Разговор с Патриархом: от сердца к сердцу

« Bogdan » от
Вторник, 16 сентября, 2014 (Весь день)
1582
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/09/16/top68.ru-razgovor-s-patriarkhom-ot-serdtsa-k-serdtsu-43106.jpg?itok=b0c6Lz3I

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в межрегиональном форуме работников образования в Тамбове
 
Чего не хватает нынешним школьникам и абитуриентам? Есть ли будущее у ЕГЭ? Учить или воспитывать детей в школе? Эти и многие другие вопросы о современном образовании Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 30 августа обсудил с педагогами в рамках своего визита на Тамбовщину.

В этот день более 500 руководителей системы образования, ректоров вузов, директоров школ, педагогов, студентов и школьников из 15 регионов Центрального федерального округа  приехали в Тамбов для участия в первом культурно-образовательном православном форуме ЦФО «От сердца к сердцу». Разговор, как отметил Патриарх, получился содержательным и чистосердечным.

 Проблемы современной школы

Уровень знаний выпускников школ снижается с каждым годом. Это констатируют как школьные учителя, так и преподаватели вузов. Как с огорчением заметил Святейший Патриарх Кирилл, безграмотные ответы некоторых абитуриентов больше походят на анекдоты, чем на реальные истории со вступительных экзаменов. Но, как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно.
- Эта проблема касается всех вузов страны, даже самых престижных, - сказал Патриарх Кирилл. - Абитуриенты не знают элементарных вещей, не знают новейшей истории. Когда спрашивают: кто был раньше - Сталин или Ленин, нередко можно услышать, что Ленин был попозже, когда шла война…  К сожалению, это не анекдоты, а свидетельства очевидцев. Почему этот вопрос беспокоит церковь? Потому что мы тоже сталкиваемся с плодами недостаточно квалифицированного образования: в духовные семинарии приходят поступать те же выпускники. Мы создали в ряде семинарий подготовительные классы, чтобы поднатаскать абитуриента, выпускника средней школы. Одновременно это и базовые богословские знания, без которых нельзя начинать программу бакалавриата в духовных учебных заведениях.
   Вместе с тем Святейший Патриарх Кирилл отметил и положительные моменты. В частности, новый закон об образовании. По его мнению, он открывает хорошие перспективы. Главное - воспользоваться возможностями, которые даёт закон, для того чтобы эффективно модернизировать систему образования и наполнить документ содержанием.

Каким должен быть ЕГЭ и должен ли быть вообще?

ЕГЭ, дискуссии вокруг которого возобновляются каждый год с новой силой, также стал одной из тем форума. Патриарх Кирилл, наблюдавший, как работает система единого госэкзамена за рубежом, отметил, что и у нас ЕГЭ может быть эффективным. Но только в том случае, если учёба в школе не будет сводиться лишь к подготовке к нему.
   - Мы встречаемся с родителями, и многие приходят к выводу, что главным в учёбе становится пройти ЕГЭ, сдать тест. А всё остальное - вторично. Получается, что мы готовим человека не к высшей школе, не вооружаем его знаниями, а фрагментарно ориентируем на одну конкретную задачу - правильно поставить «крестики» и «галочки» в тестах. Сама система тестов заслуживает внимания, но она не должна быть тотальной с точки зрения определения знаний. Важно сбалансировать ЕГЭ с другими способами и средствами стимулирования наших учащихся к учёбе, - считает Святейший.
Получать только те знания, которые необходимы на конкретном этапе, или только для сдачи ЕГЭ - путь в никуда. У этой точки зрения сегодня всё больше сторонников. Мы начинаем понимать, что от таких «знаний» мало что остаётся в голове. Особенно сейчас, когда потоки поступающей информации колоссальны. Патриарх отмечает, что мы перестаём запоминать что-то действительно важное, потому что под рукой всегда есть интернет: «знать» и «запомнить» мы заменили на «посмотреть». 
- Глубоко убеждён в том, что для формирования гармоничной личности ЕГЭ должен быть уравновешен другими блоками школьной программы, направленными в том числе на создание у детей целостной картины истории литературы, истории искусства, научной картины мира, истории философской мысли, истории сострадания. Естественные знания должны быть вплетены в эту конструкцию, - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 Учитель должен «видеть бревно в своём глазу»

