Лента новостей
Статья15 июня 2015, 08:57

Школа моей жизни

(Продолжение. Начало в № 13 от 25 марта)

А ТЕПЕРЬ о педагогическом коллективе. Я не знаю, сколько преподавателей было тогда в школе, но помню многих полюбившихся мне учителей. "Костяк" коллектива составляли преподаватели, которые получили своё первоначальное образование ещё в гимназиях, а продолжили в институтах благородных девиц. Но были и такие, кто смог окончить всего несколько классов. Но, несмотря на это, учителя на тот период принадлежали к особой категории людей. Все они отличались интеллигентностью. Их отличали спокойствие, уверенность, тактичность в общении друг с другом и учениками. Они не только отлично знали преподаваемый предмет, но и умели в доступной форме донести знания до учащихся и вообще обладали множеством талантов.

Денис Семёнович Остроухов, завуч школы, которому было уже за 50, преподавал физику. Ходил он лёгкой походкой, но был немного сутуловат. Свой потрёпанный, видавший виды портфель, который имел обыкновение носить под мышкой, он бросал на стол, ещё не дойдя до него. Затем, раскрыв журнал, произносил: "Пойдёт отвечать… - пауза была очень долгой, и мы замирали в ожидании, - Надежда Крокодиловна". Вместо Надежды могла быть и Лилия, и Зоя, и Елизавета, но обязательно "Крокодиловна" или "Крокодилович". Это он так шутил, а ты идёшь, бывало, к доске - ноги подкашиваются.

Плохой ответ или молчание сопровождались шутками и прибаутками Дениса Семёновича: "Ничегошеньки ты не знаешь, ясонька ты моя, голубчик ты мой, садись - колик". Или: "Коломина Елизавета я люблю тебя за это, что ты двойки получаешь". Оставляя на дополнительные занятия после уроков, он припевал: "Карапет мой, Карапет, приходи ко мне в обед, а придёшь ты в ужин, зачем ты мне нужен?". Часто после уроков Денис Семёнович учил нас решать задачи по физике, интересно объяснял природные физические явления, показывал опыты. А сколько он знал стихов! Кроме того, хорошо пел густым бархатным басом и руководил школьным ученическим хором.

Мне очень нравилось, как наш хор исполнял песню "Вьётся дымка золотая, придорожная". Денис Семёнович ловко дирижировал, обращаясь к сопрано, альтам. Взмах левой рукой - поют сопрано: "Эй, грянем сильнее!". Взмах правой рукой - подхватывают альты: "Подтянем дружнее!". И все вместе: "Словно море широка ты, словно небо высока ты, необъятная дорога молодёжная!". Помню ещё, как он на одном из школьных вечеров сыграл сцену из драмы Пушкина "Скупой рыцарь":

Как молодой повеса ждёт свиданья
С какой-нибудь развратницей лукавой
Иль дурой, им обманутой, так я
Весь день минуты ждал, когда сойду
В подвал мой тайный к верным сундукам.
Счастливый день! Могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук ещё не полный)
Горсть золота накопленного всыпать.

В костюме рыцаря (латы, шлем), Денис Семёнович ходит между сундуками, трясущимися руками отпирает их, пересыпает монеты. Движения, жесты, мимика - всё выражает алчность, необыкновенную и мучительную жадность, страстную любовь к деньгам. Он показал себя настоящим актёром, по-настоящему удивив своим мастерством.

Зинаида Тихоновна Остроухова, его жена, учительница русского языка и литературы. На уроках русского языка она давала каждому ученику задание, так что некогда было разговаривать, шалить. Новый материал объясняла, не спеша, обращая внимание на каждую отдельную деталь темы. А уроки литературы строила так интересно, что мы слушали, смотрели и активно вступали в разговор. Сорок пять минут пролетали незаметно. Зинаида Тихоновна, как и Денис Семёнович, умела читать в артистичной манере стихи и прозу. Я помню первый урок литературы в восьмом классе, когда все 45 минут она говорила о назначении литературы, о русских поэтах, читала стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова, отрывки из прозы.

Подробно рассказать об этих фанатах своего дела, об истинных интеллектуалах и неповторимых талантах просто нет возможности. Но хочется назвать ещё Елизавету Михайловну Полякову, учительницу русского языка и литературы, Елену Петровну Фокину - учительницу математики, Николая Владимировича Богородицкого. Это они стали инициаторами нового направления в воспитании учащихся. Наша школа стала своеобразной школой-театром. В течение учебного года под их руководством учащиеся ставили в школе по 2-3 спектакля. Сколько же работы проводилось с нами после уроков! Репетиции, заучивание ролей, работа над художественным и музыкальным оформлением спектакля. Этот почин поддержали все учителя школы.

