Лента новостей
Статья18 октября 2011, 15:11

Последняя ночь "русского "Титаника"

Говорят, история учит тому, что ничему не учит. Не хотелось бы в это верить, но наша жизнь почему—то регулярно подтверждает данную печальную истину. Нынешнее лето доказало это снова, когда катастрофа "Булгарии" вскрыла состояние нашего водного транспорта, повлекшее отставки на весьма высоком уровне, что, однако, не вернет жизни погибших. 31 августа исполнилось 25 лет с момента крупнейшей катастрофы в истории отечественного судоходства — гибели под Новороссийском лайнера "Адмирал Нахимов", которую окрестили "трагедией русского "Титаника". Каждый год родственники сотен погибших приезжают на это место, чтобы опустить в море венки памяти. Так что же произошло в ту роковую ночь, и какие уроки мы так и не извлекли из трагедии, поразившей весь мир?..

Делая этот снимок детским фотоаппаратом "Смена", я никак не мог бы предположить, что для знаменитого лайнера он может оказаться последним. Действительно, трудно представить, как "Адмирал Нахимов" и сухогруз "Петр Васев" смогли найти друг друга в море, чтобы столкнуться в ясную тихую погоду, имея современные средства навигации и поддерживая взаимную радиосвязь. При этом управляли судами опытные профессионалы, вполне адекватные люди, совершенно трезвые и вовсе не под наркотическим дурманом. И, тем не менее, трагедия случилась.


В тот вечер "Адмирал Нахимов" вышел из Новороссийского порта в Одессу, совершая очередной черноморский круиз. На борту было около 1300 человек, которые отдыхали в барах, музыкальных салонах, купались в бассейне, а многие уже ложились спать — к роковому сожалению... Лайнер шел из Цемесской бухты в пустынное черное море, сливавшееся с черным горизонтом. Встречных судов не было, и только на экране локатора двигалась одинокая точка. Это со стороны Босфора приближался сухогруз "Петр Васев", с которым уже договорились по радио, что тот на подходе к бухте пропустит "Нахимова" по правому борту. "Петр Васев" был новым судном, построенным в 1981—м году в Японии и оснащенным самыми современными средствами навигации, включая систему автоматической радиолокационной прокладки курса (САРП), согласно показаниям которой суда благополучно расходились. Оба капитана были спокойны, но через некоторое время старпом Чудновский, которого капитан "Нахимова" Марков оставил за себя на мостике, заметил, что огни "Петра Васева" неуклонно приближаются и тот не собирается отворачивать. Капитан сухогруза Ткаченко еще раз заверил коллегу по радио, что все идет нормально, и они разойдутся, как договорились. Но настойчивое недоумение Чудновского, уже не скрывавшего в эфире эмоций, заставило Ткаченко все же оторваться от экрана монитора САРП и выйти на крыло мостика. То, что он увидел, показалось ночным кошмаром: огни лайнера были прямо по курсу и быстро надвигались из темноты. Он закричал: "Стоп машины!" и затем сразу: "Полный назад!" Винты сухогруза уже вовсю работали на задний ход, но не могли остановить инерцию махины почти в двадцать тысяч тонн. В 23 часа 12 минут нос "Петра Васева" со страшным скрежетом врубился в борт "Нахимова". Именно врубился, потому что форштевень сухогруза имел подводный выступ (бульб), который словно гигантский топор пронзил корпус лайнера ниже ватерлинии почти до киля. При этом лайнер, продолжая двигаться вперед, разворачивал сухогруз и тем самым разрывал пробоину, которая к моменту расцепления судов достигла восьмидесяти квадратных метров. Пассажиры еще не знали, что им осталось на спасение всего семь минут…

Спасайся кто может!


Когда капитан "Нахимова" Марков прибежал на мостик, теплоход уже начал стремительно крениться на правый борт. Он хотел направить лайнер к берегу, надеясь посадить его на мель, но вахтенный доложил, что судно не слушается руля. Удар пришелся между котельным и машинным отделениями, вода быстро залила генератор, погас свет, и плавучий город погрузился в кромешную тьму. В ней сотни людей метались среди бесчисленных коридоров и трапов, не зная как выбраться наверх. К счастью один из механиков смог включить аварийный генератор, свет появился всего на две минуты, но именно они спасли многим жизнь, позволив выйти на палубу и броситься в море. Крен быстро увеличивался, люди скатывались в воду по левому борту мимо открытых иллюминаторов, из которых тянулись руки взывавших о помощи. Но через пару минут на поверхности остались только обломки, пятна мазута и краски, в которых плавали сотни людей.


