Лента новостей
Статья17 сентября 2014, 14:00

Школа окажет и дополнительные услуги

Всем родителям хочется, чтобы их дети были успешными, развивали свои природные способности, а значит получали и дополнительное образование. Возможности для этого есть, так как развитию этой системы образования уделяется постоянное внимание. Помимо существующих учреждений - в нашем районе это центр “Радуга», Детско-юношеская спортшкола, школа искусств, а также специальных программ в школах, там теперь по желанию родителей будут организованы различные кружки, студии, спортивные секции, где с детьми педагоги будут заниматься сверх федеральных образовательных программ, но уже на платной основе.
В нашем районе работа в этом направлении ведется только второй год, тогда как в других регионах платные образовательные услуги оказываются уже довольно давно. Этот вопрос сегодня особенно актуален еще и в связи с принятием нового законодательства об образовании, а также с заявленным в государственной программе «Развитие образования в РФ до 2020 г.» 50-процентным охватом дополнительными общеобразовательными программами за счет бюджетных средств.
Тема “Создание условий для использования ресурсов внегосударственного сектора в предоставлении образовательных услуг” была вынесена в повестку дня “круглого стола”, состоявшегося в преддверии нового учебного года на базе Инжавинской средней школы. В его работе приняли участие педагоги средних школ и их филиалов. Заседание вели заместитель директора Инжавинской средней школы по научно-методической работе Ольга Владимировна Голова и ее помощники: педагог-психолог Мария Николаевна Мазилина, учитель английского языка базовой школы Вера Федоровна Черемисина, молодой специалист, учитель русского языка и литературы Екатерина Викторовна Вострикова, учитель физической культуры Анна Васильевна Трапезникова.

Создание условий


Доклад по этому вопросу сделала О.В. Голова. Она повела речь об особенностях предоставления платных услуг бюджетным образовательным учреждением на примере Инжавинской базовой школы. Так называемых подводных рифов здесь скрывается немало. Это трудности экономического и содержательного характера. Поэтому напомнила, какими законами, нормативно- правовыми актами педагоги должны руководствоваться при осуществлении этой деятельности. А это Гражданский и Налоговый кодексы с соответствующими статьями - они были обозначены на слайде, федеральные законы “Об образовании” и “Защита прав потребителей”; правила оказания платных образовательных услуг и другие. В связи с этим, конечно же, необходима разъяснительная работа с родителями, чтобы они имели четкое представление по данному вопросу, а педагоги - о том, каковы потребности и интересы их и детей.

Какие
дополнительные
услуги могут быть
оказаны


В рамках уставной деятельности и действующей лицензии учреждений дополнительного образования сверх государственного (муниципального) задания это: обучение сверх основной образовательной программы детей 6 - 18 лет (специальные курсы и циклы дисциплин, предусмотренные учебным планом на внебюджетной основе); индивидуальные занятия (совершенствование навыков, подготовка к конкурсу), не предусмотренные учебным планом программы; обучение детей в возрасте до 6 лет по образовательным и развивающим программам (в том случае, если ведутся занятия с дошкольниками психолого-педагогической направленности для родителей и детей: “Родительский клуб”, “Психология для всех”, “Мать и дитя”). Это и тематические мастер-классы различной направленности для взрослых и детей. А также: лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, способствующие повышению квалификации, но не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. Среди дополнительных услуг - организация и проведение образовательно - досуговых мероприятий, в том числе по индивидуальным заявкам: “День рождения”, “Игра-квест” и другие; организация и проведение фестивалей, турниров, конкурсов, не вошедших в государственное задание, со вступительным взносом. Такие, как “Танцевальный турнир”, фестиваль “Салют талантов”.
Безусловно, при этом немаловажную роль играет готовность материально-технической базы. Данный вопрос, как справедливо заметила Ольга Владимировна, требует осмысления целесообразности обновления оборудования или его дооснащения в прямой взаимосвязи с развитием качественных образовательных услуг, пользующихся спросом потребителей. Базовая школа к этому готова. Кстати, часть средств, полученных от оказания данных услуг, как раз и пойдет на развитие материально-технической оснащенности школы или учреждения, оказывающего такие услуги. К примеру, центром дополнительного образования “Радуга” в прошлом учебном году на средства, полученные в результате оказываемых платных услуг, были приобретены большие мячи и музыкальный центр.

Готовы ли
к новшеству
в школе
родители?


Участники “круглого стола” обсудили вопросы документального сопровождения процесса организации дополнительных платных образовательных услуг, а также проблемы готовности родителей ими воспользоваться для получения детьми дополнительного образования. Согласно проведенным опросам, как было отмечено на этом заседании, большинство родителей готовы платить за такие услуги, но и здесь есть проблемы, которые предстоит решать, в том числе относительно многодетных и малообеспеченных семей.

Поделились
опытом


Затем О.В. Голова предоставила слово коллегам, которые поделились первым опытом работы по предоставлению платных образовательных услуг, обозначили проблемы и высказали замечания по некоторым возникшим в прошлом учебном году ситуациям, а также предложения для более эффективной организации работы с учетом местных условий и возможностей. В условиях сельской местности такие услуги оказывать очень сложно.
Были показаны маленькие фрагменты занятий. Психолог Мария Николаевна Мазилина познакомила участников “круглого стола” с программой “Школа раннего развития ребенка”.
Открытие такой школы предстоит уже в сентябре - квалифицированные педагоги будут работать с детьми в соответствии с их возрастными особенностями по разным методикам и программам, которые разработаны педагогами, врачами, психологами и другими специалистами.
В заключение принято решение, выработанное совместно с учетом поступивших предложений.
Работа в этом направлении только начинается, жизнь покажет, насколько востребованы будут дополнительные платные образовательные услуги в нашем районе и какова их эффективность. А в том, что это дело полезное и нужное, сегодня сомневаться уже не приходится.



Фото автора.
Автор:Любовь Пьянова