Пойду я на ярмарку...

« Трудовая слава »
39
от
Среда, 24 сентября, 2014 (Весь день)
1068
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/09/24/top68.ru-poidu-ya-na-yarmarku-43289.jpg?itok=W2t1eJqg

  После введения эмбарго на импорт продовольственных товаров цены на продукты поползли вверх по всей России. Увы, не стала исключением и наша аграрная Тамбовщина. Только за первые семь дней сентября цены на отдельные продукты в регионе повысились от 2 до 16 процентов.
 
Все ряды уж с утра позахвачены?

  Анализируя складывающуюся ситуацию, губернатор области Олег Бетин в ходе одного из совещаний по оперативному мониторингу товарных рынков призвал местных сельхозтоваропроизводителей и переработчиков соблюдать ценовой коридор и вынес на повестку дня вопрос об увеличении ярмарок, проведение которых в идеале позволяет исключить из процесса купли-продажи посредников, а значит – снизить торговую надбавку.
  Услышав это, «Трудовая слава» решила выяснить, «шумят ли» ярмарки на сампурской земле? Если «да», то способствуют ли обострившемуся процессу обеспечения населения доступным и качественным продовольствием?..
  В администрации района успокоили: с чем - с чем, а с ярмарками в сампурских пределах дело обстоит нормально. Регулярно (от 1 до 3 раз в неделю) проводятся они в 13 населенных пунктах. А в четырех не охваченных ими деревнях продуктовый дефицит ликвидируют так называемые автомагазины ПО «Сампурский кооператор».
  По словам специалистов, на ярмарочных «лотках», как и задумывалось, заметное место занимают товары местных товаропроизводителей, которых насчитали аж более трех десятков. В том числе такие известные бренды, как ООО «Максимовский», ОАО «Котовскхлеб», ООО «Жупиков», ООО «Мичуринская мукомольная компания», ООО «Тамбовские семейные молочные фермы», ООО «Бондарский сыродельный завод», ЗАО «Инжавинская птицефабрика» и ряд других.
Попали в список, к ващему  и нашему удовольствию, и предприятия с сампурской пропиской - ОАО «Степное гнездо» и ЗАО «Сатинский крупяной завод».
 
Мясо – вредно!

  Порадовавшись за сельчан, «районка» в хорошем настроении отправилась - дабы закрепить теорию практикой - на сатинскую ярмарку, территорию которой жители привычно называют рынком. Посмотрела, пофотографировала, поговорила и… охнула!
На подходах к зданию крытого рынка (не говорить же - крытой ярмарки) мы заметили первых местных сельхозтоваропроизводителей, которые были представлены несколькими пенсионерками, греющимися под лучами солнца периода бабьего лета и ненавязчиво предлагающими купить штучную продукцию приусадебных участков – яблоки, лук и картошку.
  За торговым «авангардом» обнаружились лотки посолидней, вот только в малом количестве (как говорят, день не пиковый - вторник), и ничуть не относящиеся к местным сельхозтоваропроизводителям, которые в теории и должны продавать всем нам свежую и дешевую снедь.  
  Под бетонными сводами рынка сиротливо ждали покупателей 5 - 6 торговцев. Желающих что-либо купить насчитали и того меньше. Особенно бросилась в глаза пустота в еще недавно полных торговой жизни мясных рядах.
  Тяготящиеся тишины продавцы охотно пояснили: «Так не торгуют уже мясом – требования такие, что не выгодно стало!»
  Как оказалось, в вегетарианцев сампурцев «перековывает» пункт 43 ветеринарно-санитарных правил, по которому убой скота и птицы на мясо должен проводиться в определенных условиях, в присутствии ветеринарных специалистов, осуществляющих контроль за здоровьем скота и его убоем.     Причем после убоя животного в хозяйстве владелец обязан доставить мясо и внутренние органы вместе со справкой о предубойном осмотре в соответствующее ветеринарное учреждение для послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизы. В случае же реализации мяса на рынке, оно подлежит повторной ветеринарно-санитарной экспертизе независимо от первоначального осмотра и клеймения.
  Словом, заморочек и расходов стало столько, что мясной бизнес на селе резко ушел «в подполье». Теперь домашненькую, без стимуляторов роста и добавок, свинину и говядину можно купить, как в советское время импортный магнитофон или гарнитур - только по знакомству.
  Но это бы еще ничего. Для сельчан мясная проблема (по крайней мере пока) далеко не самая актуальная.  Куда больше нас насторожили ярмарочные цены, которые, по признанию самих продавцов, как правило, выше, чем в том же сетевом «Экономе», перетянувшем внушительную часть рыночной (простите, ярмарочной) аудитории к себе.
  Как же так? Ведь благая идея ярмарочной торговли для того и претворяется в жизнь, чтобы, с одной стороны, обеспечить население дешевыми продуктами питания, а с другой, чтобы дать «место под торговым солнцем» непосредственным производителям товара - коллективным сельхозпредприятиям, фермерам, переработчикам и владельцам личных подворий!..
На деле же доля их «лотков» в торгово-ярмарочных рядах обидно мала даже в райцентре, не говоря уж о ярмарках в других населенных пунктах района.

