Разделит с вами и печаль, и радость

« Староюрьевская ... »
5
от
Пятница, 21 января, 2011 (Весь день)
2556
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/01/21/top68.ru-razdelit-s-vami-i-pechal-i-radost-441.jpg?itok=kowS0hMS

 

Наше время, нашу жизнь отличают динамизм, сложность и стремление к совершенствованию. А чем сложнее мир, тем тоньше и богаче должен быть человек духовно. И здесь определенная роль в жизни каждого человека отводится искусству: музыке, живописи, скульптуре, литературе, кино, театру.

 

Безграничен книжный и музыкальный мир. Книги нам дают ответы практически на все вопросы, а музыка открывает целый мир высоких чувств, страстей, стремлений, надежд и мыслей. Наверняка, каждый по себе знает, как нужна и незаменима музыка, как велико ее влияние на настроение, состояние духа, мысли.

Cегодня музыка пришла в каждый дом. Когда мы включаем телевизор, чтобы посмотреть программу «Время», слышим музыкальную заставку. Включенный приемник наполняет комнату музыкой передаваемого концерта. А если захотим,  можем поставить диск с записью голоса любимого певца или певицы. Уже давно не звучит вопрос: «Может ли человек прожить без музыки?», его сменил другой: «Как жить в мире, насыщенном музыкой?».

Великие музыканты разных времен никогда не сомневались в воспитательном воздействии музыки на человека. Достаточно вспомнить слова Г. Генделя: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше. Чтобы полюбить музыку, нужно, конечно, ее слушать. Но слушать целенаправленно, противопоставив стихийному процессу простого слушания такое, которое формирует музыкальный вкус, музыкальное мышление, воспитывает музыкальную культуру».

Сегодня искусствоведы, музыканты, композиторы, учителя весьма озабочены тем, какая музыка звучит для нашей молодежи. Поэтому в молодежных  аудиториях проводятся встречи-беседы, диспуты о «серьезной» классической и «легкой» эстрадной музыке. Такая встреча-беседа  состоялась 18 января в Староюрьевской средней общеобразовательной школе.  Ее подготовила и провела с учащимися 9 «А» и 9 «Б» классов (на снимке) методист читального зала Центральной районной библиотеки О.Н. Кулакова. Речь шла о прекрасной музыке русского романса.  Это «Утро туманное», «Хризантемы», «Гори, гори, моя звезда», «Только раз бывает в жизни встреча», «Отговорила роща золотая» и другие в исполнении известных певцов Николая Сличенко, Валентины Пономаревой, Дмитрия Хворостовского, вокально-инструментального ансамбля «Реликт», Майи Кристалинской, Изабеллы Юрьевой.  

История возникновения романса

Ольга Николаевна кратко рассказала об истории создания романса. Думаю, что и нашим читателям будет небезынтересно вспомнить этот вид песенного жанра.

История романса началась в XII - XIV веках с искусства странствующих испанских поэтов-певцов. Песни исполнялись на романском языке, откуда и родилось название «романс».

Зарождение же русского романса началось во второй половине XVIII века. И вот уже более двух веков они покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых ими чувств. Своим происхождением романс обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. Его исполняли под фортепиано, гитару, арфу, аккомпанемент небольшого ансамбля инструментов. Но особенно он стал популярен с появлением семиструнной гитары, которая  наиболее тонко передавала переживания автора. Романс и гитара стали единым целым. Мягкая лирика романса  волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда  и любовь народа к романсу, которая сохраняется и в наши дни.

Ольга Николаевна рассказала историю появления романса «Утро туманное», которое принадлежит перу И.С. Тургенева и автору музыки -  Абаза.

- Однажды в Царском Селе, на площади перед дворцом, проходил парад, которым царь остался недоволен. Последовал приказ: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Все вокруг покрыл пушистый снег. «Как красиво, как хорошо, - сказал Эраст Абаза. - Утро туманное, утро седое... замечательно написал Тургенев...» И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Родилась мелодия. Сначала вполголоса, затем все громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное». В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осажденном Севастополе. Там и погиб 10 мая 1855 года в сражении у Корабельной бухты.

Удивительна и история появления вальсового романса «Хризантемы». Слова и музыка принадлежат Николаю Харито. Он родился в  Ялте в 1886 году в богатой семье горного инженера. По настоянию отца поступил  в Киевский университет на физико-математический факультет. Однако любовь к музыке:  Моцарта, Чайковского, Рахманинова и других композиторов - коренным образом изменила его жизненный путь. В 1910 году  он встретился с подругой юности и от нахлынувшей нежности, воспоминаний молодой композитор написал романс «Хризантемы».

«В том саду, где мы с вами встретились, Ваш любимый куст хризантем расцвел...» Романс имел ошеломляющий успех. Он стал расцветать на подмостках лучших концертных залов России. Романс запели в Москве и  Петербурге.

Николай Харито погиб от пули в годы гражданской войны.

Интересно происхождение романса «Темно-вишневая шаль». В последней четверти XVIII века граф Орлов выписал из Молдавии в Россию цыганский хор, песни которого ему полюбились. Но в то время цыгане имели  мало красивых, лирических песен. И тогда они стали петь произведения русских авторов. И делали это так мастерски, настолько зажигательно и проникновенно, что слушатели воспринимали исполняемые цыганами песни, как цыганские романсы. И одним из них стал романс «Темно-вишневая шаль». К сожалению, авторы слов и музыки романса - неизвестны.

