Лента новостей
Статья7 июля 2015, 23:00

Школа жизни моей

(Продолжение. Начало в № 13, 26)

А ПОТОМ Владислав Борисович вёл первый в моей жизни педсовет. Поздравил педагогический коллектив с началом нового учебного года, напомнил итоги, проблемы и недоработки прошедшего года, нацелил на устранение недостатков. Затем была распределена учебная нагрузка учителей, кружковая работа, классное руководство и общественные поручения.

Мне досталось преподавание математики в двух седьмых и пятом классе, классное руководство в пятом и математический кружок для учащихся седьмых классов, увлекающихся математикой. Общественного поручения я пока не получила, но зато потом их было немало.

Педагогический коллектив, по сравнению с тем, в котором я работала в Читинской области, был для меня огромным - около пятидесяти человек. Приняли меня дружелюбно. Уже на педсовете я всё присматривалась к тому, как изменился учительский коллектив. Из тех, у кого я училась, осталось лишь несколько человек: Иван Яковлевич Москалёв, Виктор Семёнович Ткачёв, Елена Петровна Фокина, Елизавета Михайловна Полякова, Эмилия Эдуардовна Бауман. Вот и всё. Остальные - абсолютно новые для меня лица.

И этот дружный коллектив целеустремлённо работал над совершенствованием учебно-воспитательного процесса, над повышением качества знаний учащихся. Большое внимание уделялось методической работе. Систематически работали школьные и районные методические объединения, на заседаниях которых пропагандировался опыт передовых учителей страны. Помню, как много мы уделяли внимания изучению опыта известного в стране учителя математики Шаталова. Иногда возникали и споры. Что-то использовали в своей работе, давали открытые уроки. Обсуждали публикации учителей в журнале "Математика в школе", интересные находки в процессе изучения той или иной темы брали на вооружение.

Кроме того, повышали свой профессиональный уровень на курсах при областном отделе образования. Для повышения качества знаний учащихся существовала практика ведения учителями специальной тетради учёта знаний, которая помогала преподавателю видеть пробелы и своевременно устранять их путём индивидуальных занятий на уроках и дополнительных занятий после уроков.

Уже на первой неделе моей работы в школе, ко мне на урок пришла завуч, Елена Петровна. Она осталась довольна взаимообратной связью учитель-ученик на моих уроках. А ведь это пришло ко мне от неё, я всегда помнила, как она вела свои уроки. Мне казалось, что она даже спиной видит. Вот она и подсказала мне, как вести учёт знаний. Посоветовала почаще проводить небольшие самостоятельные работы по пройденному материалу, быстро проверять их и принимать меры по устранению пробелов в знаниях.

Все предложенные мне методы преподавания давали возможность добиться постоянной занятости всех учащихся на уроках. Поэтому дисциплина на занятиях всегда была хорошая. Правда, в течение первого месяца работы учащиеся 7-ых классов пытались устроить мне проверку, как это часто бывает с новыми учителями.

Уже на третьем уроке в 7 "А" классе я дала самостоятельную работу по материалу алгебры шестого класса, чтобы узнать каковы знания изученного материала, каков фундамент. Дети написали работу, сдали тетради. На следующем уроке, как и положено, я стала анализировать работы учащихся, назвала лучшие работы, остановилась на тех, кому было над чем поработать. Последняя тетрадь, судя по надписи на ней, принадлежала Кадушкину Пете. Работа была самая плохая, ученик, видимо, ничего не знал из программы предыдущего класса. И вот я начинаю говорить:

- А Кадушкин Петя у нас ничего не знает.

Класс так грохнул от смеха. Я ничего не понимаю, что же тут смешного? Класс чуть ли не хором:

- У нас такого нет.

Оказалось, что Петя передал свою тетрадь не подписанной. Нашлась умная голова и подписала её не той фамилией. Петя Бондарев, а товарищи прозвали его Кадушкин. А ведь это была моя вина. Я же знакомилась с классом, в журнале-то такой фамилии нет. Посмеялись вместе. Потом я извинилась и продолжила урок. Что было бы, если бы я начала выискивать, кто это подписал, высказывать, что так нехорошо и прочее... Думаю, что ничего хорошего из этого не получилось бы, а скорее всего, урок был бы попросту сорван.

В 7 "Б" было ещё интересней. Только я начала объяснять новый материал, назвала тему урока, предложила написать её в тетрадях, и, повернувшись к классу спиной, сама стала писать её на доске, как вдруг кто-то из ребят громко пукнул. Кто-то другой громко закричал: - Ребята, газы, надевай противогазы!

Шум, смех, кто-то пробежал по классу и открыл дверь в коридор. Я растерялась, как стояла спиной к классу, так и стою, меня вдруг разобрал смех. Просмеялась про себя, повернулась к классу и говорю: "Ну, пошутили, и достаточно. Давайте не будем искать виновного. Это нормальное явление, с каждым может случиться. Продолжаем урок". Подошла, закрыла дверь и начала объяснять новую тему.

