Полям широким, ждущим хлебных зерен

« Трудовая слава »
1
от
Четверг, 8 января, 2015 (Весь день)
1607
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/01/01/top68.ru-polyam-shirokim-zhdushchim-khlebnykh-zeren-48444.jpg?itok=bwQgtaMy
 Менялся политический строй. Менялись времена и нравы, марки тракторов и машин. Менялся и статус стержневого для нашего земледельческого района учебного заведения, выросшего за восемь десятков лет из «коротких штанишек» школы механизации до уровня лицея, а затем и техникума.
 Не менялась все 80 лет лишь главная задача: «ковать» передовые кадры для стратегической отрасли страны - сельского хозяйства. 
  СЛАВНАЯ история этого учебного заведения начиналась в 1934 году. Во времена для молодого Советского Союза хотя и мирные, но далеко не спокойно благостные. 
  Разрушенная за годы интервенции и Гражданской войны экономика только-только поднималась из руин. Поднималась тяжело, с мясом, с кровью вырывая у бывших союзников станки и автомобили, турбины и прокатные станы… Все, что как воздух было необходимо задыхающейся в пыли разрухи первой в мире рабоче-крестьянской республике. 
  Плата за это технологическое возрождение была высока. Намеренно ограничив ее возможности, западные страны выкачивали из нас древесину и зерно, а затем и вовсе только зерно - хлеб, чудовищный дефицит которого в итоге вызвал унесший тысячи жизней голод.
  По селам вовсю гуляла костлявая с косой. Крестьяне выживали древесной корой да лебедой. Спасаясь, истребляли последний тягловый скот и коров, собак, а порой - страшно подумать - и себе подобных. Однако страна жила, страна боролась, страна стремилась в будущее…
  Уже разломала вековой уклад жизни коллективизация, кого-то безусловно обидевшая, но в масштабе общегосударственном подготовившая почву для стремительного рывка, который произошел в патриархальной русской деревне вслед за организацией колхозов и совхозов.
Безусловно, было совершено много, как тогда говорили, перегибов. Многое делалось вкривь и вкось, но… Объединение земель позволило в короткие сроки совершить главное - вывести на поля технику: тракторы, комбайны и автомобили. По мере того, как в колхозы потек сначала слабенький, а потом все более мощный поток диковинных стальных помощников, ожидаемо обозначилась и другая проблема - кадровая. Железным коням требовались тысячи «коневодов». 
 
  ЗАДАЧУ решали со свойственным для той эпохи размахом. В аграрных регионах СССР, в том числе и в Тамбовской области, стали массово создаваться колхозные школы, одна из которых появилась и в Сампурском районе. 
  Еще совсем юное отечественное тракторостроение тогда также делало свои первые шаги. Первый трактор - «Фордзон - Путиловец» - серийно начали выпускать всего-то за 10 лет до образования школы, в 1924 году. А уже в начале тридцатых его сменили не менее легендарные тридцатисильный ХТЗ-15/30, пятидесятидвухсильный СТЗ-НАТИ и первый приспособленный не только для вспашки, но и пропашных работ «Универсал» различных модификаций. 
  Именно «Универсал» У-2 и ХТЗ вместе со знаменитой полуторкой (ГАЗ-АА), также совсем недавно, в январе 1932-го, сошедшей с конвейера Горьковского автозавода, составили учебно-техническую базу районной школы, порог которой переступили первые группы колхозных «депутатов» - завтрашние трактористы, комбайнеры, счетоводы, ветфельдшеры, а спустя три года - еще и шоферы. 
  Постепенно в школе сформировался преподавательский костяк, отшлифовалась методика обучения. От сезона к сезону она вливала «свежую кровь» в бурлящий колхозно-совхозный организм. Ее выпускники пополняли бригады МТС, садились за штурвалы тракторов, автомобилей и комбайнов, обслуживали локомобили и дизель-генераторы, врачевали скот в корпусах СТФ и МТФ, сводили дебет с кредитом в правлениях. 
  Жизнь села шла по нарастающей, жизнь крестьян ускорялась. Пока не грянула война…
Все четыре года Великой Отечественной училище продолжало работать. Вот только ученический контингент заметно изменился. Вместо ушедших на фронт мужчин места в холодных классах заняли женщины и подростки. Заняли, чтобы во что бы то ни стало давать стране хлеб. Чтобы, самим не доедая, кормить солдат, насмерть бьющихся за Родину на передовой. 
  Неимоверно тяжелое это было время. Время запредельного физического и душевного надрыва, когда многое, если не все, надо было делать несмотря на и вопреки. И делали!..
Занятия - в классах, гаражах и открытых полигонах - проходили в четыре(!) смены и заканчивались лишь к 11 часам ночи. 
  Ни питания, ни общежития не было. Не доедали, ютились по случайным углам, но упорно учились, после выпуска сразу же «прыгая в седло» простаивающей без мужиков техники. 
  Пройдет совсем немного времени и портреты выпускников Сампурской «колесной академии», как некоторые шутливо-любовно называли СПТУ №4, появятся на досках Почета многих коллективных хозяйств. 
  В послевоенные годы молодое сердце «четверки» по-прежнему продолжало биться в такт пульсу страны. 
  Прирастала инфраструктура, менялся, благодаря отечественным инженерам, парк учебной техники, крепли традиции. 
В 50-х годах минувшего века лучшие представители училища с коллегами механизаторами со всего Союза поднимали бескрайнюю казахскую степь, а в отметившиеся множеством трудовых побед 60-е и 70-е способствовали внедрению в массовое производство не только современной техники, но и технологий возделывания сельхозкультур. 
 
