Судьба, посвящённая детям

« Притамбовье »
63
от
Среда, 17 декабря, 2014 (Весь день)
957
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2014/12/17/top68.ru-sudba-posvyashchennaya-detyam-47644.jpg?itok=OENgN-sC

В народе говорят, что жизнь прожита не зря, если ты вырастил сына, построил дом, посадил дерево. Другое дело - если не просто вырастил человека, а ещё и передал ему дело своей жизни - профессию. В таком случае жизнь обретает совсем иной смысл - побеждает время, обретает символическое бессмертие, связывая поколения.

Семья всегда была началом начал, источником добра, опорой, надеждой и вдохновением. А учительские семьи - явление особое, исключительное. У Виктора Карнаухова, который является родоначальником педагогической династии, неутолимое желание зажигать сердца детей светом знаний, как признаётся он сам, видимо, хранилось на генетическом уровне. Правда, не от родителей. Один дядя - знаменитый на всё Черняное Илья Загумённов - «душа» и руководитель Черняновского хора, другой - священнослужитель.

Эта тяга к людям, творчеству, познанию передалась и черняновскому пареньку Вите, который
с детства рос в большой семье, где царили любовь, взаимопонимание и поддержка. Как старший брат, он всегда чувствовал ответственность за младших и был для родителей опорой. А через некоторое время стал наставником и вторым папой для многих поколений притамбовцев.

- Я всегда видел себя учителем. Была у меня возможность стать специалистом сельского хозяйства, военным, но я поступил в педагогический институт на историко-филологический факультет, - вспоминает Виктор Сергеевич.
Первая студенческая практика в Горелом подтвердила - выбор сделал правильно. Здесь он впервые так явно почувствовал: это моё, я на своём месте! Его первой педагогической «пропиской» стала Иноземно-Духовская школа, где год он проработал учителем русского языка. Затем была служба в Советской Армии, и там, далеко от родины, у него была возможность остаться, поступали интересные предложения, но сердце звало обратно, домой, к детям…
В 1973 году он возвращается в сельскую школу, но уже заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В 1975-м Виктор Сергеевич становится директором Орловской школы, которую будет возглавлять четверть века. А с новым тысячелетием сменится и его трудовая веха - ему предстоит возглавить самую крупную школу в районе. Так, с 2001 года он становится директором Цнинской школы № 1.
43 года - общий педагогический стаж Виктора Сергеевича. За плечами - огромный опыт работы, багаж знаний, который приумножала и депутатская деятельность. Ведь 26 лет он был народным избранником в Орловском и Цнинском сельсоветах. И эта работа помогала решать проблемы в образовательной сфере, способствовала важному диалогу школы, общественности и органов местного самоуправления.

Живое - всё, что вокруг...

Многочисленные грамоты, награды, звания - всё это, несомненно, является показателем и оценкой педагогической работы, но никогда их не заменят детская любовь и благодарность. И в этом нельзя не согласиться со словами Льва Толстого: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества - большие знания и большое сердце». И то и другое у Виктора Серге-евича определило его судьбу. И, вообще, любовь к людям - это лишь одна грань мироощущения этого педагога. Любовь ко всему живому - вот, пожалуй, то, что лежит в основе всего.
- Мы зачастую редко замечаем, что вокруг нас такая красота. Не нужно далеко ехать, чтобы увидеть, как прекрасен мир вокруг, наблюдать, как зеленеет дерево, распускаются цветы, - вдохновенно рассуждает Виктор Сергеевич.
Ещё одна любовь - к литературе, особенно классической. К ней он возвращается снова и снова. Перечитывает и понимает, что не нужно заново изобретать велосипед, чтобы понять, куда держать путь и каким он будет.
- Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Гоголь… - продолжает он. - Эти бессмертные  авторы - вне времени. Они давно указали нам на ошибки общества. Нужно только открыть эти книги.
И его любимое изречение об этом: «Я уже не настолько юн, чтобы знать всё на свете». Действительно, с опытом и годами приходит понимание: важно, не сколько знаешь, а сколько много ещё надо узнать. К тому же время диктует свои правила, и необходимо постоянно идти в ногу с ним, переориентироваться, подбирать ключики к детским сердцам. А дети нашего времени требуют особого внимания и понимания. Каждому ребёнку, признаётся Виктор Сергеевич, нужно дать возможность получить посильный уровень знаний и воспитанности, помочь раскрыться в силу своих способностей. При этом важно не потерять связь поколений, работать в тесном контакте с семьёй, чтобы родители активно участвовали в жизни школьника.

Семья - начало начал

Виктор Сергеевич и его жена - Валентина Николаевна - всегда были с детьми на одной волне. Да и как в семье учителей чувствовать себя одиноким? Ведь педагог - понятие круглосуточное. И в школе и дома он всегда с детьми, которые все, как свои.
Стаж Валентины Николаевны - около 40 лет. В Орловской школе она работала учителем географии. Поэтому выбор детей был очевиден - примером стали родители, которые вместе, к слову, со школьной скамьи. Впрочем, по педагогической стезе вслед за Виктором Сергеевичем в своё время пошли и братья. Потянулись за старшим, как за вожаком, и образовали династию, древо которой продолжает расти и по сей день.
Владимир окончил спортивный факультет Тамбовского пединститута, работал учителем физической культуры в Котовске, был там директором 4-й школы. Имеет звание Заслуженного учителя РФ, «Учитель года - 1991». Анатолий получил два высших образования - спортивное и историческое. Большую часть своей трудовой биографии посвятил 35-й школе Тамбова. Сейчас оба брата уже на пенсии.
Среди их спутниц жизни тоже есть педагоги. Поэтому эта учительская «родословная» не заканчивается. Сын Виктора Сергеевича, Виталий, также, как и его дяди, стал выпускником спортивного факультета. За его плечами - 15 лет работы по специальности в 5-й школе Тамбова.

Мы продолжаемся в детях

Дочь Алла - действующая наследница профессии. Вот уже второй год она работает в одной команде с отцом, в Цнинской школе № 1, учителем-логопедом, помогает ребятам в их речевом развитии, расширяет словарный запас, ставит звуки, следит за правильностью речи - устной, но в большей степени письменной. До этого 14 лет она проработала в областном    Доме ребёнка учителем-дефектологом, получила два  высших  образования - учитель начальных классов и логопед-дефектолог. Сейчас в зоне её работы и ответственности - около 30 детей начальной школы, с которыми она занимается дополнительно, по отдельному расписанию, не в ущерб основной учебной нагрузке. Продолжит ли её сынишка славную династию, говорить ещё рано, ведь он ещё даже не школьник, но в детском саду уже проявляет любовь к высокому слову. Так, на недавнем конкурсе чтецов стал лучшим.
Племянницы Виктора Сергеевича тоже имеют педагогическое образование. А вот второй внук (от сына) уже сделал свой выбор в пользу другой профессии, он студент института безопасности ТГУ им. Г.Р. Державина.
- И это правильно - выбирать то, что по душе, - говорит мой собеседник. - В учителя нужно идти по зову сердца. Не потому что мама, папа или дедушка - педагоги, и ты вроде как тоже должен продолжить их путь. Ни в коем случае! Выбрать неправильный путь - это трагедия. К примеру, для медика, который должен не только уметь лечить организм, но и любить своё дело. Равно как и для учителя, который делает человека человеком, занимается становлением его ума и сердца!

Автор: 
Елена ЛУКАНКИНА Фото Павла ВАСИЛЬЕВА
Читайте также:
Наверх