Лента новостей
Статья27 марта 2015, 13:00

Связистка Шурочка со 2-го Белорусского

Шурочка – так ласково называли её фронтовые товарищи, а фронт тот был знаменитый – 2-ой Белорусский. А называли они её так ласково и душевно потому, что была она тогда молоденькая, в самую лучшую пору своей юности, маленькая, шустренькая – почти ещё девочка, но при этом очень серьёзная, смелая и исполнительная. Вот за всё это её любили, ценили и, как могли, оберегали в то страшное военное время. А она три бесконечных года, день и ночь, сидела у телефонных аппаратов, чтобы начальники их военной части в любую минуту могли соединиться с кем надо. Ведь связь в военных условиях имела огромное значение.

Вам интересно стало: кто же такая эта Шурочка? Это моя свекровь Александра Ивановна Мишина, которую я знала более 40 лет. Сегодня газета, в связи с юбилеем Победы, публикует много рассказов о героических участниках Великой Отечественной войны, в том числе и о женщинах-фронтовичках. Моя свекровь была одной из них. Вот и мне захотелось рассказать о её нелёгких фронтовых дорогах и вообще о её большой жизни длиною в 91 год, куда вошли и несколько военных лет – всего лишь три года, но они оказались такими великими и судьбоносными, что наша бабушка Шура никогда их не забывала и очень часто вспоминала.
Из этих её воспоминаний, из сохранившихся документов тех лет и сложился мой рассказ. Пусть это будет память о ней и как бы нашим посланием ей в вечность – она заслужила.
Родилась Александра Ивановна в 1920 году, в селе Вирятино в простой крестьянской семье. У родителей Ивана Васильевича и Евдокии Максимовны было пятеро детей, кроме неё ещё сестра Татьяна и трое братьев: Николай, Василий и Сергей. Шура была самая старшая и доставалось ей, конечно, больше всех. Всё она знала, всё умела. Можно только представить её детство в то время – без электричества и без нынешних благ цивилизации, к которым мы так привыкли сегодня – со свечками и лучинками, при свете которых её мама всю жизнь пряла, ткала и пекла хлеб. Но она всё это вспоминала со смехом, например, как они, дети, спали на соломе на полу. И очень радовались, когда отец приносил свежую, уж как им было весело прыгать на ней! Представляете себе посреди избы стог соломы? Соломой и печку топили, а ещё сосновыми иголками и шишками, за которыми они ходили в лес. Могут ли сейчас наши избалованные и закормленные внуки представить себе, что у их прабабушки любимым лакомством в детстве была обыкновенная морковка? А уж какой был праздник, когда мама пекла блины. А они с печки наблюдали за ней всеми десятью глазёнками. И всё-таки, несмотря на все лишения, им было весело: бегали на речку, в лес за ягодами и грибами ( а уж грибником наша бабушка всю жизнь была отменным), катались на санках самодельных. Учились в Сосновской семилетке. Ведь детство оно и есть детство во все времена.

А после школы Шура поехала в город Рошаль, поступать в училище, хотела стать технологом. Но её мечты не сбылись, грянула война, и все планы рухнули. Отца забрали через полгода, но эшелон, в котором он ехал на фронт, разбомбили в феврале 42-го, похоронен где-то под Смоленском в братской могиле. Горе семьи было неописуемым – плач и крик с их двора стоял на всю округу, мама осталась одна с ребятишками на руках, но надо было ради них всё превозмочь и жить дальше. Шура, как самая старшая, пошла на работу. Со слезами на глазах она рассказывала нам, как ей где-то за работу дали мешок муки и как с этим мешком добиралась до дому – одному Богу известно! Как она, девчонка, на себе тащила этот бесценный груз и донесла-таки до дома, где были голодные родные люди. Бедная её мама чуть не умерла от радости, увидев свою старшенькую живой и невредимой.

