Лента новостей
Статья22 сентября 2011, 15:34

Тепло сердец - детям

«Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик», «Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой»… Не правда ли, знакомые с самого детства строки? И ассоциации, которые они вызывают, особые – манная каша по утрам, шкафчики с вишенкой или зайкой, обязательный «тихий час» и прогулки парами. Вспомнили? Правильно, все мы вышли из детства, а большинство – из детства детсадовского.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
В проекте нового закона «Об образовании» дошкольное образование теперь - составная часть системы общего образования, причем часть важная и самостоятельная. Но при этом отнюдь не обязательная - как семейного воспитания никто не отменял, так и детсадовского навязывать не будет. Изменения лишь закрепляют преемственность образовательных программ и направляют дошкольное образование на достижение детьми уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими знаний и школьных программ.
В нашем районе «среда обитания» дошколят представлена, главным образом, одним дошкольным образовательным учреждением – детским садом «Березка» с одним филиалом, Сампурским. Детсад называют «родным» посещающие его 160 воспитанников.
Но сегодня «березовую» монополию потеснили образованные при общеобразовательных учреждениях и успешно функционирующие 3 дошкольные группы с общей численностью 62 ребенка.
Для обеспечения доступности дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях и учреждении дополнительного образования в районе открыто 12 групп предшкольной подготовки, которые посещают 82 ребенка старшего дошкольного возраста. В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в нашем районе планируется открытие 15 консультационных пунктов на 200 детей. Таким образом, охват дошкольным образованием планируется увеличить до 70 процентов.
Именно детский сад позволяет обнаружить в детях ростки таланта, с детского сада начинается выявление талантливых детей. Ежегодно проводятся конкурсы детских рисунков для дошкольников, интеллектуальный марафон «Умники и умницы». В этом году в различных конкурсах приняло участие более 20 детей дошкольного возраста.
По данным управления образования и науки области, еще три года назад на Тамбовщине охват всеми формами работы с дошкольниками был на уровне 37 процентов. Сегодня эта цифра возросла до 65 процентов. До конца 2011 года в регионе планируется дополнительно ввести 5 тысяч мест в различных вариативных формах предоставления образовательных услуг, тем самым повысив эту планку до 70 процентов. Остальной «пробел» должен быть перекрыт в ближайшие два-три года. Таким образом, проблема очередности в детских садах будет полностью снята.
Ситуация с детскими садами региона – нехватка мест, самые разнообразные вопросы, связанные с ремонтом, «добровольными пожертвованиями» родителей, в последнее время часто становилась предметом обсуждения, в том числе – и на уровне губернатора области О. Бетина, который держит «руку на пульсе» образования, в том числе – и дошкольного.
И положительные изменения в этой сфере есть. В регионе активно развиваются вариативные формы дошкольного образования. Созданы и успешно работают около трех сотен групп предшкольной подготовки и почти столько же групп кратковременного пребывания детей. Активно развиваются центры игровой поддержки, консультативные пункты различной направленности для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, а также семейные группы. В каждом муниципалитете действует своя программа развития дошкольного образования.
Кроме того, для комплексного решения всех проблем была разработана и принята программа развития системы дошкольного образования Тамбовской области на 2011-2015 годы. На реализацию мероприятий программы будет потрачено порядка 2,5 миллиарда рублей. За это время в области будет построено 19 дошкольных образовательных учреждений, 33 перепрофилированных здания вернутся детским садам и будут реконструированы.
Конечно, много говорится о доступности дошкольного образования, о сокращении очередности, создании условий для реализации новых образовательных стандартов, но один из главных вопросов – кадровый. Кадры и здесь «решают все».
Разрабатываются меры поддержки и выявления талантливых педагогов, активно «растущих», занимающихся самообразованием, работающих высокопрофессионально и грамотно.
Воспитатель детского сада «Берёзка» Елена Сергеевна Конкина отдала детям почти четверть века своей педагогической карьеры. Четверть века ежедневных забот и открытий, маленьких радостей и огорчений, поиска новых подходов и высокой отдачи.
Сегодня для нее нет «трудных случаев». Сегодня ее профессионализм, мастерство, а еще – умение понимать и ставить себя на место маленького человечка не оставляют места для нестандартных ситуаций и нерешенных проблем – все они по плечу Елене Сергеевне.
Конечно, когда молодая выпускница Тамбовского педагогического училища пришла в свою первую группу, это было не просто воспитание, но и «испытание на прочность». Причем воспитывали и она детей, и они ее. Учились понимать и сочувствовать, уважать и щедро делиться с другими. Всегда рядом с малышами была любимая воспитательница. А сегодня она - участник заключительного этапа II Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2011 года», победитель муниципального этапа конкурса.
Но каких бы высот она ни достигла, главным останется ее любовь к детям. Ведь как много значит маленькая ладошка, доверчиво спрятавшаяся во взрослой ладони – рука об руку ребенок и воспитатель идут к новым достижениям и открытиям.