ДЕКОРАЦИИ для сцены изготавливал совсем молодой учитель Виктор Семёнович Ткачёв со своими учениками-членами кружка изобразительного искусства. Музыкальное оформление осуществляли баянист Владимир Дмитриевич Белов, муж учительницы начальных классов Прасковьи Ивановны. Кроме того, в отдельных случаях помогал струнный оркестр под руководством Павла Петровича Фокина - брата Елены Петровны. Режиссёром-постановщиком был Николай Владимирович Богородицкий, ему помогали Денис Семёнович, Елена Петровна и Елизавета Михайловна.

Все классные руководители шили костюмы, изготавливали или разыскивали необходимый реквизит. Чтобы сшить костюмы, по-настоящему соответствующие характеру, стране и эпохе героя, обращались к родителям. И, надо сказать, они помогали, иногда даже приносили новые отрезы шёлковых тканей. Что уж тут говорить о более простых предметах одежды! Работа кипела. Итог - премьера спектакля. Все их перечислить невозможно. Назову лишь некоторые: "Русалка" и "Сказка о спящей царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина, былина "Садко", "Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Доходное место" и "Не в свои сани не садись" А.Н. Островского.

На премьеры спектаклей приходило всё село. Ведь в то время школа была главным культурным центром в Знаменке. Был, конечно, и клуб, но школа его явно затмевала. Зал был переполнен, бурные аплодисменты переходили в овации.

Но хочу напомнить, что главным в своей работе учителя считали прямую обязанность давать глубокие и прочные знания. Иначе и не могло быть. В течение года надо было подготовить учащихся к сдаче экзаменов, которые сдавали тогда в каждом классе. Помню, в седьмом классе сдавали экзамены по русскому языку, литературе, физике, истории, биологии, математике.

Ещё мы сдавали нормы БГТО и ГТО по физкультуре. В связи с этим хочется рассказать об учителе физкультуры Борисе Николаевиче Шашкове. Он появился в школе после войны, совсем ещё молодой парень, но уже успевший получить ранение на фронте. Это был замечательный гимнаст. Несмотря на послевоенное время, в спортзале (круглый зал, который был и актовым) было всё необходимое оборудование: брусья, перекладина, бревно, канат, конь, козёл и маты.

Я очень любила лазить по канату, это получалось у меня очень ловко. Заберусь под самый купол зала и сижу. Борис Николаевич кричит: "Фокина, слезай!" А я сижу, мне там хорошо. Нет, конечно, я задерживалась на минутку, не более. Прыгать я не умела, боялась упаду и нос разобью. Ни через козла, ни, тем более, через коня так и не смогла ни разу прыгнуть. Более того, сдавая нормы ГТО в восьмом классе, не взяла высоту 80 см. И учитель оставил меня на осень. Сам же он и помог потом мне сдать: позанимался со мной, натренировал.

Надо сказать, что Борис Николаевич много времени отдавал внеклассной работе. После уроков он часами не уходил из спортзала. Занимался с гимнастами, волейболистами. Осенью и весной с ним всегда на спортплощадке было много учеников, а летом - тем более. Мы любили своего учителя. Я бы сказала, что он был для нас не только учителем, но и другом, примером во всём. Всегда подтянутый, аккуратный, отзывчивый, не позволяющий грубостей ни себе, ни нам.

В общем, на примере учителей, о которых я написала, я хотела показать, что не только они, но и все наши преподаватели были добрыми и строгими, любящими и требовательными.

Учителей своих любимых
Я не забуду никогда,
Их доброта любовь и строгость
Остались в сердце навсегда.

Хочется рассказать о работе техничек, их тогда называли уборщицами. А на самом деле они не только мыли полы и следили за чистотой окон и дверей, но они ещё и топили печи, обеспечивали водой, давали звонки на уроки и с уроков. Обязанностей у них было много, и выполнять их надо было своевременно. Наше основное школьное здание обслуживали 3 женщины; тётя Лена, тётя Даша и тётя Нюра. Представьте себе, эти три тёти вечером после уроков должны отмыть десять классных комнат, огромный коридор, вестибюль, кабинет директора, учительскую, лестничные клетки. А полы некрашенные, а воду носить надо из колодца.

И, тем не менее, утром мы приходили в классы с чисто отмытыми полами, чистыми окнами и партами. Значит, убирались допоздна. А утром, очень рано, надо было истопить все печи, чтобы к нашему приходу в классах было тепло. Вот такая тяжкая ежедневная работа. Кроме того, по очереди дежурили на посту, чтобы вовремя дать звонок. Сейчас другие времена: в школе есть вода, полы теперь крашенные и звонок-колокольчик заменил электрический.

Продолжение следует

Фото из личного архива В. КОВЕШНИКОВА

Автор:Надежда ЗОРИНА