А между тем, по стране уже вовсю громыхала война: топтали фашистские сапоги нашу родную землю, полыхали города и деревни, гибли ни в чём неповинные люди, оставались сиротами дети, надрывались от непосильного труда в тылу женщины. Так и хочется в этом месте вставить врезавшиеся на всю жизнь слова Исаковского:

Да разве об этом
расскажешь,
В какие ты годы
жила!
Какая безмерная
тяжесть на женские
плечи легла!
В то утро простился
с тобою
Твой муж, или брат,
или сын.
И ты со своею
судьбою осталась
один на один…

Эти строчки как раз относятся к её маме и моей мамочке, она также оставалась одна с детьми.
И вот, что произошло дальше – уму не постижимо! Наша Шура из села Вирятино твёрдо решила пойти на войну добровольцем! Я у неё часто спрашивала с огромным удивлением и изумлением: как она такая «дюймовочка» не побоялась отважиться на такое, где и сильным-то мужикам было страшно. И знаете, что она мне отвечала? « Я пошла мстить за отца!» и этим всё сказано.

Уж как мама провожала свою дочку на фронт, я и представить себе не могу, но уж видно такой характер у Шуры был, что отговорить её было невозможно. И как ждала она свою дочку, тоже одному Богу известно. Вот такой был патриотизм у наших родителей!

Сначала Александру послали в город Горький на курсы подготовки радистов для работы в тылу врага, но её, возможно к счастью, направили телефонисткой в 998-ой отдельный батальон связи, что находился на 2-ом Белорусском фронте, которым командовал сначала генерал-полковник Захаров, а затем до конца войны знаменитый маршал Рокоссовский. А начальником их штаба был гвардии-майор Митясов, которого Александра Ивановна помнила всю жизнь и других тоже. И что интересно – многое она забывала, а эти фамилии и даже звания врезались в её память навечно.

Вот таким образом, летом 1942 года у моей будущей свекрови, такой молодой и прекрасной, началась полная тревог и лишений, совсем не женская военная жизнь, где вместо красивых платьев и туфелек – солдатская гимнастёрка и сапоги. Вы можете себе представить на ножке 34-го размера кирзовые сапожищи? Но судя по военным фотографиям, ей и такой наряд был к лицу.

Я уже говорила, что связь на войне имела колоссальное значение – куда бы часть не передвигалась по линии фронта, первым делом устанавливалась телефонная станция, и телефонистки днём и ночью были на своих рабочих местах. Много пришлось пережить за эти годы, всего не расскажешь, но самое страшное, как говорила Александра Ивановна, были не обстрелы и бомбёжки – к этому можно привыкнуть, ужаснее всего были потери боевых товарищей. Как горько плакала Шура, когда утром они провожали на задание молодых красивых ребят, а вечером они не возвращались… Такова неотвратимая правда войны. Но жизнь продолжалась и там.

Подхожу к самому главному в моём повествовании. Вот надо же было такому случиться (правду говорят, что от судьбы не уйдёшь) и кто бы мог подумать, что в таком самом неподходящем месте, среди дыма и огня, нежданно-негаданно и повстречала Шурочка своего единственного – чернобрового и подтянутого старшину Мишу Мишина, родом из Брянщины. Он тоже служил в этом же батальоне связи. И как бы был её начальником. И вот приглянулись они друг другу в те лихие сороковые –ведь любовь не выбирает, где ей вспыхнуть и в какое время. Правда, не было у них времени ни на свидания, ни на гуляния, но главное, они были вместе, и основной их задачей было гнать врага, ведь фронт продвигался всё дальше на запад. А сколько выпало на их долю, сколько случаев разных было: и бомбёжки, и налёты, и контузии, а сколько раз их засыпало, еле живые выбирались. А однажды Шура спасла всех – услышала ночью тиканье часов. А это оказалась мина, спасибо, успела сообщить и, слава Богу, всё обошлось.

