Лента новостей
Статья22 апреля 2015, 07:00

С чего начинается Родина?

Бог не оставляет государства, где многие или немногие граждане ещё любят Отечество и добродетель.

Н. Карамзин

Патриотическое воспитание сегодня находится не только в сфере интересов образовательных учреждений. Возрождение нравственных, духовных основ нашей жизни стало настоятельным требованием времени. Наступил момент, когда всем стало очевидно, что именно патриотической идеологии не хватает современной России.

Возникающий как бы из "ничего" (не нефть, не газ), этот духовный ресурс можно с успехом использовать для решения созидательных задач на уровне государства. В странах западной демократии давно уже воспринимают патриотизм как мощнейшее средство мобилизации масс. Сильное государство должны строить сильные люди, воспитанные в духе патриотизма.

В годы либеральных реформ в нашей стране шло ожесточённое наступление на само понятие "Родина". Подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, подвергались глумлению, герои - забвению. Некоторые чересчур ретивые исследователи "исторической правды" подвергли безжалостной "эксгумации" подвиги капитана Гастелло и нашей героической землячки Зои Космодемьянской. Подобная же история произошла и с "Молодой гвардией". Даже подвиг Красной армии, всего народа, переломивших, как признавал Черчилль, хребет гитлеровскому вермахту, замалчивался.

Размышления о патриотизме наводят на мысль о том, что Родина начинается с познания истории своей страны. В подтверждение хотелось бы вспомнить, как в далёком 1813 году, молодой чиновник Сергей Уваров начал свою записку, обращённую к императору Александру I такими словами: "В народном воспитании преподавание истории есть дело государственное!" Этой фразой будущий министр народного просвещения Российской империи не только создал первую государственную идеологию, но и одним из первых угадал ключевую культурно-политическую роль исторической науки в её обосновании. Со времён Уварова и до наших дней школьный учебник российской истории остаётся одним из главных орудий государственной политики.

Особую значимость тема патриотизма приобретает в преддверии 70-летнего юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. С каким чувством мы идём к этому величайшему событию? Этот праздник для нас - национальная гордость. Мы должны всегда помнить о том, что сделали для нас, последующих поколений, наши деды и прадеды. И не просто помнить, а свято чтить их подвиг. Как определил глава города Тамбова А. Кондратьев - "Патриотизм - это сопричастность нашим предкам".

Сегодня каждому из нас стоит задуматься, а что в действительности сделали мы для того, чтобы эта национальная гордость продолжала жить? В школьной программе на изучение Великой Отечественной войны отводится всего шесть часов. Огромное сожаление и разочарование вызывает тот факт, что современные школьники о величайшем событии двадцатого века, одном из самых страшных испытаний за всю историю нашего народа, потрясении, которого мир не испытывал многие сотни лет, не знают практически ничего. А ведь это означает, что наши дети, по сути, ничего общего с нами не имеют. Они просто не знают того, чем гордились старшие поколения, чем жили их пращуры. Это есть ни что иное, как прямой путь к вырождению народа. И этого ни в коем случае нельзя допустить, иначе точно так же через какие-нибудь двадцать-тридцать лет забудут и нас самих.

Мы должны повсюду - дома, в школе, везде, где возможно - рассказывать детям о том, что у нас величайшая Родина в мире. Если мы будем стесняться этой главной истины, то невольно будем плодить предателей. Как считает всё тот же Алексей Кондратьев, "нужно говорить о ценности семьи, о долге перед родителями, перед обществом и страной. Вернуться к идеологической доминанте, что, прежде чем требовать чего-то от государства, нужно сделать что-то достойное для общества, для своего народа, своей Родины". Очень созвучны этой мысли слова, сказанные американским президентом Джоном Кеннеди: "Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины".

Но не на одни лишь уроки истории следует делать ставку, когда речь заходит о гражданско-патриотическом воспитании. Сейчас, когда мы находимся на финишной прямой, ведущей нас к юбилею Победы, нужно использовать любую возможность, чтобы рассказывать детям о ратных и трудовых подвигах нашего народа, который выдюжил в этом страшном испытании лишь благодаря своему духовному единству.

