Лента новостей
Статья21 января 2015, 09:00

Прекрасное свойство добра

В канун нового, 2015 года в город пришла добрая весть: воспитатель Котовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Марина Родионова победила в областном конкурсе "Лучший воспитатель", который проводился среди педагогических работников интернатных учреждений Тамбовщины.

Кредо воспитателя

Мы с удовольствием встретились с Мариной Вячеславовной и поздравили ее с большим успехом в творческом смотре педагогического опыта. Кредо воспитателя, который работает с детьми непростой судьбы, звучит так: напитать душу каждого ребенка добром, всем прекрасным и благородным, зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный уголь, пробуждая чуткость к происходящему вокруг, волю к совершенству, радость любви и тягу к доброте. Вдвойне-втройне это важно, когда речь идет о детях, лишенных материнской любви и отцовской заботы. И начинать эту нелегкую работу нужно с раннего детства, используя все возможные способы и средства.

Работать с детьми, воспитывающимися в интернате, Марина Родионова начала практически сразу после окончания Тамбовского педагогического института. В начале ее трудовой биографии это была школа-интернат рабочего поселка Знаменка. Восемь лет она давала знания и дарила тепло и заботу детям с ограниченными возможностями здоровья в этом специализированном учреждении.

А потом наша котовчанка вернулась в родной город. И снова ее путь пролег в школу-интернат. В должности воспитателя она работает здесь уже на протяжении 13 лет.
Только любовь к ребёнку
И всё это время Марину Вячеславовну не перестают волновать вопросы нравственного воспитания юной смены: "Как научить маленького человечка любить людей, ощущать радость от общения с ними? Как приобщить детей к прекрасному, научить ценить великолепие мира?". И постоянно приходит она к одной мысли: только любовь к ребенку, насыщение его мыслей добрыми побуждениями помогает воспитанию, а значит, формированию в нем личности.

Непросто общаться, находить душевное единение с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей. Ее воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют искреннего соучастия в их судьбе, постоянной заботы, поддержки и помощи в своем становлении. Марине Вячеславовне очень близка тема духовно-нравственного воспитания таких ребят, поскольку родилась она в семье с крепкими православными традициями. И это обстоятельство здорово помогает ей в работе.

Воспитатель регулярно проводит с подопечными психологические тренинги. Им нравятся, например, такие упражнения, как "Мое ласковое имя", "Я - хороший, раз", а еще по душе им игры "Моргалочка", "Фанты", "Шире круг". Марина Родионова активно использует в процессе общения с ребятами классическую музыку, воспитывает в них любовь к творчеству Чайковского, Рахманинова, Вивальди, других композиторов, равно как прививает им неподдельную любовь и к поэзии, без чего жизнь, безусловно, будет обедненной.

В практику воспитателя вошли разговоры "наедине", когда ребенок получает возможность излить душу, поделиться своими взглядами, впечатлениями и опасениями, поразмышлять о способах выхода из проблемных ситуаций, получить совет педагога.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку - вот что для меня главное, - подчеркивает моя собеседница. - Ребята тонко чувствуют, когда их проблемы действительно тебя волнуют, а потому, не таясь, делятся переживаниями. Их доверие дорого мне.
Законная гордость
Марина Вячеславовна искренне радуется, что ее воспитанники, нацеленные на добро, отзывчивость, принимают активное участие в общешкольных акциях милосердия. Добро ведь имеет прекрасное свойство - отбрасывать длинную тень, вовлекать в свою орбиту окружающих людей, и вышеназванные акции - яркое тому подтверждение. Благодарственным письмом администрации города отмечено участие ребят из интерната в акции "Чистый берег", их внимание по-настоящему привлечено к экологическим проблемам города.
- А еще мои подопечные - неоднократные призеры школьной и областной параспартакиад, областных соревнований среди детей с ограниченными возможностями здоровья, - рассказывает Марина Родионова. - Активно участвуют ребята в фестивалях и конкурсах духовно-нравственной направленности. Чувство гордости вызывает тот факт, что имена нескольких моих воспитанников занесены в международную энциклопедию "Одаренные дети России".
"Истоки" с перспективой
Неравнодушие, инициативность Марины Вячеславовны, ее творческий подход к делу не остались не замечены коллегами. Моя собеседница возглавляет методическое объединение воспитателей и классных руководителей школы-интерната. Под ее началом разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков "Истоки" на 2011-2016 годы. А какой интерес вызвали проведенные ею такие открытые воспитательские занятия, как "Учимся улыбаться", "Мой нежный друг", "Добро и зло".

Котовская школа-интернат стала родным домом, семьей для детей с ограниченными возможностями здоровья. И, конечно же, они ждут от взрослых, находящихся рядом, правильного направления их движения по жизни. Потому что от этого зависит их завтрашний день, их дальнейшая судьба. И Марина Родионова стремится помочь своим воспитанникам обрести уверенность, самостоятельность, умение не поддаваться трудностям, а напротив, противостоять им. Непросто это дается детям, с которыми она работает, но по-другому никак. Потому что во взрослой жизни им зачастую придется надеяться только на самих себя. А значит, надо к этому готовиться.
Автор:Анастасия Жидкова