестоношение невозможно. В тяжёлых искушениях человек не может опереться на себя самого. Он слабее трости, колеблемой ветром. В этом состоянии одно средство для нас - соединить свой крест с Крестом Христовым. Только один Христос, претерпевый за нас Крест, верно оценит наше терпение, нашу борьбу с греховной природой, наше самоотвержение. Сила креста велика и животворяща. Один взгляд на крест может утешить несчастного, остановить злодея, вразумить забывшегося, умирить ожесточённого, обличить лицемерного, наставить неразумного - всем и каждому подать совет и жизнь.

«Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом Господень». Вот стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим», - псалом 121. Вход Господень в Иерусалим открывает нам это особое время. Мы встречаем Спасителя с вербами в руках, подобно жителям святого града, с пением «Осанна сыну Давидову». Но ещё не увяли на дороге разбросанные пальмы, по которым шествовали святые стопы Богочеловека, как уже колокол возбуждённого ликования в народе замер. Вместо радостного клика, вместо весёлых разговоров является раздражение, гнев, вместо слов: «Он Чудотворец и Учитель» - те же уста повторяли: «Он развратитель и возмутитель»; вместо слов: «Господь» - те же уста кричали: «Он злодей!»; вместо слова: «Осанна» - слово: «Распни»; вместо престола - голгофская казнь. Так после торжественного дня настают дни тяжких скорбей, страданий и, наконец, крестная смерть Христа Спасителя. Спутников Господа теперь мало: остались верными и дружественными единицы. Все же прочие отступились, отверглись, изменили и даже отреклись лучшие, излюбленные Спасителем люди. События дали урок ясный: быть верным в дружбе, не покидать человека в беде и напастях. Только в печальные дни познаются достоинства и дружбы, и любви. Евангельским событием освящены эти великие связи человечества. Закрепляются они не шумно, не крикливо, не возбуждённо, но тихо и скромно, подобно тому, как воспламеняется искоркой тихий, лучезарный свет чистой свечи, озаряющей ночную тьму.


Крестная жертва Спасителя

Последняя, страстная неделя поста посвящена воспоминанию крестной жертвы Спасителя. И не просто воспоминанию, а переживанию вместе с учениками Христовыми. В четверг вся Церковь причащается вместе с апостолами на Тайной вечери. В тот же день вечером служится особая служба Двенадцати евангелий, на которой прихожане стоят со свечами и слушают скорбное повествование о распятии Сына Божия. В истории страдания Иисуса Христа ни одна черта, ни одно слово не исчезает без особого спасительного смысла. Лестница, по которой Иисус Христос взошёл на крест, - это наши грехи. Грехи создали крест. Гвозди, которыми Он был пригвождён, - наши грехи. Терновый венец, - всё наши же грехи. Таким образом, Сам Бог явил людям Свою бесконечную любовь. Для спасения Своих порочных и строптивых чад Он Сам восходит на крест. С этой минуты крест делается знаком спасения и освящения. С этой минуты каждый христианин, возлагая на себя крест, должен знать, что в кресте заключается таинственное сочетание правды, милости, суда и прощения, святости и упования. Сын Божий указал средство поразить грех со всей строгостью, но не погубить грешника. И, несомненно, все мы укроемся под тенью заслуг Спасителя в день последнего суда и воздаяния.

Завершается Великий пост особым днём, субботой. Как бы ни проходили мы путь к Воскресению Христову, старательно или недостаточно ревностно, оно уже здесь, у наших дверей. Господь сам приходит к нам в тишине пасхальной ночи. В субботу мы уже красим яйца, освящаем куличи и пасхи, предвкушаем праздник. Как усталый, но довольный путник стоит уже у врат прекрасного града, конца своего путешествия и не помнит тягот дороги, но весь уже там, в новом прекрасном мире. Однако сокровище поста, тот необыкновенный опыт покаяния, примирения, печали и возрождения останется в душе навсегда. И поможет нам изменить жизнь нашу и мир вокруг к лучшему.
Автор:Евгений Большов