Рождество Твое, Богородице Дево

« Сельские новости »
37
от
Среда, 14 сентября, 2011 (Весь день)
1563
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2011/09/14/top68.ru-rozhdestvo-tvoe-bogoroditse-devo-3621.jpg?itok=s8kkzNvs

...Радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (отмечается 21 сентября) празднуется Церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, представленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твёрдо веря, что Богу всё возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в её старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.
В один из праздников старец Иоаким принёс в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принёс Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворождённого всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

История установления праздника
Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в., - Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в. - Стефаном Святоградским, в VII в. - св. Андреем Критским, в VIII в. - св. Иоанном Дамаскнным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. - Иосифом Студитом. Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен “язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты”.

Иконография праздника
Устойчивая и широко распространившаяся иконография праздника косвенно свидетельствует о том, что уже в доиконоборческий период иконы праздника Рождества Богородицы в Церкви были. Можно привести росписи грузинских храмов: например, посвящённый Богородице храм в Атени, был построен в начале VII века, и хотя сохранившиеся росписи более поздние (XI в.), трудно представить, чтобы храм оставался не расписанным в течение нескольких столетий - видимо, в XI в. старые росписи были обновлены.
При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий строй этого изображения.
Икона не является простой передачей догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей.
Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками чрезвычайно радостному событию, освятившему дом Иоакима и всю вселенную. Сбылись многолетние чаяния, у супругов родился долгожданный младенец, и, наверное, понимали, чувствовали родители, что это дитя - необыкновенное, раз сам Бог через ангелов сообщил им о рождении ребёнка.
На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип иконографии рождества без страданий) - её изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней - повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Её матери, нередко изображена и Дева Мария в колыбели.
На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесёнными дарами и угощениями, водоём, птицы.
Особенно интересными бывают клейма. На ранних фресках те сцены, которые изображаются в клеймах, представлены как самостоятельные сюжеты. Их содержание: праведный Иоаким приносит свою жертву в Иерусалимский храм; первосвященник отказывается принять жертву у безчадного как имеющего тайные грехи или пороки; Иоаким укоряет Анну (встречается нечасто); плач Иоакима в пустыне; Плач Анны в саду; моление Иоакима; моление Анны; благовестие Иоакиму и благовестие Анне; встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма; Беседа Иоакима и Анны; собственно Рождество Богородицы; ласкание Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, придерживая Новорожденную).

Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы
архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

1969 лет назад у престарелых и дотоле бездетных Иокима и Анны родилась маленькая дочь Мария. Это стало известным разве только соседям, ибо рождение ребёнка – самое заурядное явление. В тишине и безвестности совершилось это великое событие в истории мира, ибо родилась Та, которая стала благословенной в жёнах, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Матерью Христа-Мессии, Спасителя нашего.
В тишине, без всякой широкой славы началась и жизнь, и проповедь Божественного Сына Её. В тишине и полной безопасности протекала святая жизнь великих отшельников Африканской и Палестинской пустынь и непроходимых лесов дальнего севера России.
Неведомые миру, в глубокой тишине приближались к Богу эти великие люди, очищавшие пламенными молитвами, не только о себе, но и о всём мире, свои сердца, посвященные Богу.
Всё великое и святое в истории человечества свершалось именно так, в глубокой тишине, в неизвестности для мятущегося мира.
Почему же так? Почему всё истинно великое носит печать тишины и безвестности?
Ответ на это найдём в том, что было открыто Богом великому пророку Илии, когда бежал он от гнева злобной Иезавели, шёл 40 дней и пришёл к горе Хорив, и сказал ему Господь: “Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь, после огня веяние тихого ветра, и там Господь” (3 Цар.19, 11-12).
Видите ли, что Сам Бог открыл великому пророку, что Его дела совершаются без шума и грозных явлений, а в тишине, подобной веянию прохладного ветерка. Запомните это, запомните, что благодатная тишина и покой есть печать дел Божиих.
А дела сатаны не таковы. Они совершаются в истории человечества с великим шумом и грохотом, приводящим в смятение и ужас сердца человеческие.
Но не только в великих событиях истории явна печать Божия и печать дел сатаны. То же самое происходит и в сердцах человеческих.
Когда живём мы по заповедям Христовым, никого не обижаем, творим добрые дела, проливаем слёзы покаяния в молитвах к Богу, то возрастают в сердцах наших плоды Духа Святого, о которых так говорил апостол Павел в послании к Галатам: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал.5, 22-23).
Тихая радость и мир наполняют сердца наши после истинно доброго дела и глубокой молитвы, после причащения Тела и Крови Христовых, и губы сами собой складываются в тихую улыбку. Если испытаете это по милости Божией, то знайте, что благодать Святого Духа руководит вами, и Дух Святой живёт в вас. Это печать дел Божиих.
Совсем не то бывает в сердцах наших, когда овладевает ими дух злобы, враг рода человеческого.
Тогда сердце горит нечистым, мучительным огнём, исполняется ненависти и злобы, и нет в нём никакого покоя. Знайте, что это печать сатаны.
Живите тихо и мирно, трудясь руками своими, храня мир со всеми людьми, и в этих богоугодных делах усердно просите помощи Пресвятой Девы Марии, ныне родившейся на спасение грешного мира. Аминь.
 

Автор: 
Материал к публикации подготовила Ольга КОСЕНКОВА.
Читайте также:
Наверх