Лента новостей
Статья6 апреля 2015, 10:00

Только было бы всё спокойно

Разведчик, орденоносец

Мой отец, Бацунов Александр Петрович, родился 20 августа 1908 года в посёлке Кариан-Строганово в семье железнодорожника. Когда ему исполнился один год, трагически погибла его мама и на воспитание взяла его бабушка, которая жила в деревне Берёзовка Сампурского района. Там он вырос, женился в 1927 году, там родились все дети. Наша деревня Берёзовка находилась в полутора километрах от тогдашнего совхоза "Маяк" Ржаксинского района. На территории совхоза около конторы на столбе висело радио. Мы, дети, всегда бегали туда, чтобы послушать. Мне шёл тогда восьмой год, но я как-то по-взрослому относилась ко всем сообщениям. Про войну уже ходили какие-то слухи, молодых мужчин из нашей деревни обучали военному делу в селе Медном за семь километров от нашей деревни.

И вот 22 июня 1941 года по радио сообщили, что Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Всех охватил ужас. 2 июля 1941 года отцу и другим мужчинам вручили повестки явиться с вещами в Сампурский военкомат. Провожали всей деревней, столько было слёз, крика, ужаса. Деревня наша осиротела, остались одни старики, женщины и дети.

Вскоре от отца пришло письмо. Он написал, что находится на учениях на станции Рада. Мама два раза ездила к нему, а потом пришло письмо, в котором отец сообщил, что их обмундировали, одели во всё новенькое и в начале августа отправили на фронт. Он сразу попал в 21-й разведывательный батальон, бывал в самых горячих точках, воевал под Ржевом, на Курской дуге, в страшном танковом сражении в Прохоровке. Рассказывал позже про все ужасы, что там были.

Первой наградой за его ратные дела стал орден Красной звезды. В 1943 году вступил в партию. Житель деревни, не имеющей поблизости речки, он два раза переплывал Дон. Оборонял Сталинград под командованием генерала Чуйкова, награждён медалью "За оборону Сталинграда".

Письма от отца приходили очень редко и мы с огромным волнением их ожидали. После Сталинграда уже под командованием маршала Г. К. Жукова с тяжёлыми боями продвигались на запад, освобождая города и населённые пункты.

Отец участвовал в исторической встрече с войсками союзников на Эльбе. И об этом он много рассказывал.

Освобождал Польшу, награждён медалью "За взятие Варшавы", медалями "За взятие Берлина", "За победу над Германией". Он побывал в рейхстаге, в городе Потсдаме. И уже после 9 мая, двигаясь с группой солдат по Берлину, был случайно ранен осколком в лицо. В результате ранения оказался повреждён зрительный нерв. Рану залечили, но никто не обратил внимания, что отец потерял зрение на один глаз. Все были так рады Победе и тому, что просто живы.

Я ясно помню, как закончилась война. Проснулась очень рано. Ночью прошёл тёплый майский дождь, утром светило солнышко и показалась изумрудно зелёная травка. По радио объявили - война кончилась. Люди бежали со всех сторон, кто-то смеялся, радовался, большинство плакали, но всеобщая радость побеждала.

После Победы все, кто остался жив, стали возвращаться домой, а наш отец вернулся только в ноябре 1945 года. Так как он служил в разведке и во время войны почти не имел серьёзных ранений, его направили на восток - началась война с Японией, а он был молодой, партийный. Война с Японией быстро закончилась, не успели доехать до места, их вернули с половины пути.

После возвращения с фронта отец начал работать в своём родном колхозе "Дружба" Сампурского района. Был и председателем, и бригадиром, и кладовщиком, но образования не хватало - всего два класса. Наша деревня была маленькая и неперспективная. Отец решил в 1961 году переехать на родину, в Кариан-Строганово, так как младшие дети уже учились, а в нашей деревне школа только 4 класса, а после или Сатинка за 18 километров, или Чакино за 14. А в Кариан-Строганово жили все родственники отца, и школа находилась рядом.

Построил отец свой дом и начал работать в совхозе "Сухотинский". Потом, когда отделение ликвидировали, поступил работать в райтопсбыт на должность кладовщика, где и доработал до пенсии.

В 1985 году награждён орденом Отечественной войны второй степени, а также юбилейной медалью "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.". Как имеющий орден Красной звезды, он мог пользоваться бесплатным проездом на железнодорожном транспорте, но льготой этой успел воспользоваться всего лишь один раз, когда ездил в Ленинград, где учился мой старший брат. Это было в 1946 году, а спустя время льготу отменили, и отцу было очень досадно. Ничего не поделаешь, такое время было.

Папа наш был очень добрый и отзывчивый человек. Мне кажется за всю свою жизнь он не обидел зря ни одного человека. Умер папа в 1990 году, в июне, на 82-м году жизни. Мы, дети и внуки, помним и любим его. Он всегда говорил нам, что День Победы самый главный и лучший праздник, чтобы всегда его отмечали и не работали в этот день. Мы всё это помним и выполняем.


Военное детство

Расскажу о своём военном детстве. Перед войной нас было уже пять детей, а в 1941 году родился ещё мальчик. Мама и старший брат сутками работали в колхозе. В 1941 году был высокий урожай и люди всю зиму вели молотьбу, а дома всеми делами управляла я. Зима 41-42 годов была очень суровой и снежной. Печь топили соломой и мы все жили на печи. Маленький брат простудился и умер от воспаления лёгких в 1942 году.

Я пошла в первый класс в 1941 году, доучилась до ноября и пришлось бросить школу. Самостоятельно, с помощью старшего брата я научилась писать и читать, а потом писала письма отцу на фронт. У меня с детства была хорошая память. Я хорошо помню речь И. В. Сталина по радио. Когда началась война, он обращался ко всему народу и в конце говорил - враг будет разбит, победа будет за нами.

Благодаря совхозу "Маяк", мы знали все новости с фронта: во-первых - радио, по которому Левитан сообщал все сводки информбюро, а во-вторых, в совхоз постоянно привозили газеты и боевые листовки. В газетах печатались слова военных песен, стихотворения. Одно из них запомнила на всю жизнь:

Шумел, шумел сосновый бор,
Шумел, забыв про сон.
Вдали увидел дед Егор
Немецкий эшелон.
Он бомбы вёз, снаряды вёз.
От туч он чёрным стал.
Он жаждал сотни детских слёз.
Кровавых жертв искал.
У партизан закон суров,
И вражий паровоз
Той ночью покатился в ров,
Как камень под откос.
Шумит, шумит сосновый бор,
Века он простоит.
С сынами верными Егор
Отчизну отстоит.

После войны в нашей семье родилось ещё две девочки. Теперь нас стало семеро, два парня и пятеро девочек. Пятерым из нас родители дали высшее образование. Двое братьев уже умерли, осталось нас пятеро сестёр. Все преклонного возраста. Сейчас я вспоминаю с болью и радостью о голодном и холодном детстве и нахожу в нём осколки своего счастья. Они дороги мне потому, что там была наша мама и вся большая и дружная семья.

Мне уже 82 года. В 2011 году умер муж. Мы воспитали двух дочерей, дали им высшее образование, живут и работают в Тамбове. Есть внук, правнучка. Будут ли они счастливы? Время покажет. Только было бы всё спокойно.

Фото из архива автора

Автор:Кариан-Строганово