ОТ СВЕТЛОГО ИСТОКА
На первый взгляд – перед нами обычный школьный класс. Но это - только на первый взгляд. Все здесь – миниатюрное, уютное и чрезвычайно милое. Заглянув однажды, хочется остаться …ну, если не навсегда, то надолго.
Кажется, что попал в совершенно другой, отнюдь не школьный мир. Мир, где живут веселые зверюшки и герои сказок, времена года развернулись во всем великолепии, ярко демонстрируя свои особенности, а в уютном уединенном уголке, скрытом зеленью комнатных цветов, так хорошо помечтать, погрустить, или просто остаться наедине с самим собой.
Ко всем предметам, которые нашли здесь пристанище, очень подходят уменьшительно-ласкательные суффиксы. Шкафчик, стульчик, столик….
Этот мир – мир детства, детства беззаботного и шаловливого, когда семимильными шагами идет процесс развития и познания окружающего мира, когда ребенок, как губка, впитывает в себя все – и хорошее, и плохое, когда главная задача, стоящая перед воспитателями личности, – вырастить Человека. Человека думающего, мыслящего, образованного, развитого духовно и физически, с крепким здоровьем и высокими адаптационными возможностями.
Этот мир открывается в групповой комнате предшкольной подготовки Бахаревской школы, в которой царят доброта и понимание, уважение к маленьким человечкам, где впервые открывается для них увлекательная дорожка – начало долгого пути по дороге знаний. И ведет их «от светлого истока» детства к порогу большой школьной жизни опытный педагог, настоящий профессионал своего дела Вера Валентиновна Волосатова.
…Ох, как непросто молодым мамам в селах! При многих «плюсах» - свежий воздух, экологически чистое питание, сельское воспитание, основанное на традициях уважения и трудолюбия, - есть один большой минус: отсутствие детских дошкольных учреждений.
А при тех требованиях, которые сегодня ставятся перед учениками, детские сады, помимо воспитательной, несут и огромную образовательную миссию.
Группы предшкольной подготовки, активно создаваемые сегодня при школах, не ставят своей целью быть альтернативой детским садам, а призваны частично компенсировать их отсутствие или территориальную отдаленность и качественно подготовить ребятишек к первому классу. А еще – как можно раньше увидеть талант ребенка и помочь раскрыть его.
Такая группа в Бахарево – не просто помощь родителям и педагогам начальной школы, это возможность для детей проявить себя, подготовить к жизни в коллективе, осознать, что вскоре придется жить «по звонку», уважать других ребятишек, считаться с мнением коллектива и подчиняться требованиям дисциплины.
Вера Валентиновна, долгие годы проработав учителем начальных классов, «примерила» на себя роль воспитателя малышей не случайно – она один из опытнейших педагогов, ребята идут к ней с удовольствием. И, кроме того, сама – человек наделенный многими талантами, она видит потенциал каждого ребенка, его склонности и возможности. Ну что тут можно сказать, если все стены в классе расписаны ее рукой? Конечно, чрезвычайно скучно прийти в группу с однообразными крашеными стенами, и совсем другое – когда на тебя смотрят герои любимых сказок и мультиков!
Группа, согласно требованиям, поделена на «зоны» и «уголки». Учебная, спортивная и игровая зоны, уголок природы, уголок уединения, уголок здоровья, уголок мальчиков и девочек… При высокой подвижности дошколят им все же требуются периоды покоя, когда можно посидеть и поразмыслить, или просто отдохнуть. Все это предусмотрено в групповой комнате предшкольной подготовки.
Вера Валентиновна внимательно следит за своими маленькими воспитанниками, ведь, возможно, сегодняшний прихотливый завиток на альбомном листе завтра станет основой таланта художника, а правильно решенный пример – началом успешной карьеры руководителя.
Ведь огромную роль в процессе становления Личности играют те, кто ведет ребенка по пути развития, кто видит его возможности и раскрывает потенциал, кто превращает процесс образования в интересное познание мира.
Воспитывать Человека. Задача трудная, особенно – на начальном этапе ее реализации. И здесь воспитатель превращается в скульптора, из податливого материала детской личности лепящего будущее человека. Правда, материал порой попадается трудный - «колючий» и «кусачий». И здесь на помощь педагогу приходят важнейшие слагаемые успеха – опыт, профессионализм, мастерство и знания. А главное – любовь. Любовь к его маленьким подопечным, которые только начинают жизнь от светлого истока детства.

Автор:Светлана Сабитова