Лента новостей
Статья15 апреля 2015, 07:00

Праздник победы жизни - Воскресение Христово

Праздник победы жизни - Воскресение Христово
Среди людских праздников, любезных для тела, есть праздники духа. Драгоценнейшим из них является Пасха - спасительный мост между человеком и Богом, между землёй, и небом. В событии Воскресения Христа - смысл православной веры. Встречая и празднуя Пасху, мы убеждены, что это - действительное наше спасение.

Однажды апостол Павел проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времён славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла. Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, заявив Павлу: "Мы послушаем тебя в следующий раз".

Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью. Но они не восприняли главного, ибо в проповеди Павла главное именно то, что Христос воскрес из мертвых. “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (Кор. 15, 17) - обращается к христианам апостол Павел. Христос проложил путь к Воскресению из мертвых, к победе над смертью для каждого!

Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привёл к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. Древнееврейское слово Пасха, означавшее "прохождение" или "перехождение", по словам святителя Григория Богослова, в греческом звучании обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему "страдание". Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа.

В Ветхом Завете - это исход Израиля из Египта, переход через Чёрное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете - это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берёт на Себя грех мира (Ин 1:29). Воскресение Христово стало новой Пасхой - радостью освобождения от рабства смерти.

"Слово Пасха, - пишет святой Амвросий Медиоланский, - означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешёл от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам власть быть чадами Божиими" (Ин. 1:12).

После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: "Радуйтесь!" Смерти больше нет. Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали "Евангелием" - благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: "Христос Воскресе!", и она же отзывается в нём главными словами его жизни: "Воистину Воскресе Христос!".

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страдании и крестной смерти Христа Спасителя. Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28).

Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни. Если бы умерщвленный Христос не воскрес, то не только не было бы никому спасения через Него, - ибо смерть и бессилие кому же могут оказать помощь? - но не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа.

Но воскрес Христос - и остался поруган и бессилен "диавол... человекоубийца, лжец и отец лжи" (Ин. 8, 44).

Апостол Павел пишет "...и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол.2:13-15).

Для нераскаянного грешника проще и легче умереть, ибо чтобы вступить в вечную жизнь он должен умертвить в себе грех. Но для тех, кому грех не указ и не норма, через воскресение Христово открывается подлинная вечность.

Самым сильным доказательством факта Воскресения Христова является грандиозный переворот, который он произвёл в апостолах, а через них и во всей Вселенной. На факте этого события держится вся культура последних двух тысяч лет.

Без Воскресения Христова мы не имели бы никакого христианства и никакой христианской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление.

Человек, появившись в тот или иной момент времени, в любом случае вечен, но перед ним - согласно его собственному свободному выбору - открываются две вечности: вечность с Богом и вечность без Бога, или вечность зла, т. е отсутствие добра.

Пасха - это максимальное торжество жизни над смертью, истины над ложью, добра над злом. Пасха нетления - мира спасение!

Автор:Священник Андрей СУСАКОВ