А если захотеть?

  Если захотеть, настоящую русскую ярмарку - не только с дешёвой, свойской продукцией, но и с веселыми песнями и гуляньями - организовать все же можно. И за примером тому далеко ходить не надо. У всех наверняка в памяти еще свежи воспоминания о ярмарке - настоящей ярмарке! - отшумевшей на площади перед зданием администрации района пару лет назад.
  Там-то как раз и присутствовало все то, за что ратует сегодня глава областной администрации Олег Бетин: местные (из нашего и соседних районов) производители, низкие (сравнительно конечно) цены и… никакого следа посредников-перекупщиков.
  Было это, если помните, на излете затяжных новогодних каникул. Однако ж   людей собралось много и песен спето было немало.
  Вот это ярмарка так ярмарка! А то, что мы видим сегодня, вызывает, по отзывам людей, больше негатива, чем приятных эмоций. И не только из-за цен, которые на поверку часто оказываются вовсе и не низкими, а из-за фактов антисанитарии, грубости и банального обвешивания.
  Так может и не нужны нам они вовсе? Ведь есть же могучий «Эконом» с его открытым сервисом и регулярными скидками. Тем более, что представители крупных торговых сетей России, включая представленные в области «Ашан», «Магнит» и другие, недавно поступили, как говорят в молодежном кругу, «по чесноку», подписав вместе с российской ассоциацией поставщиков и производителей продтоваров меморандум о недопущении необоснованного роста розничных и отпускных цен на продукты питания в условиях продовольственных санкций.
  В том-то и дело, что нужны! Хотя бы потому, что в каждом селе по «Эконому» не поставишь. Да и аграриям, - в первую очередь владельцам подсобных хозяйств, - вряд ли удастся устроить свой товар на заполненных стеллажах супермаркетов.
  Вывод, на наш взгляд, очевиден: ярмарки - настоящие - организовывать необходимо. И не только во время войны санкций, а постоянно. Да такие, чтоб как в песне:

Все ряды уже с утра
     Позахвачены -
         Уйма всякого добра,
            Всякой всячины.
Можно здесь купить семечки,
      Сапоги и парчу -
         Развеселое времечко.
            Эх! Гуляй! Не хочу!

Есть мнение

Оксана Болотова, заместитель главы администрации Сампурского района:

- Считаю, что в целом розничная торговая сеть на сегодняшний день полностью обеспечивает потребности сампурцев в продуктах питания, за исключением мяса.  Вызванное вспышками африканской чумы свиней и вступлением в силу пунктов регламента Таможенного союза ужесточение ветеринарно-санитарных требований, к сожалению, негативно повлияло на этот бизнес. И кардинально изменить что-либо здесь сложно.  

Сейчас перед органами местного самоуправления стоит первостепенная задача - создать условия для реализации на ярмарках сельхозпродукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Кроме того, мы планируем продолжить практику организации праздничных ярмарок, на которых не только реализуются различные товары, но и выступают наши артисты, создается хорошее настроение. Ближайшая такая праздничная ярмарка запланирована на 30 октября 2014 года.

 

Автор: 
Владимир Поветкин
Читайте также:
Наверх