Лента новостей
Статья12 марта 2015, 15:23

Танк «Беспощадный»

Долг нынешнего поколения, выросшего в мирное время, - сохранить память о беспримерном подвиге русских солдат в годы Великой Отечественной войны; жить, равняясь на тех, кто ценой собственной жизни отстоял независимость Родины.
Шёл суровый 1942 год. Весь народ принимал участие в сборе средств для обеспечения фронта необходимыми боеприпасами и техникой.

Свою лепту в дело борьбы с ненавистным врагом вносили не только простые люди, но и представители мира искусства. Так, в марте 1942-го Н. Тихонов, С. Маршак, С. Михалков, В. Гусев, Кукрыниксы (П. Крылов, М. Куприянов, Н. Соколов) получили звание лауреатов и государственные премии. Полученные деньги они решили отдать на изготовление танка КВ.

Чтобы он «не затерялся» среди прочих, писатели пришли к члену Военного совета Западного фронта генералу Н. Бирюкову, который и предложил им назвать своё детище Беспощадным.

На башне танка художники нарисовали карикатуру на Гитлера, а ниже шли стихи Михалкова и Маршака:
Штурмовой огонь веди,
Наш тяжёлый танк,
В тыл фашисту заходи,
Бей его во фланг!
Экипаж бесстрашный твой,
Не смыкая глаз,
выполняет боевой
Родины приказ!

Генерал Бирюков по приказу командования сам подбирал экипаж танка, куда вошли лучшие танкисты: лейтенант Павел Хорошилов, старший сержант Егор Царапин, сержанты Алексей Егоров, Алексей Фатеев и Георгий Филиппов.

Е.С. Царапин, наш земляк, уроженец с.П-Васильево, был в экипаже на особом счету. Командир батальона, гвардии майор В.Виноградов говорил о нём: «У нас нет лучшего мастера вождения, чем Царапин. Он и машина как бы сливаются в одно целое». И шутил: «Командир – голова, а Царапин – шея! Куда шея повернёт, туда и голова поворачивается».

Экипаж получил танк под Москвой. Между танкистами и мастерами культуры сразу же завязалась дружба. Бойцы сообщали о своих ратных делах, а художники и поэты посылали на фронт стихи, рисунки, делились замыслами.

Гвардейцы, в свою очередь, пообещали, что их танк в буквальном смысле слова будет наводить ужас на фашистов, и слово своё сдержали, показав образцы бесстрашия и военного мастерства.

На фронте ходили легенды об экипаже бесстрашного танка и его подвигах. Солдаты сочиняли о них песни.

На фашистов танк на самом деле наводил ужас: только с августа 1942-го по февраль 1943 года танк уничтожил 14 танков, 4 танкетки, 6 броневиков, 5 машин, по 3 противотанковых орудия и миномёта, по 17 пулемётов и других орудий, дзоты и склады с боеприпасами, около батальона гитлеровцев.

Танку тоже «доставалось»: бойцы насчитали на его броне 49 вмятин.

13 августа 1942 года экипаж танка вступил в неравный бой с 18-ю танками и 12-ю бомбардировщиками противника. И только беззаветная преданность Родине, отличная выучка и мастерство помогли нашим танкистам победить.

Заметив над полем боя «мессеры», командир приказал стрелять из ракетницы в сторону немецких танков. Фашистские лётчики приняли это, как сигнал к действию, и сбросили свой смертоносный груз на свои же танки.

Несколько немецких танков было выведено из строя, но остальные продолжали вести бой.
Тогда командир приказал замаскировать «Беспощадный» снопами сена с целью подпустить противника как можно ближе и расстрелять в упор его танки. Наши бойцы предусмотрели всё и готовы были даже пойти на таран.

Первый снаряд «Беспощадного» угодил в головной танк фашистов. Следом за ним были подбиты и выведены из строя и остальные.

В феврале 1943 года развернулись наступательные бои севернее Жиздры, которые стали последними для командира Павла Хорошилова и командира орудия, гвардии старшины Алексея Фатеева. После гибели командира А.Фатеев повёл танк в атаку.

Из воспоминаний Е.С. Царапина: «Пылающий, как факел, «Беспощадный» мчится на артиллерийскую батарею врага. Экипаж горит, но продолжает атаку, не замечая боли от ожогов.
Двадцать, десять метров, и вот уже орудия вражеской батареи ломятся под гусеницами тяжёлого танка. Только потом мы стали тушить огонь. У меня обгорела спина, разбита нога, сломаны три ребра.
У Егорова не действует правая рука. Филиппов хочет сесть вместо меня за рычаги, но не может: у самого обгорела поясница.

Кое-как удалось потушить огонь. Наши комбинезоны изорваны в клочья, сквозь лохмотья видны ожоги и плохо перевязанные кровоточащие раны.

Кричу Фатееву, что он совсем обуглился, а он в ответ: «Выводи машину!» Собрав последние остатки сил, мы вновь рванулись вперёд, снеся пылающей машиной вражеский танк.

Пока добирались к своим, Фатеев скончался. Не было в живых и командира Хорошилова. Похоронили их вместе…»

Отремонтированный танк передали гвардии лейтенанту Владимиру Макарову, под командованием которого танк участвовал в наступательных операциях под Ельней.
Егор Сергеевич Царапин дошёл с боями до Кёнигсберга, награждён тремя орденами Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степеней, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», юбилейными медалями.

Рождённая во время войны дружба между танкистами и художниками продолжалась долго. В частности, С. Маршак до конца жизни поддерживал связь с танкистами.

После войны работники искусства Москвы установили шефство над одной из танковых частей: «Мы свято храним в памяти героические подвиги «Беспощадного», с экипажем которого дружили на протяжении всей войны. Надеемся, что и вам удалось добиться хороших результатов в боевой и политической подготовке», - написали воинам Кукрыниксы.

А в украинском городе Новоград-Волынский соорудили в память о войне мемориальный комплекс, в центре которого расположен тяжёлый танк с надписью на башне «Беспощадный». В памятник заложили капсулу с обращением к будущему поколению свято хранить и умножать славные традиции героев войны, зорко стоять на страже рубежей Родины.

На открытие был приглашён и Е.С. Царапин.

Автор:Н. Неверова