За три года хлебнула Шурочка через край, для молоденькой девушки немыслимые испытания. А со своими телефонными аппаратами она вообще была, как единое целое. Много раз Александра Ивановна с юмором вспоминала такой эпизод из своей военной жизни. Частенько начальник штаба давал ей следующую команду: «Шурочка, заткни уши!» а сам в это время по-нашему, по-русски, распекал кого-то по телефону. Начальники были люди солидные и старались оберегать нежные девичьи ушки.

Их военная часть освободила более 25 населённых пунктов в Польше и в Германии. Победу они встретили в Восточной Пруссии, а в Берлин их возили на экскурсию. Ещё Александра Ивановна вспоминала одну полячку, которая всё ходила вокруг неё и с большим удивлением повторяла: «русская фрау, русская фрау!» Уж очень странно было ей видеть русскую женщину-освободительницу в военной форме. С восторгом рассказывала нам , как наши «Катюши» «лупили» по немцам. А ещё с гордостью говорила, что она прошла пол-Европы.

Но всему когда-нибудь приходит конец, окончилось и это кровопролитие нашей Великой Победой. Ну а для нашей молодой пары праздник оказался двойной – им летом 1945 года даже сыграли свадьбу в белорусском городе Слоним. А самое-то главное. Что они сумели выжить в этой военной «мясорубке».

Александра Ивановна рассказывала, что ей друзья – однополчане подарили тогда наконец-то настоящие женские красные сапожки её размера, она их долго хранила как память.Так что на войну моя свекровь ушла Шурой Буркиной, а вернулась уже Александрой Ивановной Мишиной. И мужа своего перетянула в своё родное Вирятино, не приглянулись ей что-то «брянские леса».
Когда Шура вернулась домой целой и невредимой, радости в семье не было границ, одна только печаль омрачала – нет отца-кормильца. Но зато, как в сказке, на смену ему появился молодой зять, который сразу же стал опорой и незаменимым помощником в их большой семье, был мастер на все руки. А когда в 1947 году в Вирятино стали строить электростанцию, Михаил Родионович принимал в этом самое активное участие. А также с его помощью был построен новый кирпичный дом, в котором долгое время жили мама и братья Александры Ивановны. И до сих пор живут родственники. Мой свёкор был уважаемым человеком, многие должны его знать. Я ещё помню, как в 70-ые годы он всему району ремонтировал телевизоры.

Молодая семья привезла огромное количество наград – заслужили! А правнукам до сих пор удивительно, что их маленькая и совсем не героического вида бабушка Шура, была на войне и имеет столько медалей. Да и я сама, тогда 45 лет назад, когда вошла в их семью, глядя на эту невысокую миловидную женщину и не предполагала, что моя свекровь – участница Великой Отечественной войны! А ещё у них сохранилось очень много благодарностей за отличные боевые действия при освобождении всех населённых пунктов. Среди них есть интересный документ от 1945 года, подписанный командиром их военной части подполковником Митясовым, где напечатаны такие душевные слова: «Дорогой боевой товарищ, Буркина Александра Ивановна! Ты честно исполнила свой долг воина рабоче-крестьянской армии. В боях с захватчиками ты не жалела ни сил, а если требовалось и крови своей! С достоинством и честью служила ты нашей великой Родине. Ныне ты, наш боевой товарищ, победителем возвращаешься в родной дом. Дорогой товарищ! Прощаясь с тобой, мы желаем тебе сил, здоровья и успеха в работе на благо Отечества. Крепко жмём тебе руку и желаем счастья!»