Романс «Гори, гори, моя звезда» уникален по количеству легенд его создания. Его  авторство приписывали Гумилеву,  Бунину  и даже белому офицеру Колчаку... Но на самом деле авторами романса были ныне забытые Петр Булахов, Владимир Чуевский и Владимир Сабинин. Созданию романса сопутствовало несколько событий. В январе 1847 года московские власти решили отметить с размахом 700-летие Москвы.  К дате приурочили множество творческих конкурсов. Народ повально принялся петь и сочинять... Плюс Рождество: звезда, упоминаемая в романсе, скорее всего, не символ, а конкретная рождественская звезда. Вдобавок потрясающее научное открытие, сделанное астрономом Леверье в конце 1846 года. Он предсказал существование большой планеты, которую назвал Нептуном. А через два месяца ее увидели в телескоп именно там, где указывал ученый... В такой атмосфере и появился романс «Гори, гори, моя звезда». Романс не сразу стал популярным. В годы  первой мировой войны, благодаря аранжировке талантливого певца  Владимира Сабинина, добровольца действующей армии, он стал настоящим патриотическим гимном, признанием в любви единственной заветной звезде - России.

В 1924 году прозвучал романс «Только раз бывает в жизни встреча». Автором  этого и других известных сегодня  романсов - «Дорогой длинною», «Твои зеленые глаза», «Эй друг, гитара» - был феноменально одаренный музыкант, потомок М.Ю. Лермонтова - Борис Иванович Фомин. Композитор на протяжении всей своей жизни много делал для развития романса. Более 20 лет его квартира  была вокальной мастерской  для известных певиц: Тамары Церители, Клавдии Шульженко, Ляли Черной и многих других. В годы Великой Отечественной войны песни Б.И. Фомина были очень популярны.

Новый прилив творческого интереса к романсу был вызван в 1926 году в связи с безвременной кончиной одного из самых любимых лирических поэтов России - Сергея Есенина. Особенно активно обратились к стихам поэта композиторы. На его произведения зазвучали романсы «Над окошком месяц», «Не жалею, не зову, не плачу», «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая».

Вообще говоря, романс сам по себе никогда не умирал. Он исполнялся в узком кругу на семейных вечеринках, в филармониях, в залах музыкальных училищ. Больше всего повезло классическому романсу. Он вполне легально звучал на театральных подмостках, в кинофильмах. Помните чудесные романсы Андрея Петрова в кинофильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» в исполнении Валентины Пономарёвой?

Романс живет и сегодня. Достаточно вспомнить такие имена, как Ю. Ким, А. Городницкий, Е. Клячкин, Ю. Визборг, Б. Окуджава, Сергей и Татьяна Никитины, а также некоторые песни Юрия Антонова. Большую популярность  имеет романс из кинофильма «Служебный роман».

К сожалению, сегодня с  появлением протестной музыки появился конкурент - массовая, так называемая поп-культура, культурный ширпотреб под управлением коммерческой конъюнктуры шоу-бизнеса. У слушателей появился выбор. Вместе с тем молодое поколение тинэйджеров подверглось гипнотическому воздействию нового ритма рок-музыки. А на сцену вскарабкался «Крик». Этот «Крик» завоевал практически все большие и малые сцены. С хорошей и не очень акустикой. Рёв динамиков, которых стало множество, сегодня  проникает всюду. В его грохоте тонут протесты, не воспринимаются запреты. Да и может ли быть услышан голос разума и чувства, если рёв, именуемый музыкой, оглушает десятки тысяч слушателей!

Истеричный «Крик» стал символом современности. Он совпал с катастрофами самолётов, взрывами жилых домов, выстрелами из-за угла. Ну, а певицы, дабы привлечь внимание, по пути на сцену стали раздеваться.

На таких концертах молодые, неокрепшие физически и морально девочки и мальчики теряют сознание, оказываются в стрессовой ситуации. А музыка гремит, гонит, бьёт, требует: давай! давай! давай!..

Но вот, кажется, люди опомнились. Возможно, устали от «Крика» и полуголых девиц. Им надоели децибелы. А может быть, захотелось чего-нибудь иного, нового? Но не зря же говорят, что новое - это хорошо забытое старое. В конце концов, должна же быть какая-то норма. Ведь нормы нравственности никто не отменял. И потом жизнь так устроена, что наступает момент, когда человеку надо объясниться в любви. А о любви говорится тихо. Интимно. Почти шёпотом. Потому что это говорится только ЕЙ. И никому больше. «Я Вас люблю, я думаю о Вас. Вы для меня - смятение отныне…» - разве можно эти слова произносить под рёв динамиков?.. А волшебные слова в исполнении нашего любимца, известного на весь мир певца, обладавшего очаровательным басом, - Бориса Штоколова?! «Твоих лучей волшебной силою, вся жизнь моя озарена. Умру ли я, и над могилою, гори, сияй, моя звезда!».

Наконец, разве можно сравнить дикий рёв динамиков и вечно юный, очаровательный голос Людмилы Сенчиной, исполняющей «Белой акации гроздья душистые вновь аромата полны. Вновь разливается песнь соловьиная, в тихом сиянии чудной луны!»?

 Романс - самый живой жанр вокального искусства, ибо «душа романса» созвучна каждому. Если вам не с кем поделиться, а чувства переполняют, обратитесь к романсу. Он разделит с вами и печаль, и радость. Поможет, как истинный друг, как любящий и любимый человек. И ваша любовь будет взаимной и искренней.

Автор: 
Нина Ласкина
Читайте также:
Наверх