Лента новостей
Статья30 марта 2015, 12:58

Память в наследство

- Внимательно рассматриваю чёрно-белые фотографии, сделанные более полувека назад. Вот мой дедушка, совсем ещё молодой, в военной форме. А эта стройная, умопомрачительной красоты девушка в модном платье - моя бабушка. Семейное фото на фоне фикуса и этажерки. Белые вязаные воротнички, красиво уложенные косы - наши родители в школьной форме с не по возрасту серьёзными лицами…- этими словами ведущего библиографа Елены Елисеевой предварялась состоявшаяся на днях в Знаменской центральной библиотеке презентация интернет-проекта "Альбомы памяти".

За три месяца, прошедшие с момента старта проекта, перед глазами Е. Елисеевой и библиотекаря Н. Куксовой, занимающихся сбором материалов от знаменцев, по их собственным словам, прошло огромное количество уникальных документов: наградных свидетельств, грамот и благодарностей от командования, всевозможных справок и поздравительных открыток, групповых снимков и персональных портретов, сделанных в годы Великой Отечественной войны в тылу и на фронте. Сотни красивых и мужественных лиц, неповторимых человеческих судеб и беспримерных подвигов, достойных того, чтобы память о них сохранилась в веках.

Все эти люди, как подчеркнул в своём выступлении глава района А. Бушуев, жертвуя собственной жизнью, выполнили высокий нравственный и гражданский долг, став примером для последующих поколений.

- Когда было объявлено о новом проекте, - поделилась библиотекарь Дуплято-Масловского филиала ЦБС О. Евдокимова, - первая мысль, которая возникла, была о том, что придётся делать подворный обход, выпрашивать фотографии, ведь они бесценны для каждой семьи. Но получилось всё с точностью до наоборот. Эта акция буквально всколыхнула историческую народную память, и жители нашего села горячо откликнулись на призыв: предоставляют интереснейшие материалы, вверяя в чужие руки порой единственную уцелевшую реликвию, напоминающую о человеке. Это дорогого стоит. Особенно хотелось бы поблагодарить мою однофамилицу Валентину Михайловну Евдокимову, которая не только предоставила в наше распоряжение свой личный архив, но и архивы родственников, соседей. Не считаясь с трудами и потраченным временем, она ведёт неустанный поиск с поездками в областной архив. Благодаря этой удивительной женщине у нас появились портреты первых председателей нашего колхоза, сведения о первой учительнице Дуплято-Масловской школы Ксении Андреевне Графской, которая была делегатом одного из съездов профсоюзов в Москве. Там она была награждена полным собранием сочинений Ленина, которое закопала на собственном огороде, опасаясь прихода немцев.

Также прозвучала благодарность в адрес жительницы Знаменки Людмилы Ивановны Крыковой, которая активно помогает кураторам проекта в поиске интересных людей и документов.

На экране сменяют друг друга снимки из "Альбомов памяти", рассматривая которые никто не может остаться равнодушным. Просмотр волнителен вдвойне, потому что в читальном зале собрались дети и внуки ветеранов и участников Великой Отечественной войны, сопровождающие кадры трогательными комментариями.

Вот портрет совсем ещё юного Василия Кузьмича Пустовалова из села Никольское, который, взяв со двора единственную лошадь, ушёл добровольцем на фронт.

Всю войну прошёл Василий Александрович Калашников из Знаменки.

Красноармеец Василий Васильевич Свищёв, отец жительницы Знаменки Нины Васильевны Комбаровой, призванный в РККА 24 июня 1940 года.

Уроженец Знаменки, фронтовой шофёр Николай Иванович Григорьев, проехавший на своей "полуторке" от Москвы до самого Берлина. Защищал Ленинград, воевал в Эстонии, Польше. Его дочь Вера Николаевна Касаткина рассказала, что сев за баранку в начале войны, совсем ещё несмышлёным мальчишкой, отец обращался за помощью к более опытным шофёрам: "Дядь, заведи машину!" Он собственными глазами видел Жукова и Рокоссовского, которые приезжали на фронт. Долго возил одного полковника, с которым однажды попал под обстрел. Очнулся, присыпанный землёй, а полковник лежал рядом мёртвый.

