Лента новостей
Статья9 июня 2015, 13:33

Прежде всего - контроль

Прежде всего - контроль
8 июня мы отмечаем День социального работника. Своим этот праздник считают и сотрудники Пенсионного фонда. Все они "выходцы" из прежнего собеса, да и работа, которую ведут, направлена ни на что иное, как на обеспечение социального благополучия граждан. Сегодня мы побываем в Управлении ПФР в г.Уварово и Уваровском районе и расскажем нашим читателям о специалистах, занимающихся назначением и выплатой пенсий.

Оценить и проверить

В Управлении есть отдел с длинным и трудным названием: назначения, перерасчёта, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц. В его составе действует группа назначения и выплаты пенсий. О том, чем она занимается, мне рассказала заместитель начальника отдела, специалист с 15-летним стажем Юлия Юрьевна Лутовинова. Подчеркнула: "Прежде всего, контроль".

Надо сказать, что контроль в УПФР - многоуровневый, неоднократный. Документы граждан проверяются, едва попав в клиентскую службу. Для более тщательной оценки они направляются в вышеупомянутый отдел, ложатся на стол Ю.Ю.Лутовиновой, а потом распределяются между специалистами-экспертами группы. Документов более чем достаточно: заявления о назначении и выплате пенсий, заявления на перерасчёт, заявления об изменении способа доставки пенсионных средств… Каждую "бумажку" нужно тщательно проверить, привести в соответствие со множеством законов и подзаконных актов. На каждом шагу возникают спорные ситуации, недоразумения. К примеру, обычную справку о заработной плате оценить совсем нелегко. Приносит гражданин документ. Вроде всё в порядке: подписи, печати… Но… выдан он организацией, которая, как выясняется, право на это действие уже утратила: вся документация давно должна была "уйти" в архив.

По так называемому льготному стажу вопросов не меньше. Здесь свои нюансы. Взять ЦРБ: когда-то значилась она территориальным медицинским объединением, которое в перечень учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсий, не входило. Вот и получается: хоть суть одна, да названия разные - отсюда и мороки вкупе с определёнными проблемами выше крыши.

По вечерам и выходным

Проверяя документы, работники группы вводят полученные данные в специальную компьютерную программу. Бывает, трудиться приходится в горячем аврале. Вступила в законную силу новая пенсионная формула, повлекла за собой необходимость перехода на новый программно-технический комплекс. Тогда сотрудники УПФР забыли про нормированный рабочий день. Задерживались в кабинетах по вечерам, приходили на службу в выходные дни. Учились и работали - одновременно в двух программах.

Правильность ввода данных отслеживает группа контроля: сама Юлия Юрьевна и "пенсионный ас" (как её все здесь называют) Галина Ивановна Солопова. О ней следует рассказать особо. Потому, что помимо своих прямых обязанностей она занимается ещё и общественной работой. Являясь руководителем местного отделения Союза пенсионеров, в тесном сотрудничестве с иными службами курирует опекунские семьи, в которых опекуны достигли пенсионного возраста. Выясняет, в каких условиях они проживают, какая помощь требуется…

Пускаем на выплату

Когда всё проверено, всё оценено и есть полные основания быть уверенными в отсутствии хотя бы малейшей ошибки, за дело берётся главный специалист отдела Игорь Иванович Проскурин. Его задача - "пустить назначенные пенсии на выплату". Проще говоря, он формирует доставочные документы: всевозможные ведомости, сбербанковские списки, по которым деньги будут уходить получателям. Кроме этого Игорь Иванович занимается отчётностью всего отдела, касающейся бухгалтерского учёта. Специалист он замечательный, пользуется уважением коллег и руководства.

Терпение и улыбка

Работа с документами - это только половина обязанностей сотрудников группы и всего отдела. Специалисты УПФР частые гости в учебных заведениях - повышают пенсионную грамотность подростков. Рассказывают о материнском капитале, о зарплатах: белых и тех, что выдаются "в конвертах". В трудовых коллективах "лекции" читают: разъясняют особенности новой пенсионной формулы и т.п. Ежемесячно выезжают на территории сельсоветов, чтобы провести приём в консультационных пунктах и участвуют в работе социального автопоезда "Забота". Встречаются с предпринимателями, отвечая на интересующие их вопросы.

Телефонные звонки и приём посетителей: тут требуется терпение, умение улыбкой и доброжелательной беседой погасить любой конфликт. Случается такое: приходит человек, недовольный размером начисленной пенсии. В "несправедливости" обвиняет сотрудников Пенсионного фонда и слышать никаких доводов не желает. С такими клиентами объясняться тяжело, но - нервы в кулак, юридическую грамотность на вооружение и - вперёд: по буковкам и даже по точкам-запятым доноси до посетителя основы пенсионного законодательства. Впрочем, Юлия Юрьевна отмечает, что скандалисты встречаются нечасто:

- Больше тех, кто просто приходит за разъяснением, на консультацию. Хочу сказать, что люди сейчас достаточно грамотные, многое понимают. А если в каких-то статьях не очень хорошо разбираются, то внимательно слушают то, что мы говорим, даже записывают.

Едем в Крым

С некоторых пор привычными для сотрудников УПФР стали двух- и трёхнедельные командировки в Феодосию. Там уже побывали Татьяна Юрьевна Дорофеева, Наталья Павловна Сушкова, Надежда Александровна Пацева, Ирина Ивановна Сушкова. Сейчас Светлана Александровна Уварова в отъезде. Но не греться на жарком крымском солнышке, не дышать свежим морским воздухом едут туда женщины. У них своя, строго определённая, задача - оказание практической помощи тамошним работникам Пенсионного фонда. Трудиться приходится с раннего утра до восьми часов вечера, с одним выходным днём в неделю. Объём работы велик. Оценка документов, их ввод в базу. К тому же, есть ещё и материнский капитал, о котором крымчане ранее и "не слышали", а теперь, став гражданами России, имеют полное право на его получение.

О переселенцах и беженцах

Говоря с Юлией Юрьевной о трудностях, сопровождающих работу специалистов УПФР, я узнала об отчётах. Ежеквартальные, ежемесячные, еженедельные… В какое-то время даже ежедневный мониторинг проводился. Но это, по словам заместителя начальника отдела, ещё пустяки, к отчётам все успели привыкнуть. Самая большая трудность и самый актуальный вопрос даже не столько сегодняшнего дня сколько ближайшего будущего - обеспечение пенсионных прав прибывших из Украины граждан. Чтобы получать пенсию по месту сегодняшнего жительства, они обязательно должны иметь статус беженца и документ, этот статус подтверждающий. Формулировка "вынужденный переселенец" для назначения пенсии не подходит. Пока "беженцы" в УПФР не обращались, но придёт время, соответствующий статус переселенцы обретут, и работы у сотрудников Пенсионного фонда прибавится. Они уже сейчас обдумывают возможное развитие событий. Кто-то из клиентов придёт с трудовой книжкой, документом, свидетельствующим о стаже и заработке. Но ведь может случиться и так: убегая от войны, люди забыли или не догадались захватить с собой всю документацию. Как тогда? Что делать? Естественно, посылать запросы, но сколько придётся ждать получения нужной информации? Пока вопросов больше, чем ответов. Ясно одно: "пенсионные асы" справятся. Это их обязанность, а халатно относиться к порученному делу не в их правилах.

Фото автора

Автор:Олеся Харламова