К счастью, трагедия произошла недалеко от порта, и буквально через несколько минут на месте крушения оказался лоцманский катер, шедший навстречу "Петру Васеву", чтобы провести его на рейд. Затем на помощь подоспели спасательные, пограничные, прогулочные катера. Спасти удалось 813 человек. Не удалось — 423. Согласно спискам…


Почему?


Причины гибели "Нахимова" разбирала государственная комиссия. И главным вопросом стала загадка, почему огромный лайнер водоизмещением 23 тысячи тонн затонул всего за семь минут. Ведь, несмотря на солидные размеры пробоины, она не была смертельной. Как известно, "Титаник" с пропоротым на протяжении ста метров (!) днищем тонул два с половиной часа. А британский легкий крейсер "Эдинбург" в 1942 году неподалеку от Мурманска получил в борт три фашистские торпеды, но команда боролась за живучесть корабля, и он не только остался на плаву, а еще два часа вел неравный бой с немецкими эсминцами.
Можно лишь предположить, что как утверждают очевидцы, иллюминаторы правого борта были открыты, и при крене вода хлынула туда, заливая сразу все отсеки. В этом случае лайнер был действительно обречен. А открыты они были из—за плохо работающей вентиляции. Ведь "Нахимов" отправлялся действительно в свой последний рейс, после которого его планировали сдать на слом. А спустя четверть века эта же история повторилась уже на "Булгарии"…
Мистика фортуны
* "Адмирал Нахимов" был построен в Германии в 1925 году и под именем "Берлин" совершал рейсы из Европы в Америку. Во время войны стал госпитальным судном, а в 1945 году подорвался на немецком же минном поле и затонул вблизи берега. Его подняли, отремонтировали и после войны по репарации передали Советскому Союзу. Согласно морскому поверью, второго крушения побывавшему на дне судну избежать так и не удалось.
* Оба капитана были признаны виновными в столкновении, осуждены, но в 1992 году помилованы президентами России и Украины и выпущены из тюрьмы. Капитан "Петра Васева" Ткаченко сменил фамилию и эмигрировал в Америку. Где вскоре при загадочных обстоятельствах погиб вместе с яхтой, которой управлял.
* На последний рейс "Нахимова" приобрели билеты всего две VIP—персоны. Но певец Лев Лещенко опоздал и не поехал. Начальник управления КГБ по Одесской области Крикунов с семьей тоже опоздал, но всего на десять минут. По специальному распоряжению отход лайнера задержали, и он успел. Чтобы вместе с семьей погибнуть, хотя его каюта "люкс" располагалась у самого выхода на верхнюю прогулочную палубу.
* После рейса до сдачи на слом "Адмирал Нахимов" планировалось передать киностудии "Мосфильм" для съемок фильма—катастрофы.
* По иронии судьбы спустя ровно двадцать лет после трагедии 31 августа 2006 года в 23 часа 15 минут на Новороссийском рейде бросил якорь сухогруз, бывший некогда "Петром Васевым". Но уже под флагом далекой другой страны и под другим названием. Так что символичного совпадения никто не заметил… Впрочем, на память и уроки, написанные кровью, это никак не влияет.

КОММЕНТАРИИ

Виктор Рязанов, заместитель начальника ГИМС управления МЧС по Тамбовской области:

— К сожалению, безответственность — наша главная беда. И хотя Цна не считается судоходной рекой, владельцы даже маломерных судов — катеров и моторных лодок — должны эту ответственность осознавать.
Но особую тревогу вызывают обладатели гидроциклов. Два года назад под Моршанском такой вот "лихой" гидроциклист столкнулся с резиновой лодкой, и в результате погибла женщина. Нарушителей мы будем нещадно штрафовать, но ведь цену жизни никакими штрафами не измерить.

Владимир Пеньков, заместитель председателя Общественной палаты области, политолог:

— В свое время Георгий Орджоникидзе, больше известный как Серго, сказал, что у каждой технической катастрофы есть конкретные имя, фамилия и отчество. И чтобы не наступать на одни и те же грабли, надо спрашивать за эту ответственность сверху донизу, невзирая на лица. И еще надо уйти от крайностей нашего вечного маятника — мы то "кошмарим" всех бесчисленными проверками, то пускаем все на самотек. Тогда и печальная поговорка, что история ничему не учит, останется лишь в истории.

Автор:Виталий ПОЛОЗОВ. Фото Юлии НОСОВОЙ