Да, главное в учителе - это выдержка, спокойствие. Он должен обладать умением выйти из любого положения, не гневаясь, не раздражаясь. Этому нас учили наши учителя. Спасибо им!

Благодаря таким вот урокам школьной жизни я стала хорошо справляться и с процессом обучения, и с дисциплиной. Да и как не справляться. В те времена за работой учителей был организован серьёзный контроль. Он осуществлялся с использованием различных форм и методов. Таких, как посещение уроков, организация проверочных контрольных работ, проверка тетрадей учащихся, их дневников. Причём, проверки были не только внутришкольные (более 300 уроков обязаны были посетить и проанализировать и директор, и завуч).

Раз в год работу школы проверяли инспекторы районного отдела образования, или для этой цели привлекались внештатные инспекторы - лучшие учителя-предметники района. Раз в три года работу школы проверяли специалисты областного отдела образования и областного методического кабинета. Методы контроля были все те же: посещение уроков, контрольные работы, проверка учительской и ученической документации: журналы, планы, тетради и прочее. А затем результаты проверки выносились на обсуждение педагогического совета. Какой же учитель захочет услышать в свой адрес нелицеприятные выводы о его работе?

ВОТ И СТАРАЛИСЬ все хорошо подготовиться к урокам, своевременно проверить тетради, дневники учащихся, систематически заполнять журналы. И, конечно же, в школе была неплохая успеваемость учащихся - 40-50 процентов - хорошисты и отличники. И, надо сказать, что среди выпускников школы были и выдающиеся личности, о которых нельзя не сказать.

Горюнов Михаил Александрович, генерал-майор танковых войск, служил в генеральном штабе в Москве. Затем заместителем командующего Ленинградским военным округом, военным советником во Вьетнаме. По возвращении в Москву работал преподавателем Академии танковых войск.

Чумаков Александр Михайлович, генерал-майор ракетных войск. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Кочергин Геннадий Петрович, генерал-майор авиации. Ему присвоена квалификация "Военный лётчик-снайпер" и звание "Заслуженный военный лётчик". Имеет награды: орден Красной Звезды, "За службу Родине" 2-ой и 3-ей степени. В свободное время пишет стихи о жизни, службе, любви и преданности.

Есть среди наших выпускников и известный учёный, Кокорев Виктор Петрович, старший преподаватель, затем заведующий кафедрой и декан экономического факультета Алтайского Государственного университета. Защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора. Им издано более трёхсот научных работ, опубликованных в нашей стране и за рубежом.

Есть и заслуженные учителя. Это Елисеева Александра Сергеевна, "Заслуженный учитель школы РСФСР". Почётный гражданин Знаменского района.

Зяблова Валентина Дмитриевна, "Заслуженный учитель школы РСФСР", "Отличник просвещения", учитель-методист.

Есть и представители культуры. Ткачёв Борис Викторович, художник-пейзажист и портретист. Член Союза художников России.

Алтухов Николай Фёдорович - член Союза журналистов России. Живёт в Санкт-Петербурге.

Зорина Татьяна Юрьевна, народная артистка России, ведущее лирико-драматическое сопрано Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, обладательница премии "Мастер сцены международного класса". Профессор, преподаватель Новосибирского театрального института.

Фокин Владимир Павлович, военный журналист, член Союза журналистов России, поэт. Главное своё назначение видел в поэзии. Печатался в журналах "Комсомольское знамя", "Сельская молодёжь", в сборниках поэзии Воронежского центрально-чернозёмного книжного издательства. В Тамбове издан сборник его стихов "Незабываемое".

В шестидесятые-семидесятые годы школа, возглавляемая сначала Владиславом Борисовичем Шимковичем, а затем Борисом Евсеевичем Голубом и Иваном Яковлевичем Москалёвым, просто блистала замечательными учителями, мастерами своего дела, можно даже сказать, фанатами. Педагоги Зоя Михайловна Родионова, Любовь Константиновна Чумакова, Анна Андреевна Талызина, Зоя Александровна Романова, Лидия Алексеевна Брянкина, Вера Сергеевна Шимкович владели целым арсеналом педагогических приёмов. Эти учителя умели направить учебный процесс на добывание знаний, учили думать. Опытнейшие преподаватели хорошо знали учащихся, их индивидуальные особенности, и какой метод применить в каждом конкретном случае: кому из учеников дать индивидуальное задание, кого спросить у доски, с кем просто побеседовать, кому поручить сделать доклад.

Серьёзной проблемой школы было осуществление всеобщего обязательного обучения. Каждый ребёнок должен был обязательно получить как минимум неполное среднее образование, окончить восемь классов. Находились ещё отдельные подростки, не желающие учиться. Приходилось работать и с такими детьми. И с их родителями. В основном добивались всё-таки того, что дети посещали школу, но успеваемость их оставляла желать лучшего. Занимались дополнительно, кое-как вытягивали троечников.

(Продолжение следует)
Фото из архива редакции

Автор:Надежда ЗОРИНА