70 лет пролежали эти пожелтевшие и потёртые листки. Но мы их часто с волнением просматриваем, много у нашей бабушки, а сейчас и у нас хранится юбилейных медалей, последнюю она успела получить при жизни в 2010 году в честь 65-летия победы. А вот до 70-летия не дожила к великому сожалению. Три года назад Александры Ивановны не стало на 91-ом году жизни. Вот такой длинный жизненный путь прошла она, оказавшись самой великой долгожительницей среди всех наших родственников. Она как бы проживала жизнь за тех, кто рано нас покинул, в том числе и муж, после которого моя свекровь оставалась одна 30 лет. Прожили они 36 лет – маловато, конечно, но болезнь не выбирает. Также, как и её мама, была верна памяти, никого больше не искала, про таких в народе говорят – однолюбы. Видно, наверно, один такой на всём свете был её Михаил Родионович.

Последние 10 лет Александра Ивановна жила с нами, скучала, конечно, по своему Вирятино, но оставлять её там одну было нельзя. Много в её жизни было потерь близких людей, но она выстояла, и для нас была маяком, на который мы равнялись, и вообще. Она была большой оптимисткой. В настоящее время изо всей большой семьи Буркиных остался один брат Николай Иванович. Хотя ему уже за 80, но он молодец, ещё бегает. И что интересно: куда бы они по жизни не уезжали, всё равно рано или поздно возвращались в родное Вирятино. Как говорится – где родился, там и сгодился. Все были возле мамы, все помогали друг другу. И для меня за 45 лет это село тоже стало родным, люди там хорошие. Сама Александра Ивановна долгое время работала в местном магазине, а также в Сосновском узле связи на телеграфе – пригодилась военная профессия и в мирное время. А меня за столько лет очень часто посещали мысли о том, что за плечами такой простой с виду женщины стоит война! Наша бабушка Шура очень любила, когда в Дни Победы приходили её поздравить наши местные артисты, всегда подпевала им свои любимые песни. Нравилось ей получать поздравления от имени Президента, удивлялась, что её ещё не забыли.

Да, конечно, повторю много раз сказанное – у войны не женское лицо, но как бы она, война, обошлась без них – наших вечных тружениц: медсестёр, санитарок, прачек. А ещё были лётчицы, парашютистки, радистки, разведчицы…Сколько их было – на первый взгляд неприметных и скромных, но таких героических женщин! Сколько они всего вынесли на своих хрупких плечах наравне с мужчинами! И пусть наша Александра Ивановна закончила войну не в очень высоком звании – ефрейтор, но разве в звании дело? Главное, что и её малая толика присутствовала в огромном масштабе этой великой борьбы за освобождение Родины, ведь Победа и складывалась из таких вот малых и каждодневных подвигов наших фронтовичек. Мало их осталось, уходят они, к сожалению, с каждым Днём Победы редеют их шеренги. Вот и наша Александра Ивановна никогда больше не встретит свой любимый праздник. А мы 9 Мая придём туда, где обрела она вечный покой вместе со своим Михаилом Родионовичем, поздравим их, ведь мы им обязаны жизнью. Не дай Бог никому испытать того, что выпало на их долю. Светлая им память!

А ещё я хочу сказать вот о чём, что кроме военных наград Александра Ивановна и Михаил Родионович оставили после себя самые главные награды в жизни и самое главное достояние – это 5 внуков и 6 правнуков. Из них трое будут продолжать род Мишиных – богатое наследие! 11 человек после нас будут ещё долго шагать по Земле и помнить свою бабушку и прабабушку, которая была участницей войны, и будут рассказывать о ней своим детям и внукам. А ещё наш старший внук, большой любитель истории, в интернете на сайте «Подвиг народа» нашёл очень интересные данные о своей прабабушке, весь её послужной список, а также про всех наших родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Давайте же
Поклонимся великим
тем годам!
И маршалам страны,
и рядовым,
Поклонимся
и мёртвым и живым.
Я от всей души хочу поздравить ныне здравствующих женщин-фронтовичек с их замечательным праздником! Они просто молодцы, что сумели дожить до такой великой даты, долгих лет им жизни и ещё многие годы встречать самый любимый праздник!
Автор:Нина Мишина