  ПОДГОТОВИВ за десятилетия образовательной деятельности более 50 тысяч специалистов для села, училище, благодаря крепкому сплаву качества преподавания и основательности материальной базы, доросло до уровня сначала лицея, а затем и техникума, и при этом не просто не стареет, а молодеет.
  Давно уже обыденностью в его классах стала компьютерная составляющая и созданные на ее базе тренажеры. На полигоне студенты осваивают навыки обслуживания и вождения лучших отечественных и зарубежных машин. 
  Такая всеобъемлющая модернизация не просыпалась манной небесной, а появилась благодаря большому труду коллектива, ставшего одним из победителей национального проекта «Образование». 
   Затем было участие в различных форумах и выставках. За победами педагогов вполне логично последовали победы их воспитанников. Уже сам факт, что в последние годы на базе Сампурского лицея и техникума прошло несколько не только областных, но и Всероссийских олимпиад профессионального мастерства юных трактористов сельскохозяйственного производства, позволяет говорить о выдающемся успехе старой доброй «четверки». А чемпионский триумф сампурских олимпиоников добавляет к ее портрету еще несколько ярких, незабываемых «мазков».
  Что сегодня особенно важно, Сампурский филиал Тамбовского аграрно-технологического техникума выполняет не только образовательную, но и социальную функцию, являясь одним из центров творческого, патриотического и спортивного воспитания молодежи. 
  Совсем не случайно именно в его стенах возродились традиции сампурского казачества, действует тесно связанный с казачьим кругом военно-патриотический клуб «Вымпел». 
Читая эти строки, вы, наверное, заметили, что мы не назвали ни одной фамилии. Причем сделали это умышленно, дабы не обидеть ненароком, упустив из виду, кого-то из тех, кто за десятилетия работы положил свой «кирпичик» в создание как реальных, так и духовно-творческих стен сампурской механизаторской alma mater. 
  С 80-летием коллектив, ветеранов и студентов поздравили, подчеркнув огромный вклад в развитие отечественного агропрома и вручив награды Сампурского района - Почетные грамоты и Благодарственные письма, председатель районного Совета народных депутатов Анатолий Горбунов и первый заместитель главы администрации района Владимир Клинцов, к чьим словам присоединили самые наилучшие пожелания многолетние партнеры по образовательному процессу, гости из Мичуринского аграрного университета и выпускник Сампурской школы механизации 1957 года, член областного совета ветеранов войны, труда и военной службы Николай Климов.
  Как и положено на празднике, звучало много песен. Свой талант присутствующим щедро дарили народная «Смородинка», детский танцевальный коллектив «Акварель», а также сотрудники и студенты техникума. 
 
 
Автор: 
Владимир Поветкин
Читайте также:
Наверх