Василий Никитович Авдонин, отец Валентины Васильевны Авдониной из Знаменки, воевал в артиллерийских войсках. Был командиром отделения взвода подвоза боеприпасов. Имеет множество наград, среди которых два Ордена Красной Звезды, Орден Красного Знамени, медали "За взятие Будапешта", "За взятие Праги", "За боевые заслуги", "За взятие Берлина".

Алексей Иванович Вишняков во время войны служил понтонщиком на понтонной переправе в молдавском городе Бендеры. Его дочь, Нина Алексеевна, рассказала, что после перенесённых на фронте ранений ему не довелось прожить долгую жизнь. Умер он в шестидесятиоднолетнем возрасте в 1984 году, и 40-летие Победы праздновали уже без фронтовика. Это была такая боль! После войны Алексей Иванович был одним из лучших комбайнёров в районе, а после его смерти мама часто повторяла: "Не дожил до делёжки, пришёл ни с чем и ушёл ни с чем". Она имела в виду, что жизненный путь этого человека начинался с раскулачивания семьи и конфискации имущества. А ранняя смерть не позволила ему дожить до того времени, когда в хозяйствах стали выделять работникам земельные паи. Люди ещё потом удивлялись: "Ни за что не поверю, что у Вишняковых нет пая в колхозе!"

Алексей Степанович Зяблов родился в селе Никольское. До войны окончил ремесленное училище в Тамбове. Затем учился в Москве и городе Горький на танковом заводе на механика-водителя танка Т-34. С 1944 года воевал на 3-м Украинском фронте в 1-й гвардейской танковой дивизии. Освобождал Украину, Молдавию, Венгрию, Австрию. Был ранен, контужен. Имеет боевые награды, среди которых Орден Славы III степени, медаль "За отвагу". После войны продолжил службу в армии. В 1950 году вернулся на родину. Его дочь Ирина Алексеевна Горелова рассказала, что Алексею Степановичу довелось гореть в танке. Он вернулся домой с татуировкой, изображающей танк, во всю грудь, внутри которой он до конца своей жизни носил осколок немецкого снаряда. Относительно боевой живописи на теле некоторые интересовались: "Он что - из тюрьмы вернулся?" На что родственники отвечали: "Нет, с фронта". Когда у Алексея Степановича случился первый инсульт, он попал в больницу. Несмотря на то, что было это незадолго до 9 мая, жене и детям он заявил, что ко Дню Победы обязательно выпишется. Как сказал, так и сделал. Парадный костюм уже был явно тяжеловат для него, медали перевешивали, но он бодро парировал на замечания по этому поводу: "Ничего, мы и не такое выдерживали!"

А дед Ирины Алексеевна, Степан Иванович Зяблов, тоже фронтовик, пропал без вести. На фронте он успел пробыть всего несколько месяцев - с июня по октябрь. Его боевые товарищи рассказывали потом жене: "Тронулись мы в путь от места стоянки, отошли на некоторое расстояние. И тут твой Степан Иванович говорит: "Эх, надо же, котелок забыл. Вы подождите меня здесь, я быстро за ним вернусь, и пойдём дальше". Ждали-ждали его, уже темнеть начало. Пошли за ним, но так его и не нашли. Что с ним случилось, куда пропал? Неизвестно".

Владимир Васильевич Самойлов, уроженец села Борозда, был призван в армию 1 июля 1941 года, а осенью того же года пропал без вести. Его младший брат Самойлов Александр Васильевич воевал на Западном, Северо-Западном, Брянском, 1-м Белорусском фронтах. Был командиром орудия. Имел ранения. Был награждён многими орденами и медалями. Его дочь, Зоя Александровна Полякова, бережно хранит память о своих родных и старается передать всё это в наследство детям и внукам.

