С распахнутой русской душой, с раскрытым для всех сердцем

« Сельские зори »
11
от
Среда, 11 марта, 2015 (Весь день)
478
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2015/03/11/top68.ru-s-raspakhnutoi-russkoi-dushoi-s-raskrytym-dlya-vsekh-serdtsem-51402.jpg?itok=TA163wET

Учитель - не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. У Зои  Валентиновны Крамских учатся и сейчас, она для нас до сих пор наставник и воспитатель. Её отношение к делу, самоотдача, творческий подход к работе служили примером для учителей Плавицкой школы. 
 

В самом сердце России

Широко раскинулась русская земля, каждый уголок её неповторим и по-своему замечателен. Тамбовщина расположена в самом сердце России. Спускающиеся с севера леса здесь встречаются с южными степями и, дробясь, рассыпаются перелесками среди полей и лугов. Тихо и спокойно несут свои воды реки на север, к Волге-матушке и на юг - Дону-батюшке. 

На этих просторах раскинулось неприметное на первый взгляд село Талинка. А посмотришь внимательно и увидишь, какой это необыкновенный уголок, какие чудесные люди рождаются и живут здесь: с распахнутой русской душой, с раскрытым для всех сердцем. В таком месте родилась и росла девочка Зоечка, становясь серьёзной, статной девушкой-комсомолкой Зоей. Она впитала в себя, казалось, дух природной красоты и дух прадедов своих - умна, красноречива, поэтична. Всё это ей пригодилось в профессии - Зоя в свои двадцать с небольшим лет превратилась в Зою Валентиновну, учителя начальных классов. 

Так рождался Учитель

Какой настоящий учитель без творчества, без огонька, без задора? Никакой! И всё, что ей дала природа, она умножила на трудолюбие. Так родился настоящий Учитель, отмеченный значком "Отличник народного просвещения". Со стороны кажется, что у Зои Валентиновны получается всё просто и быстро, но сколько же на самом деле труда, любви, заботы отдала она любимым ученикам, любимой работе за 43 года деятельности на ниве просвещения!

Надо было ознакомиться с находками учителей-новаторов, применить их открытия в своей работе, добавить что-то из собственного опыта. Зоя Валентиновна изучила и проработала параллельную программу С.И. Волковой, Н.Н. Столяровой "Математика с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся". Чуткость к детям в сочетании со строгостью и взыскательностью, постоянная работа над собой и занятость каждого ученика на каждом уроке, направленность процесса обучения на общее развитие учащихся - вот ведущие принципы её деятельности. Поэтому все уроки Зои Валентиновны насыщены разнообразными педагогическими методами и приёмами, она умело включает в обучение игровые моменты, применяет наглядные пособия, удачно использует эффективные стимулирующие приёмы, вызывая дух соревнования. Не случайно её ученики грамотны, умеют мыслить, отличаются культурой поведения, любознательностью и работоспособностью. Все это они сохранили в себе, вступая во взрослую жизнь.

Не уроки -  поэзия

А её интегрированные уроки? Это чудо и поэтичность! Интегрированные уроки чтения с природоведением, математики с технологией, чтения с изобразительным искусством, музыкой и историей. Кажется, несовместимые вещи, а учитель их умело совмещает. Потому, что Зое Валентиновне подвластно всё. Петь - мастерица, рисовать - художница, вышивать - Марья-искусница.

Сорок пять минут от звонка до звонка проходят в деловой обстановке с высокой активностью учащихся. В начальных классах она апробирует доклады учеников на уроках чтения и окружающего мира, использует задания для коллективной работы, практикует уроки-конференции, уроки-концерты. Зоя Валентиновна учит ребят составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по основным правилам орфографии и пунктуации. И всё это через игру, через сказку, через поэтическую речь.

А речь её певуча, многогранна. Из-под пера учителя льются стихи и сказки, на музыку современных композиторов ложатся её рифмы. Вроде бы всё просто, незатейливо, а всё ж в одну копилочку - в обучение и становление личности. А разве не в этом главная задача учителя? И уроки, и внеклассная работа Зои Валентиновны всегда были образцом высокого педагогического мастерства. Ученики Зои Валентиновны имели возможность развиваться творчески и совершенствоваться духовно. Под её руководством ребята занимались изобразительным искусством, рукоделием, упражнялись в словесности. Театральные постановки с участием школьников завораживали зрителей своей оригинальностью, живостью речи и хорошим уровнем исполнения. 

Воспитывать ребёнка сообща

Зоя Валентиновна всегда говорила, что личность ребёнка формируется совместными усилиями семьи, школы, общества. Поэтому она работала в тесном контакте с родителями, для всех жителей села Зоя Валентиновна была и есть непререкаемый авторитет. Содружество семьи и школы принесло свои плоды - семь её учеников по окончании Плавицкой средней школы награждены медалями за особые успехи в учении.

Всегда в творческом поиске

Сколько нужно добра, тепла и любви, чтобы вывести малышей-несмышлёнышей в большую жизнь. Именно этому важному и нужному делу Зоя Валентиновна посвятила жизнь. Теперь Зоя Валентиновна находится на заслуженном отдыхе, но отдыхать - это не в её стиле. Она творит и сейчас: что-то мастерит, выращивает цветы, создаёт сказочные живые уголки на приусадебном участке, оформляет новогоднюю иллюминацию, а в зимние долгие вечера пишет стихи, проникнутые любовью к земле, природе и самым близким людям. Строки выплывают стройные, лиричные и слегка загадочные, как белый лебедь на излучине.

И снится мне  моя деревня,
Берёзовый  волшебный край,
В саду  старинные деревья,
И это мой   прекрасный рай.
И дом,  теплом моим согретый,
На крышах  не сошедший снег,
И дед,  по-зимнему одетый,
Меня встречал  он раньше всех.
Мне снятся белые ромашки,
Огонь печи и тик часов,
А на стекле  жужжание букашки,
И вкусный запах пирогов.
В моём краю,  людьми забытом,
Цветы ковром среди берёз.
Любимый край,  дождём омытый,
Меня волнуешь  ты до слёз.

Учитель - профессия вне времени

Своим трудолюбием, желанием жить Зоя Валентиновна воспитывает и сейчас. Глядя на этого неутомимого человека, хочется творить и дерзать самому. О её работе не хочется говорить в прошедшем времени. Только в настоящем. Потому, что она для всех нас - учитель и до сих пор, мы учимся у неё и сейчас. Мы говорим ей: "Спасибо, наставник. Мы и сейчас равняемся на Вас. Удачи  Вам, Зоя Валентиновна! И пусть Ваша душевная красота не уступает природной красоте, пусть льётся также величаво, как воды великой Волги, а по простоте и широте она будет схожа с водами Дона-батюшки. Удачи, здоровья, творчества и любви к жизни, неиссякаемой энергии, наш милый и любимый Учитель!

 
Автор: 
Валентина МОИСЕЕВА
учитель филиала Избердеевской средней школы в селе Свинино
Читайте также:
Наверх