На форуме много говорилось и о роли педагога. По мнению Патриарха, в наше время школа всё чаще самоустраняется от процесса воспитания, хотя педагог, который не только учит, но и воспитывает, - непременный фактор успеха для школы. Преподаватель должен быть положительным примером для своих учеников, которого можно уважать не только за профессионализм и компетентность, но и за твёрдые жизненные принципы.
Несколько вопросов, поступивших от участников форума, касались как раз этой темы - каким же должен быть современный педагог. Так, прозвучал вопрос о том, каков путь духовного развития учителя. 

- Очень важно, чтобы в сердце учителя была вера. Это очень помогает человеку не совершать ошибки. Невозможно учить других, если ты сам внутренне не растёшь. И дети почувствуют, если учитель будет относиться к делу формально. Внутренняя динамика развития личности педагога - непременное условие работы. Если ты сам готов преодолеть собственные слабости, если способен «увидеть бревно в своём глазу», то будет легче работать с детьми и давать им советы, - ответил Патриарх Кирилл.

А учитель из Орла предложил представителям православной общественности выступить с инициативой о внесении поправок в недавно принятый профессиональный стандарт подготовки педагогов, которые бы закрепляли роль учителя в воспитании ребёнка. Сейчас в тексте нет никаких указаний на то, какую роль учитель занимает в духовно-нравственном воспитании школьника.  Патриарх Кирилл ответил, что это будет обязательно взято на заметку, и привёл в пример своих учителей - преподавателей Санкт-Петербургской духовной семинарии, которые уделяли время не только лекциям, но и  беседам на житейские, общекультурные темы: 
- Это важно, когда прививают определённые взгляды. Стандарт без этого образовательного измерения будет ложным. Школа не может существовать без воспитательной функции. Она перестаёт быть школой жизни.

Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании детей сегодня играет курс основ религии, введённый в российских школах. Как заметили участники форума,  согласно нашему законодательству, преподавание основ религии в школах ведётся с позиций  культурологического подхода. Однако есть мнение, что такой подход резко ограничивает возможности курсов религиозной направленности в духовно-нравственном воспитании детей, да и на практике сложно провести грань между культурологическим и религиозным образованием. Между тем во многих западноевропейских странах официально разрешено преподавание в государственных школах основ веры. Не будет ли целесообразнее перейти к этому и в российских школах?

-В наших школах есть такая возможность, просто не все ею пользуются. Есть факультативное преподавание основ религии по требованию учащихся и родителей. Это зафиксировано в законе. Требовать этого сейчас - изучения закона Божьего для всех - было бы неправильно. И вот почему: очень много людей называют себя православными с точки зрения своего происхождения, причастности к русскому этносу, а вот реального знания, воцерковления у них нет. Когда мы начали внедрять основы православной культуры, нередко наши представители в школах сталкивались с сопротивлением этой категории людей. Общество не в полной мере готово. Что касается общего преподавания, давайте останемся на культурологическом уровне. Пройдёт время, и будет понятно, в каком направлении двигаться дальше, - ответил Патриарх Кирилл. 

Он также отметил, что педагоги должны быть элитой общества. А для этого важно  повышать статус работника образования. Что, в свою очередь, привлечёт в профессию способных молодых специалистов.

В своём выступлении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затрагивал и другие важные для школьного образования темы: создание единого учебника по истории, формирование истинных ценностей, без которого невозможно воспитание ребёнка, и другие, не раз подчёркивая, что именно образование является краеугольным камнем существования общества и государства, разрушая который, мы разрушаем потенциал нации, нашу страну. В завершении беседы он поблагодарил участников форума и благословил его на дальнейшую работу.
 
Фото http://www.patriarchia.ru

 

Автор: 
Надежда Титова
Читайте также:
Наверх