Старшина Василий Сергеевич Талызин (1922-1981) - уроженец села Знаменка. Служил в авиационном полку, обслуживал самолёты и готовил аэродромы. Его дочь, Татьяна Васильевна Минаева рассказала, с трудом преодолевая волнение, о том, как голодно было на фронте. Василий Сергеевич вместе с боевыми товарищами длительное время удерживали позицию и больше месяца питались одним только пареным овсом, благо поля этой культуры раскинулись вокруг на километры. Когда он вернулся с войны, у него отняли часть желудка. А тётя Т.В. Минаевой, Нина Сергеевна, была во время войны снайпером. Воевала, начиная с 1942 года до самого конца. Татьяне Васильевне, совсем тогда ещё ребёнку, запомнились её длинные рыжеватые волосы, с которыми, она, распустив косу, разрешала поиграть детям.

Николай Фёдорович Росляков, отец жительницы Знаменки Натальи Николаевны Шлёповой, служил в авиации, охранял на аэродроме самолёты, видел живого Покрышкина. Рассказывал, как радостно встречали их жители освобождённого Будапешта. Любимым праздником Николая Фёдоровича было, естественно, 9 мая, а любимой песней "Двадцать второго июня" на мотив "Синего платочка".

Владислав Борисович Шимкович, отец Ольги Владиславовны Шимкович, будучи первокурсником Гомельского пединститута, был призван на фронт по Ворошиловскому призыву.

Иван Степанович Никитин, свёкор Галины Алексеевны Никитиной из Знаменки, был призван в 18-летнем возрасте в 1942 году. Служил в 32-й мотострелковой бригаде 18-го танкового корпуса 5-й танковой армии. Был разведчиком. Воевал на Степном фронте, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Освобождал Украину, Бессарабию, Румынию, Венгрию, Австрию. Завершил свой боевой путь на австро-германской границе. Имеет множество боевых наград. После окончания войны ещё два года служил в армии. После демобилизации вернулся на родину. Работал в строительной организации.

Об Анне Ивановне Леденёвой, удивительно красивой брюнетке, изображённой на фотографии в пилотке, было мало что известно. Благодаря сотрудникам библиотеки, которым Галина Егоровна Юрьева, дочь фронтовички, выразила сердечную благодарность, удалось узнать на сайте Подольского военно-мемориального архива, что Анна Ивановна награждена медалью "За боевые заслуги" и имеет благодарности от командования.

Среди фотографий воевавших земляков и тружеников тыла немало женских портретов. На экране мелькают лица Зинаиды Сергеевны Голодновой, Надежды Алексеевны Кочетовой, Веры Дмитриевны Малюгиной, Клавдии Афанасьевны Лисюниной, Ирины Фёдоровны Жабиной, Анны Агеевны Аносовой (мать Нины Николаевны Потеряевой), Анны Матвеевны Мамонтовой (мать Татьяны Викторовны Мамонтовой из Александровки), Александры Семёновны Сторожевой (мать Любови Ивановны Будариной), Анастасии Васильевны Курносовой (мать Нины Алексеевны Егоровой), Марии Семёновны Соколовой (мать Владимира Ивановича Соколова).

Нина Петровна Гордеева принесла для сканирования фронтовые письма своего отца - непередаваемо дорогие листочки - и рассказала о своём голодном и лишённом радостей военном детстве.

Алексей Константинович Милосердов рассказал о том, что на войну из семьи ушли восемь человек, а вернулись лишь четверо. И как его отцу поневоле пришлось стать отцом-героем, прибавив к своим троим детям ещё по трое ребятишек погибших сестёр и братьев в трёх дворах.

На многих фотографиях военных лет сохранились трогательные надписи: "Многоуважаемой супруге", "На долгую память дорогим многоуважаемым родителям", "Любимому папочке"… Сколько любви и тепла в этих коротких строчках! Смотришь и чувствуешь, как по коже бегут мурашки. И начинаешь видеть эти тончайшие, хрупкие ниточки, которые протянулись между теми, кто ждал, и теми, кого ждали.

Фото автора

Автор:Инна Фокина