Следует говорить о том, что Тамбовщина в годы Великой Отечественной войны совершила беспримерный по своему мужеству подвиг, дав пятое место в стране по количеству Героев Советского Союза. А подростки и женщины, работавшие день и ночь для того, чтобы обеспечить фронт всем необходимым? А собранная всем миром колонна "Тамбовский колхозник"? А восстановление послевоенной разрухи? Эти люди, наши героические предки, вынесли всё на своих плечах. Разве можно ими не гордиться? Нам бы ни выжить тогда и не преодолеть всех выпавших испытаний, если бы народ не был бы готов к самопожертвованию во имя спасения Родины. Народ и каждый его представитель в отдельности.

В подвиге нет и капли бухгалтерского расчёта: стоит - не стоит; рационально или безрассудно. Об этом мы рассказываем ребятам на Уроках мужества, которые в этом году были посвящены Дню памяти неизвестного солдата и контрнаступлению советских войск под Москвой и назывались "Я никогда не видела войны" и "Славит молодость подвиг героев", а в прошлом - 70-летию снятия блокады. Он так и назывался - "Блокада Ленинграда - 900 дней мужества".

Ежегодно в нашем филиале проводятся месячники военно-патриотической и оборонно-массовой работы. Только в нынешнем учебном году педагогами проведены классные часы - "Выпускники школы - защитники Отечества", "Афганистан - наша память и боль", "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой"; спортивные праздники - "Аты-баты, шли солдаты", "Вперёд, мальчишки!"; конкурс рисунков "Наша армия родная", конкурсные программы "А ну-ка, мальчики!" и конкурс инсценированных стихов и песен о войне; соревнования по волейболу и баскетболу среди учащихся, посвящённые Дню защитника Отечества.

Большое внимание педагоги и учащиеся школы уделяют сбору и систематизации материалов для Уголка боевой славы, оформление которого обновляется в настоящее время. Невозможно переоценить роль кино в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Надо было только видеть глаза мальчишек и девчонок во время открытия кинофестиваля "Великая война - великая Победа", которое состоялось недавно. Точно такой же блеск появляется в их глазах, когда на уроках истории, посвящённых Великой Отечественной войне, или на общешкольных мероприятиях им демонстрируются кадры военной кинохроники.

Детская душа, словно благодатная почва, принимает всё, что в неё посеешь. Поэтому очень важно, чтобы с юных лет дети усваивали принцип преемственности поколений. У нас в посёлке, из числа ныне здравствующих, остался лишь один ветеран. Это Анна Агеевна Аносова. Посещать её, поздравлять с праздниками, слушать её рассказы о войне ребята считают своим святым долгом и одновременно почётной миссией. Они осознают, что дожившие до сего дня ветераны и далеко уже не молодые люди, относящиеся к поколению детей войны - это наша последняя возможность пообщаться со свидетелями героического времени, о котором после них нам уже не расскажет никто. Символично, что такие встречи проходят в рамках акции под названием "От сердца к сердцу".

Особая роль в патриотическом воспитании отводится краеведению. Замечательную возможность узнать, как можно больше о своей малой родине предоставляют краеведческие музеи. Помимо местных музеев - Знаменского, Александровского и Воронцовского - учащиеся нашей школы также посетили недавно историко-культурный музейный комплекс "Усадьба Асеевых" в Тамбове и Дом-музей С.В. Рахманинова в Ивановке Уваровского района.

Знание традиций, своих корней не позволяет нам забывать, кто мы и откуда. Каждый ребёнок с пелён должен усваивать мысль, что это самая лучшая страна и самый лучший в мире край, потому что в этой земле лежат его предки, которые подарили ему жизнь, и потому, что эта земля обильно полита их кровью и потом.

Родина начинается с той местности, где человек появился на свет, где он рос и учился в школе. Здесь, на малой родине и закладывается фундамент всей жизни - служение Отечеству и патриотизм, честь и достоинство, порядочность и отзывчивость. Меняются времена, приходят новые поколения, но это - духовные основы России, вечные ценности.

Фото их архива автора

Автор:Ирина ЗЯБЛОВА